Цели:
- Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.
- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
- Презентация к уроку (Приложение 1);
- Природа, человек, общество. Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. “Вентана - Граф”, 2004.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2006.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.
А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
- Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 2)
Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) (Слайд 3)
- Что относится к неживой и к живой природе?
(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.
Растения, животные, человек - живая природа.)
- Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.
III. Изучение нового материала.
- Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.
1. Сообщение синоптиков.
а) Прогноз погоды на сегодняшний день.
(Сегодня пасмурно, температура воздуха +7°, осадков нет, ветер слабый.)
б) Народные приметы.
- Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
- Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
- Дым столбом - к морозу.
- Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.
- Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
- Холодная зима – жаркое лето.
- А теперь в путь!
2. Зимние месяцы.
- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)
- Декабрь – “ветрозим”, полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Январь –“студень”, самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.
- Февраль-“лютый”, “снежень”, “бокогрей”. Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: “Вьюги да метели под февраль прилетели”.
3. Неживая природа зимой.
- Как вы думаете, когда наступает зима?
- По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
Зима на Ставрополье.
В нашем крае зима длится 80-105 дней. Средняя температура января -3°, -5° С.
Часто бывают продолжительные оттепели, когда температура может достигать +21°С. Самая низкая температура -38°С наблюдалась в селе Красногвардейском.
Зимой в крае преобладает облачная погода. Осадков выпадает немного, т.к. холодный воздух содержит мало влаги. Осадки часто сопровождаются метелями. Снежный покров невелик и обычно неустойчив.
Зимой в крае обычны густые туманы, изморозь, гололёд. Наиболее часты эти явления в районе Кавказских Минеральных вод.
4. Просмотр видеосюжета. (Слайд 4)
- Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)
- Из чего состоит снег? (Из снежинок.)
- Рассмотрите разнообразные снежинки. (Слайд 5)
- Как образуется снег, расскажет ученица.
Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
5. Зимние явления природы. (Слайд 6)
оттепель
Работа с учебником. Чтение учащимися текста “Неживая природа зимой” (с.132-133).
Беседа по прочитанному. (Слайды 6-11)
6. Игра “Хлопки”.
- Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь,
прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.
7. Разгадайте кроссворд. (Слайды 13-22)
По горизонтали:
2. Обильное выпадение снега называют…
4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года.
6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.
8.
Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
По вертикали:
Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется…
3. Шуба бела - весь свет одела.
5.О чём эта пословица: “Сам бежит, а стоять не велит”.
7.Снегопад при сильном ветре называется…
Ответы:
По горизонтали: 2. Снегопад. 4. Оттепель. 6. Изморозь. 8. Зима.
По вертикали: 1. Гололедица. 3. Снег. 5. Мороз. 7. Метель.
IV. Зимняя жизнь растений.
– На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.)
- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) (Слайд 23)
- Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 24)
- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.
Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.
- Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 25)
- Какую роль выполняет снег для этих растений?
(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)
- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
V. Физкультминутка. (Слайд 26)
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
1. Секреты животного мира.
– На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 27)
- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
- Отгадайте загадку: (Cлайд 28)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.
Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
(Просмотр видеосюжета о медведе.)
Загадка: (Слайд 33)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало -
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками нег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
2. Рассказ учителя о зимней жизни зверей:
- мышь (Слайд 38)
- ласка (Слайд 39)
- волк (Слайд 40)
- кабан (Слайд 41)
- лось (Слайд 42)
3. Это интересно!
Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.
Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.
Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.
4. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 43)
5. Игра “Расселите животных по домикам” (Слайд 44)
- Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
- Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
- Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
6. Жизнь птиц зимой.
- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?
- Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- Назовите зимующих птиц. (Слайды 45-46)
(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)
Рассказ учителя о клестах. (Слайд 47)
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.
Сообщение ученицы о синичке. (Слайд 48)
Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
(Просмотр видеосюжета о синичке.)
- Чем питаются птицы зимой? (Слайд 49)
- Пшено, просо, овёс, пшеница;
- Семена подсолнечника;
- Ягоды рябины, боярышника;
- Семена клёна, ясеня;
- Шишки, жёлуди, орехи;
- Хлеб, хлебные крошки.
- И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой” читает ученица. (Слайд 50)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)
- Что произойдёт, если не будет птиц?
7. Как зимуют рыбы. (Слайд 51)
Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.
Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
Поляна “Народной мудрости”.
- Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?
- Зимний денёк с комариный носок.
- Хороший снежок урожай сбережёт.
- В зимний холод всякий молод.
- Снегу надует – хлеба прибудет.
- Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.
- Мороз велик, да стоять не велит.
- И в сильный мороз работа согреет.
- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
- Новый год – к весне поворот.
- Береги нос в большой мороз.
Стихотворение И.Сурикова “Зима” читает ученица.
VIII. Итог урока.
- Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?
- О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?
- Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт.
XIX. Домашнее задание.
Прочитать статью в учебнике – с. 130-137.
Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.
Сделать рисунок “Красота зимы” (по желанию).
Литература:
- Клепинина З.А.Природоведение.3 кл. – М.: Просвещение,1991.
- Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И.Окружающий мир. 2 кл.- М.: “ВАКО”,2005.
- Физическая география Ставропольского края / Под ред. Савельевой В.В. и др.- Ставрополь, 2003.
Информационные ресурсы:
- http://www.floranimal.ru/index.php
- http://www.rbcu.ru/index.html