Психолого-педагогические предпосылки развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Проблема повышения качества образования в последние годы получает новый ракурс рассмотрения. Так, в “Концепции модернизации образования на период до 2010 года” она соотносится с изменением содержания образования (соответственно и его результата), которое для общего образования выступает как “новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции”.

На современном этапе развития образования компетентностный подход стал ответом на появившееся противоречие между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём из-за увеличения объёма информации, подлежащей усвоению. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориентации, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта.

О.Е. Лебедев отмечает, что применительно к компетентностному подходу: смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся; содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; образовательный результат основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Следует отметить, что понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, не имеет однозначного определения. В психолого-педагогической литературе к настоящему времени определены разные подходы к определению понятий “компетентность” и “компетенция”.

Под компетенцией С.Е. Шишов и И.Г.Агапов понимают общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на её успешное включение в трудовую деятельность. Б.Д. Эльконин определяет компетентность как квалификационную характеристику индивида, взятую в момент его включения в деятельность.

Б.И. Хасан отмечает, что компетенции - это цели (поставленные перед человеком), а компетентности - это результаты. А.В. Хуторской считает, что под компетенцией необходимо иметь в виду некоторое отчуждённое наперёд заданное требование к обязательной подготовке ученика, а под компетентностью — уже состоявшееся личностное качество (характеристику). И.Д. Фрумин выделяет, что “понятие компетентности связано с выполнением сложных практических задач.

Выполнение данных задач требует не только наличия определённых знаний и умений, но также определённых стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения этих знаний и умений...”.

Обобщая многочисленные исследования психологов и педагогов в области использования компетентностного подхода в образовании (как зарубежных исследователей — Т. Орджи, Дж. Равен, М. Холстед и др., так и отечественных - И.Г.Агапов, А.А. Пинский, В.В.Сериков, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.), отметим, что компетенция применяется для обозначения образовательного результата, выражающегося в освоении учащимися знаний определённой предметной области, в умениях мыслить её категориями, решать предметно-ориентированные задачи. Компетентность определяется как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности; как качество личности, проявляющееся в способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда ученики, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

В соответствии с направлениями реализации компетентностного подхода в образовании (ключевые компетенции, обобщенные предметные умения, прикладные предметные умения, жизненные навыки) компетенции разделяют на: ключевые компетенции - это общие компетенции человека, которые необходимы для социально-продуктивной деятельности, базовые - компетенции в определённой области и специальные - компетенции для выполнения конкретного действия, решения конкретной проблемы или задачи. А.В. Хуторской определяет: ключевые компетенции - наиболее общие (универсальные) культурно выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества; это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений (путем опыта их успешной реализации).

В статье мы рассматриваем понятие “компетентность” как результат, который должен быть достигнут в процессе применения знаний на практике.

Проводя анализ образовательных стандартов по отражению в них идей компетентностного подхода, Т.В. Иванова в своем исследовании “Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы” выявила, что математика входит в группу предметов, в которых практически весь стандарт строится на основе компетентностного подхода, то есть математика - это предмет, нацеленный на формирование ключевых компетентностей.

С.Е. Шишов, В.А. Кальней, А.А. Пинский выделяют признаки ключевых компетентностей. Ключевые компетентности:

  • обладают интегративной природой, то есть вбирают в себя ряд однородных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности;
  • многофункциональны, то есть овладение компетентностью позволяет решать разные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни;
  • надпредметны и междисциплинарны, то есть, способны к переносу из одной предметной области в другую и применимы в различных ситуациях;
  • многомерны, то есть ключевые компетентности включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения;
  • характеризуют практическую деятельность.

Ядром компетентности являются деятельностные способности - совокупность способов действий. Важный компонент — опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

К особенностям ключевых компетентностей относят способность эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности, в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решения задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов, а также при решении актуальных жизненных задач.

А.В. Хуторской отмечает, что формирование компетентностей происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных. Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.

Развитие компетентности - процесс, который “не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению”.

Учёные предлагают различные перечни ключевых образовательных компетенций (компетентностей). Анализ различных подходов к их классификации показывает, что во всех есть компетентность, связанная с познавательной деятельностью школьников.

В программных документах по модернизации российского образования выделяется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных.

А.В. Хуторской выделяет учебно-познавательные компетенции: “совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания”.

И.Я. Зимняя выделяет компетенции, относящиеся к деятельности человека:

  • компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
  • компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности.

Таким образом, проведённый анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой проблемам компетентностного подхода в образовании, позволил определить компоненты компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности и выделить критерии её развития:

  • понимание смысла информационного подхода при исследовании различных объектов;
  • владение основными операциями интеллектуальной (мыслительной) деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.;
  • обладание высоким уровнем системно-аналитического, логического и алгоритмического стилей мышления;
  • решение познавательных задач, нахождение нестандартных решений, разрешение проблемных ситуаций.

Важность компетентности в сфере познавательной деятельности обусловлена тем, что (согласно Г.И. Щукиной) познавательная деятельность:

  • вооружает знаниями, умениями, навыками;
  • содействует воспитанию мировоззрения, нравственных качеств учащихся;
  • развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность;
  • выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;
  • приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности учащегося, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития учащегося и формирования его личности.