Из опыта работы мастер-класса. Работа учителя с оценкой и отметкой

Разделы: Общепедагогические технологии


С.И.Ожегов дает определение понятию отметка, отметка – это знак, сделанный на чем-нибудь; в системе образования – это оценка знаний, поведения учащихся.

Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого, чего-нибудь; в системе образования – это оцененные знания отмечены отметкой.

Таким образом, на основании определения можно сделать вывод, что оценка не равна отметке, вот это в своих исследованиях я и должна доказать и опишу мою работу с учителя с оценкой и отметкой по плану

  1. Определение и вывод
  2. Исследования.
  3. Вывод.

Сначала я провела анкетирование в 1-х и 4-х классах:

  1 классы (40 чел) 4 классы (40 чел)
Зачем ты идешь в школу?

А) получить знания

Б) встретиться с друзьями

В) получить оценку

30%

30%

40%

45%

10%

45%

Когда ты больше доволен посещением школы?

А) тебя похвалили

Б) ты получил оценку

50%

50%

30%

70%

Когда ты не выучил урок и пришел в школу, то для тебя лучше

А) чтобы тебя наказали словесно

Б) чтобы тебе поставили “2”

   

 

100%

В представлении первоклассников получить оценку – это достижение. Даже “2” для него – это оценка. Приведу такой пример: в 1980 г. ученик 1 класса бежит домой и кричит “Я получил оценку!” Он очень рад, хотя эта оценка обозначена отметкой “2”. Поэтому правильно, что 1 и 2 год обучения не оценивается отметкой т.к. первоклассники еще не понимают сути отметки. Но учитель первых классов ведет лист наблюдений за достижениями ученика, т.е. для себя используя какие-то “знаки” отметки для оценивания успехов ученика. Например, в нашей школе на основании методических рекомендаций составлены листы достижений (см. Приложение 1).

Если мы сравним ответы в анкете, то мы можем сравнить осознанность ответов учащихся первых классов и четвертых.

Учащиеся 4 класса уже более осознанно относятся к поставленным вопросам. В своем большинстве они считают, что посещение школы – это и получение знаний и получении оценки за свой учебный труд.

А понимают ли учащиеся, что такое отметка, а что такое оценка? Из опроса я выяснила, что нет. Ведь по сути своей даже словесное оценивание – это вид отметки. Но дети считают, что если меня поругали в школе, то ведь родители об этом не узнают. И ребенок спокоен.

Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему дается, а что не дается. Для одного ученика “2” - это переживание, а другой – равнодушен даже к положительной оценке. Т.е. оценка по своей сути носит и продуктивный и эмоциональный окрас. Т.к. для некоторых учащихся отрицательная оценка – это переживания, ущемление его самолюбия и развитие комплекса “я неуспешен”.

Поэтому учитель как дирижер перед оркестром, с помощью оценки-отметки должен построить учебный процесс так, чтобы личные качества каждого учащегося не были унижены, а наоборот, развивались. Необходимо увеличить вероятность получения положительного состояния учащегося. Вот что пишут учащиеся 4 класса, рассуждая об оценке. Пред ними поставлены следующие вопросы:

1. Что такое оценка?

2. Зачем она нужна?

3. За что я получаю оценку?

4. Какой она может быть?

  • “Я считаю, что оценка – это когда меня ценят, как человека” (Маргарита)
  • “Я считаю, что оценка – это когда тебя оценивают как ученика, друга” (Настя)
  • “Я думаю, что оценка – это баллы, которые мы заработали за свои знания” (Ваня)

Это ответ на первый вопрос, а на второй они ответили так: “Я думаю, что оценка нужна для того, чтобы знать как тебя оценивают другие” (Маргарита)

  • “Я думаю, что оценка нужна мне, чтобы знать, над чем мне поработать в учебе; и какие качества характера изменить” (Настя)
  • “Я думаю, что оценка нужна, чтобы доказать себе, что я могу учиться хорошо” (Ваня)

По своей сути дети по-разному понимают значение оценки и отметки, но каждый из них прав.

Итак, отметка – это средство поощрения и наказания. Оценка качества знаний помогает учителю выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательной процесса. Т.е. устанавливается обратная связь: педагог-учащийся, учащийся-педагог.

Нынешняя система оценки качества знаний обучающихся наряду с оценкой этих знаний дает возможность определить готовность к самоконтролю и снять состояние тревожности и страха перед проверкой знаний. В это время важен эмоциональный настрой учащихся на их успешность. Но чтобы достичь этого учащимся необходимо готовить к самооценке, уверенности к своему успеху. Поэтому, начиная любой урок с объявления темы, дети сами должны уметь поставить перед собой цель, какой компетентностью он должен овладеть к концу урока. Каждый ученик имеет перед собой лист компетентности. Но чтобы правильно оценить свои компетентности учащиеся должны владеть нормами оценки их знаний для получения отметки. С нормами оценки я знакомлю и детей, и родителей.

Например, по теме “Безударные окончания имен существительных” каждый ученик имеет перед собой таблицу:

Безударные окончания имен сущесвительных (мои компетенции)

Цвентух Иван, 4а

Дата

Часть речи

Род

Окончание

Склонение

Падеж

Проверочное слово

Написание окончания

Применение на практике

Кол-во ошибок

Контроль

10.11

+

+

+

-

+

-

-

-

3

 

12.11

+

+

+

+

+

+

+

-

2

 
                     

Итак, для себя ученик выбирает знак-отметку, которой он будет оценивать свои знания (отметку он может выбрать любую, даже “цветок” или просто “+”, видя перед собой эту таблицу, ученик будет стремиться к полному выполнению тех задач, которые стоят перед ним. У учителя такая же сводная таблица, но он постепенно заполняет ее, акцентируя внимание ученика на его достижениях и поощряя своей словесной оценкой к достижению успеха. Такие таблицы можно составлять по сем предметам и разделам программы.

Например:

Умножение многозначных чисел (мои компетенции)

Чаус Маргарита, 4а

Дата

Таблица умножения

Правила подписывания множеств

Выделение неполных произведений

Множитель, оканчивающийся на “0”

Сложение многозначных чисел

Кол-во ошибок

контроль

10.11

+

+

+

-

+

-

-

12.11

+

+

+

+

+

+

+

               

Эти таблицы – промежуточный измеритель наравне с проверочным, тестами, но они лучше помогают оценить свои знания, выделить свои неудачи, пробелы и стремиться к успеху.

После контрольной работы учитель может вместе с учеником составить таблицу его успешности и не успешности. Ученик пытается сам выделить те компетенции, которыми он должен пользоваться при выполнении самостоятельной работ и дать свою оценку знаниям. Напоминаю, чтобы правильно оценить свой труд, учащиеся должны владеть нормами оценки, понимать, за что они получают тот или иной балл (отметку).

Поэтому необходимо, во-первых, научить ребенка видеть, в первую очередь, свои успехи, а затем только недостатки: “Я овладел в совершенстве определением склонения, но затрудняюсь в определении падежа” или “Я усвоила алгоритм письменного умножения, но встречаются ошибки табличного умножения”

Затем необходимо научить учащихся оценивать ответы своих товарищей, используя нормы оценивания, но, начиная с положительного момента, уметь сравнить с ответами другого (например, при выразительном чтении)

Все это дает возможность не выставлять сразу отрицательную отметку, а дать возможность ребенку достичь успешность в том или ином разделе.

Психологи выделяют 4 фактора, которые определяют уровень мотивации достижения успеха:

1. Стремление к успеху “Я очень хочу это сделать” или “Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте”. Поэтому необходимо пробудить в детях желание узнать новое по проблеме, а если этого желания нет, то учить бесполезно.

2. Надежда на успех “Мне это по силам. Я справлюсь, я уверен в себе” или “Я не смогу этого сделать, у меня все равно ничего не получится”. Поэтому чаще всего урок или день я начинаю со слов “Вы все умеете, у вас все получится”.

3. Вероятность достижения успеха “Все зависит от меня” или “Я - пешка, от меня ничего не зависит”.

4. Субъективные (индивидуальные) эталоны оценки достижений “Сегодня ты стал лучше, чем вчера”.

Если у ребенка нет надежды на успех в деле, которым он занят, у него появляется ситуация избежания неудач.

Итак, если самостоятельную и проверочную работу ученик может оценить сам, выбрав для себя ту или иную отметку, то окончательную оценку его знаний с помощью отметки – балла определяет все-таки учитель, проводя контрольные работы по всем предметам. Они могут быть тематические, итоговые, промежуточные.

Итак, делаем вывод оценка и отметка не равны, хотя по своей сути служат одному и тому же делу – ученик должен чувствовать себя успешной личностью.