С.И.Ожегов дает определение понятию отметка, отметка – это знак, сделанный на чем-нибудь; в системе образования – это оценка знаний, поведения учащихся.
Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого, чего-нибудь; в системе образования – это оцененные знания отмечены отметкой.
Таким образом, на основании определения можно сделать вывод, что оценка не равна отметке, вот это в своих исследованиях я и должна доказать и опишу мою работу с учителя с оценкой и отметкой по плану
- Определение и вывод
- Исследования.
- Вывод.
Сначала я провела анкетирование в 1-х и 4-х классах:
1 классы (40 чел) | 4 классы (40 чел) | |
Зачем ты идешь в школу? А) получить знания Б) встретиться с друзьями В) получить оценку |
30% 30% 40% |
45% 10% 45% |
Когда ты больше доволен посещением
школы? А) тебя похвалили Б) ты получил оценку |
50% 50% |
30% 70% |
Когда ты не выучил урок и пришел в школу,
то для тебя лучше А) чтобы тебя наказали словесно Б) чтобы тебе поставили “2” |
100% |
В представлении первоклассников получить оценку – это достижение. Даже “2” для него – это оценка. Приведу такой пример: в 1980 г. ученик 1 класса бежит домой и кричит “Я получил оценку!” Он очень рад, хотя эта оценка обозначена отметкой “2”. Поэтому правильно, что 1 и 2 год обучения не оценивается отметкой т.к. первоклассники еще не понимают сути отметки. Но учитель первых классов ведет лист наблюдений за достижениями ученика, т.е. для себя используя какие-то “знаки” отметки для оценивания успехов ученика. Например, в нашей школе на основании методических рекомендаций составлены листы достижений (см. Приложение 1).
Если мы сравним ответы в анкете, то мы можем сравнить осознанность ответов учащихся первых классов и четвертых.
Учащиеся 4 класса уже более осознанно относятся к поставленным вопросам. В своем большинстве они считают, что посещение школы – это и получение знаний и получении оценки за свой учебный труд.
А понимают ли учащиеся, что такое отметка, а что такое оценка? Из опроса я выяснила, что нет. Ведь по сути своей даже словесное оценивание – это вид отметки. Но дети считают, что если меня поругали в школе, то ведь родители об этом не узнают. И ребенок спокоен.
Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему дается, а что не дается. Для одного ученика “2” - это переживание, а другой – равнодушен даже к положительной оценке. Т.е. оценка по своей сути носит и продуктивный и эмоциональный окрас. Т.к. для некоторых учащихся отрицательная оценка – это переживания, ущемление его самолюбия и развитие комплекса “я неуспешен”.
Поэтому учитель как дирижер перед оркестром, с помощью оценки-отметки должен построить учебный процесс так, чтобы личные качества каждого учащегося не были унижены, а наоборот, развивались. Необходимо увеличить вероятность получения положительного состояния учащегося. Вот что пишут учащиеся 4 класса, рассуждая об оценке. Пред ними поставлены следующие вопросы:
1. Что такое оценка?
2. Зачем она нужна?
3. За что я получаю оценку?
4. Какой она может быть?
- “Я считаю, что оценка – это когда меня ценят, как человека” (Маргарита)
- “Я считаю, что оценка – это когда тебя оценивают как ученика, друга” (Настя)
- “Я думаю, что оценка – это баллы, которые мы заработали за свои знания” (Ваня)
Это ответ на первый вопрос, а на второй они ответили так: “Я думаю, что оценка нужна для того, чтобы знать как тебя оценивают другие” (Маргарита)
- “Я думаю, что оценка нужна мне, чтобы знать, над чем мне поработать в учебе; и какие качества характера изменить” (Настя)
- “Я думаю, что оценка нужна, чтобы доказать себе, что я могу учиться хорошо” (Ваня)
По своей сути дети по-разному понимают значение оценки и отметки, но каждый из них прав.
Итак, отметка – это средство поощрения и наказания. Оценка качества знаний помогает учителю выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательной процесса. Т.е. устанавливается обратная связь: педагог-учащийся, учащийся-педагог.
Нынешняя система оценки качества знаний обучающихся наряду с оценкой этих знаний дает возможность определить готовность к самоконтролю и снять состояние тревожности и страха перед проверкой знаний. В это время важен эмоциональный настрой учащихся на их успешность. Но чтобы достичь этого учащимся необходимо готовить к самооценке, уверенности к своему успеху. Поэтому, начиная любой урок с объявления темы, дети сами должны уметь поставить перед собой цель, какой компетентностью он должен овладеть к концу урока. Каждый ученик имеет перед собой лист компетентности. Но чтобы правильно оценить свои компетентности учащиеся должны владеть нормами оценки их знаний для получения отметки. С нормами оценки я знакомлю и детей, и родителей.
Например, по теме “Безударные окончания имен существительных” каждый ученик имеет перед собой таблицу:
Безударные окончания имен сущесвительных (мои компетенции)
Цвентух Иван, 4а
Дата |
Часть речи |
Род |
Окончание |
Склонение |
Падеж |
Проверочное слово |
Написание окончания |
Применение на практике |
Кол-во ошибок |
Контроль |
10.11 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
3 |
|
12.11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
2 |
|
Итак, для себя ученик выбирает знак-отметку, которой он будет оценивать свои знания (отметку он может выбрать любую, даже “цветок” или просто “+”, видя перед собой эту таблицу, ученик будет стремиться к полному выполнению тех задач, которые стоят перед ним. У учителя такая же сводная таблица, но он постепенно заполняет ее, акцентируя внимание ученика на его достижениях и поощряя своей словесной оценкой к достижению успеха. Такие таблицы можно составлять по сем предметам и разделам программы.
Например:
Умножение многозначных чисел (мои компетенции)
Чаус Маргарита, 4а
Дата |
Таблица умножения |
Правила подписывания множеств |
Выделение неполных произведений |
Множитель, оканчивающийся на “0” |
Сложение многозначных чисел |
Кол-во ошибок |
контроль |
10.11 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
12.11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Эти таблицы – промежуточный измеритель наравне с проверочным, тестами, но они лучше помогают оценить свои знания, выделить свои неудачи, пробелы и стремиться к успеху.
После контрольной работы учитель может вместе с учеником составить таблицу его успешности и не успешности. Ученик пытается сам выделить те компетенции, которыми он должен пользоваться при выполнении самостоятельной работ и дать свою оценку знаниям. Напоминаю, чтобы правильно оценить свой труд, учащиеся должны владеть нормами оценки, понимать, за что они получают тот или иной балл (отметку).
Поэтому необходимо, во-первых, научить ребенка видеть, в первую очередь, свои успехи, а затем только недостатки: “Я овладел в совершенстве определением склонения, но затрудняюсь в определении падежа” или “Я усвоила алгоритм письменного умножения, но встречаются ошибки табличного умножения”
Затем необходимо научить учащихся оценивать ответы своих товарищей, используя нормы оценивания, но, начиная с положительного момента, уметь сравнить с ответами другого (например, при выразительном чтении)
Все это дает возможность не выставлять сразу отрицательную отметку, а дать возможность ребенку достичь успешность в том или ином разделе.
Психологи выделяют 4 фактора, которые определяют уровень мотивации достижения успеха:
1. Стремление к успеху “Я очень хочу это сделать” или “Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте”. Поэтому необходимо пробудить в детях желание узнать новое по проблеме, а если этого желания нет, то учить бесполезно.
2. Надежда на успех “Мне это по силам. Я справлюсь, я уверен в себе” или “Я не смогу этого сделать, у меня все равно ничего не получится”. Поэтому чаще всего урок или день я начинаю со слов “Вы все умеете, у вас все получится”.
3. Вероятность достижения успеха “Все зависит от меня” или “Я - пешка, от меня ничего не зависит”.
4. Субъективные (индивидуальные) эталоны оценки достижений “Сегодня ты стал лучше, чем вчера”.
Если у ребенка нет надежды на успех в деле, которым он занят, у него появляется ситуация избежания неудач.
Итак, если самостоятельную и проверочную работу ученик может оценить сам, выбрав для себя ту или иную отметку, то окончательную оценку его знаний с помощью отметки – балла определяет все-таки учитель, проводя контрольные работы по всем предметам. Они могут быть тематические, итоговые, промежуточные.
Итак, делаем вывод оценка и отметка не равны, хотя по своей сути служат одному и тому же делу – ученик должен чувствовать себя успешной личностью.