Цели:
- а) формирование и обобщение знаний о воде,
явлениях природы (круговорот воды), связанных с
водой;
б) раскрытие противоречий между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;
в) формирование понятия “экологическая проблема” и убеждения в необходимости охраны воды в природе;
г) приобретение учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в практической деятельности по охране воды в природе. - а) преодоление потребительского подхода к
использованию воды, безответственного отношения
к ней;
б) воспитание бережного отношения к пресной воде. - а) работа в модульном блоке;
б) развитие навыка самостоятельной и практической работы.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Мы начинаем урок окружающего мира и продолжаем изучать раздел: “Эта удивительная природа”.
Тема сегодняшнего урока: “Вода. Берегите воду!” Это уже четвертый урок, связанный с изучением воды. Наш урок будет состоять из двух частей:
Цель I части урока:
Обобщение знаний о воде, ее свойствах, составе воды, о трех состояниях воды в природе и явлениях, связанных с водой.
Цель II части урока:
а) получить – новые знания по теме: “Берегите воду!”;
б) мы попытаемся раскрыть противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;
в) приобрести знания и умения, позволяющие вам участвовать в практической деятельности, связанных с охраной воды в природе.
Реализация знаний учащихся.
- Начинаем первую часть урока, целью которой является (учащийся называет цель, глядя на опору: ОБОБЩИТЬ…).
1. Беседа по изученному материалу.
- Что вы знаете о воде и ее значении?
(Учащийся рассказывает у доски, что вода входит в состав любого организма, содержится во всех частях растений, теле животного и человека. Масса воды в теле человека составляет почти 2/3 его массы. В сутки человеку необходимо 2 л воды. Вода источник жизни на земле.)
- Какая масса вода в твоем теле? (30 : 3 х 2 = 20 кг)
- Определи, что входит в состав воды, используя карточки.
(На доске вывешены карточки: ил, кислород, водород, примеси, минеральные соли, песок, камни. Учащийся выбирает нужные карточки: кислород, водород, минеральные соли и примеси ).
- Есть другие мнения?
Дополнение учителя: Да, именно такой состав имеет вода, которую мы употребляем. Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода не вкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья.
- В каких состояниях находится вода в природе?
(Учащийся рассказывает о трех состояниях воды: твердом, жидком, газообразном)
- Как выглядит вода в природе в твердом состоянии?
(Лед, снег)
- Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
(Пар, туман)
- Где можем наблюдать воду в жидком состоянии?
(Обычное состояние: моря, реки, озера, ручейки, лужи и т.д.)
- Покажи на схемах, где какое состояние воды.
(На доске три схемы, три карточки с название состояний воды: твердое, жидкое, газообразное. Учащийся крепит карточку около схемы). Оценка.
- Какие свойства воды вы знаете?
(Учащийся рассказывает о свойствах воды: без запаха, без вкуса, бесцветная, вода – растворитель, имеет свойство фильтрование, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжижается)
- Где в быту используются свойства воды – растворитель?
(На кухне, при готовке еды; когда умываемся)
- А свойство, что вода при нагревании расширяется?
(Когда закипает кастрюля, вода из нее выливается)
- Спасибо, садись.
Дополнение учителя: Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизни он очень тесно соприкасается с ними.
2. Модульный блок. Выполнение практических заданий.
Продолжаем обобщать знания о воде. Сейчас каждый из вас должен показать свои знания и умения в практической деятельности. Возьмите листок с заданиями и приступайте к их выполнению.
Выполни задание:
|
Физкультминутка.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
О каких свойствах воды вы узнали из физминутки?
(Вода – растворитель, текучесть воды. Учитель крепит на доску данные свойства: Вода течет, растекается повсюду.).
Сели ровно, продолжаем урок. Некоторые ребята уже получили оценки, вы тоже можете получить ее, выполнив тест.
3. Выполнение тестовых заданий учащимися самостоятельно. (Пока дети работают, учитель убирает доску.)
Закончили работу, положили на край парты.
Итог I части урока:
Мы обобщили знания о воде, ее свойствах, о трех состояниях и явлениях, связанных с водой.
1. Сообщение целей II части урока.
Переходим ко второй части урока, напоминаем цели, глядя на опоры.
а) получить – новые знания по теме: “Берегите воду!”;
б) мы попытаемся раскрыть противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;
в) приобрести знания и умения, позволяющие вам участвовать в практической деятельности, связанных с охраной воды в природе.
2. Рассказ учителя.
Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (Реку.)
(Учитель, рассказывая, на доске моделирует картинку: деревья, цветы, солнце, животные)
Течет река. Бежит река.
Бежит река издалека.
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока.Растут деревья и цветы,
И солнце свети с высоты.
Животные приходят на рассвете
Попить воды, как с родника.
- Что хочется сделать при виде такой реки? (искупаться)
- Да, ребята, такую чистую воду в водоемах надо беречь. А почему спросите вы? Казалось бы, что воды на Земле очень много. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. Пресной воды существенно меньше и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Вода нужна людям не только для питья. Без нее не уберешь, не постираешь. Уборка городских улиц, мытье машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды. Ученные подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемах попадает столько вредных веществ с ферм, заводов, бытовых использования, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.
И поэтому, ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения.
А происходит это примерно так:
Приезжают отдыхать на берег реки туристы. Они разжигают костер, кушают и выбрасывают мусор в реку.
- Что происходит? (Река загрязняется).
- Проходит время и на берегу реки люди построили завод для изготовления бумаги. Он использует воду и потом грязную сливает в реку.
- Что случилось с рекой и ее обитателями? (Рыба умирает, животные заболевают – река гибнет)
- Значит нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не будет книг, тетрадей)
- Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе?
ВОТ И ВОЗНИКЛО ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ (ОБЩЕСТВОМ) И ПРИРОДОЙ.
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Сейчас мы узнаем правильное его толкование из толкового словаря.
- Возникает вопрос: Что же делать?
- Как вы думаете, ребята? (учитель выслушивает ответы 2-3 человек)
- Давайте узнаем, что предлагают нам взрослые, автор нашего учебника в статье на стр. 58.
3. Работа с учебником.
Учащиеся читают статью, с комментариями учителя.
- Оказывается воду можно очищать. Как можно воду очищать?
а) строить очистительные сооружения, где воду очищают от ядовитых веществ;
б) загрязненную воду очищают и снова используют в целях экономии воды.)
- Эта проблема, очистки воды, очень остро стоит и в нашем городе Ноябрьске. Но уже в этом году будут введены в эксплуатацию система очистки воды. По какому принципу она будет работать, фильтрование воды или воду будут очищать особыми бактериями мы узнаем с вами позже.
- Такими серьезными вопросами занимаются взрослые, а вы дети, можете принимать участие в охране воды? Как?
а) не загрязнять водоемы, реки, озера, где отдыхаем, напоминать об этом взрослым; не оставлять открытыми краны, чтобы зря не лилась вода)
Дополнение учителя: Из 1-го крана, если он течет, за сутки выливается 500 литровых банок воды! Ими можно заставить всю кухню снизу - доверху.
б) экономить воду, не расходовать ее напрасно, когда моешься, стираешь)
- Правильно!
Дополнение учителя: Как это делать, узнайте поподробнее из статьи учебника “Не расходуй воду напрасно”, которую вы прочитаете дома.
А еще хочу сказать, что ребята, которые живут в поселках и городах, которые находятся на берегах рек, вместе с взрослыми занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием “Голубой патруль”. Собирают мусор у водоемов.
Существует Всемирно известная организация “Гринпис”.
- Кто знает как переводится это слово, может кто-нибудь слышал? (Зеленый мир).
- Она тоже пытается разрешать противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения. “Гринпис” часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих дома есть компьютера и выход в интернет. Вы можете взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции.
Например: защита озера Байкал от загрязнения после строительства нефтепровода и др.,
- А еще эта организация снимает очень много фильмов по охране и защите водных ресурсов. Мы посмотрим отрывок из такого фильма.
Закрепление знаний.
(Просмотр отрывка видеофильма).
- Понравился вам фильм? Что вы запомнили?
(Вода – это богатство, которое нужно беречь. Она источник жизни на Земле )
Задание на дом.
- Запишите домашнее задание: прочитать стр. 57 – 60, ответы на вопросы стр. 61, в рабочей тетради стр. 25.
VI. Итог урока.
- Чему вы научились на уроке?
- Мы получили новые знания о воде и почему ее необходимо беречь!
- Узнали, как ее надо беречь и какое можно принимать участие в ее охране.
- А также мы попытались разобраться, как можно разрешить противоречия между обществом и природой по охране воды.
Просмотр детских плакатов на тему: “Берегите воду”
– Вам было задано домашнее задание на сегодня – нарисовать плакаты на тему: “Берегите воду!”. Давайте посмотрим их. Очень хорошие рисунки получились.
- Чей плакат? Что ты хотел им сказать? Я поставлю всем оценку “5” на уроке изобразительного искусства.