Актуализация проблемы
Экономические и социально-политические реалии на постсоветском пространстве таковы, что наблюдается постоянный рост миграционных потоков из бывших союзных республик в Россию. Количество мигрантов из этих регионов в России постоянно увеличивается. Всё чаще в наших школах обучаются дети этих мигрантов. Эта тенденция актуальна и для нашей школы. Постоянно увеличивается число детей представителей различных этнических групп. Подавляющая часть из них исповедуют ислам. У них другая религия, мировоззрение, национальные традиции, менталитет, наконец. Учитывая демографическую ситуацию в России можно прогнозировать дальнейший рост численности национальных диаспор на российской территории. Есть примеры проявления неуважения представителей этих диаспор обычаев и традиций местного, то есть русского населения, что может привести к конфликтам на национальной почве. Недавние события в г. Кондапоге показали, что вероятность этих конфликтов реальна. Очевидно, что возникновение таких конфликтов несёт угрозу безопасности и территориальной целостности России.
В связи с этим актуальной становится проблема формирования, воспитания толерантных норм взаимодействия представителей различных национальностей. Кроме того, жизнь общества всё более характеризуется настроениями нетерпимости, связанными с возрастающими культурными, религиозными и социальными различиями между людьми. Преодоление этой ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве ценностной мировоззренческой установки у школьников, становится актуальной задачей современного образования. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе.
Пути решения проблемы
В МОУ СОШ № 71 был разработан проект (автор В.Н. Курюкина) по формированию толерантных качество образовательной среды. Основная идея проекта заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на те качества, которые позволяют ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим. Формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззрения школьника. Поэтому целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в эффективном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций города.
Реализация проекта будет осуществляться в течение трёх лет.
Для работы над проектом было сформировано 4 учебных центра, работающих над реализацией различных аспектов толерантного воспитания. Один из центров является координационным, функцией которого является координация всей работы и анализ социологических исследований и методических разработок других центров.
Ниже приведены названия центров и их ключевые идеи:
Центр “Инсайт” - понимание, открытие, внедрение.
Центр “Милосердие” - помощь, соучастие, опыт
Центр “Поддержка” - сочувствие, сопереживание.
Центр “Контакт” - безопасность, религия, решение конфликтов.
Центр “Аналитика” - координация разработок всех центров и их работы.
Методологию работы в рамках проекта по формированию толерантной среды можно проиллюстрировать на примере деятельности центра “Контакт”. В соответствии с концепцией проекта целью деятельности центра является создание условий и образовательной среды для воспитания толерантной личности и формирование в школе атмосферы неприятия насилия.
В свете изложенной концепции основными задачами деятельности центра являются:
1. Изучение терроризма как наивысшего проявления интолерантности. Предполагается адаптировать алгоритм действий в условиях террористического акта к условиям МОУ СОШ № 71, а также включить в учебный план ОБЖ уроков по безопасному поведению в толпе. Планируется также написание рефератов по этой проблеме.
2. Знакомство с основными мировыми религиями как культурным наследием человечества, проповедующими ценности толерантного взаимодействия людей и сообществ. Эта задача будет реализовываться через элективные курсы, лекции, беседы, видеоматериалы.
3. Формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов разработкой и введением в учебный план элективного курса “конфликты и их разрешение”.
4. Воспитание толерантного подхода к взаимодействию представителей различных этнических групп разработкой уроков по изучению национальных культур и традиций, представленных в школе: русской, азербайджанской, армянской, татарской.
5. Организация правового воспитания учащихся как инструмента создания толерантной социальной среды.
6. Формирование у учащихся установок на здоровый образ жизни как необходимого условия воспитания толерантной личности.
Ожидаемые результаты
- Создание системы мониторинга образовательной среды в аспекте формирования толерантных качеств, экспертизы образовательных программ и технологий.
- Создание и апробация эффективной модели социального взаимодействия школы и общества (общественные организации, СМИ, другие школы).
- Создание новых образовательных программ, внедрение “фактора толерантности” в школьные дисциплины (литература, иностранный язык, история, МХК), разработка оригинальных курсов (ОБЖ).
- Разработка системы мероприятий по развитию толерантных качеств личности учащихся, педагогов, родителей.
- Создание “команды” педагогов, объединённых единым видением проблемы толерантности. Создание системы развивающих тренингов и семинаров для педагогов. Формирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в сфере толерантного образования.
- Публикация материалов проекта.
Литература
1. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру М. 2001.