Во многих школах работают свои пресс-центры, выпускаются газеты и журналы. У кого-то этот процесс идет только для “галочки”, только не у нас. Нашему пресс-центру всего четыре с половиной года, но успехи есть. О том, как мы работаем…
Эссе “Мы делаем газету, газета воспитывает нас”
Первый выпуск газеты “Школяр” (Доброй газеты для всех) вышел в свет в октябре 2002 года. И вот уже в течение четырех лет газета издается постоянно (ежемесячно). “Школяр” выпускается юнкорами Студии юных журналистов Экспериментальной, творческой (СюжЭт) и добровольными помощниками – учащимися школы, родителями, педагогами, то есть всеми и для всех. Поскольку школа № 42 работает по модели ОАШ (общественно-активная школа), “Школяр” содействует развитию Республики ШКИД (школьной добровольческой организации). Главная цель редакции – помочь установить прочный контакт с местным сообществом и тем самым привлечь внимание к жизни школы, заинтересовать ребят и обязательно взрослых членов их семей творческой работой в школьной газете (проводятся Весенние недели молодежной и детской прессы, Недели добра и др.), а также привлечь внимание населения района к проблемам детей.
Главное в любом деле – люди. А люди в редакции сплошь творческие, поэтому “Школяр” - это творчество и эксперимент. Юнкоры и редактор делают все, чтобы газета была самой “читательной и смотрительной”. Редакция газеты работает в хороших условиях: у пресс-центра есть свое помещение, приобрели новую технику. Теперь дело за нашими умениями и творческими силами. Итак…
Как мы делаем газету,
или Один день из…
(подражание неизвестному философу)
В кабинет приходит редактор и начинает поливать цветы. Да здравствует цветизм!
Приходит фотокор, выслушивает задание и грустно уходит.
Прибегает Первый юнкор, что-то рассказывает и убегает.
Верстальщик НЕ приходит, его позвал звонок …
У редактора происходит раздвоение личности: первое “Я” продолжает по-редакторски смотреть в окно, второе “Я” превращается в верстальщика.
Верстальщик включает компьютер и … идёт пить чай.
Приходит Второй юнкор и начинает рассматривать картинки в журналах.
Опять приходит Первый юнкор и (ура!) сдаёт материал.
Редактор долго читает, потом как бы ругается (обалдизм!) – текст придётся сокращать, а не хочется.
Верстальщик, уже напившийся чая, успокаивает редактора.
Редактор успокоился, и они с верстальщиком приступают наконец-то к работе.
Подходит повеселевший Второй юнкор и хочет работать.
Редактор посылает его подальше, по всему микрорайону собирать материал для двух полос.
В это время верстальщик начинает громко возмущаться, что уже часа два как готов работать, а этих юнкоров всё нет и нет.
Редактор в сердцах называет всех варварами и идёт снова смотреть в окно, думать мысль и ждать…
Наконец появляются счастливые юнкоры и говорят редактору, что материалы готовы и они их сдают… завтра или послезавтра.
У редактора появляется на лице скорбь, у юнкоров вдруг просыпается всё ещё неумытая и непричёсанная Совесть: хорошо, сдадим сегодня.
Два – три дня вёрстки – и газета готова! Все счастливы! Редактор, наконец, додумал мысль и воскликнул: “Есть идея!” Но о ней в следующем номере.
А если серьёзно, то самое главное – газета наша делается коллективно. В каждом номере появляются новые заметки, пусть даже самые короткие, и новые авторы, пусть даже самые маленькие. И мы этому рады.
Когда нам нужно посоветоваться с друзьями, обсудить с ними все волнующие вопросы, школьный пресс-центр организует круглые столы, семинары или редакционные чаепития.
Редакционное чаепитие
- Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас видеть вновь в нашем пресс-центре. Как говорится в старых добрых русских сказках, сначала гостя напои, накорми, а потому уже заводи беседу. Так мы и поступим, тем более что сегодняшний семинар решено провести в форме редакционного чаепития.
(Ребята в национальных костюмах или одежде с элементами народных костюмов разносят чай, угощенье к нему, напевают народные песни).
Ведущий продолжает: - На Востоке церемония чаепития – это философский обряд. Большой популярностью пользуется чай, например, у китайцев.
А как вы думаете, что общего между чаем и газетой?
(Даются всевозможные ответы)
- Ответы интересные и довольно оригинальные. Но на самом деле между чаем и газетой нет почти ничего общего, корме разве что китайцев, которые подарили нам возможность наслаждаться прекрасным напитком. А также подарили миру гениальное изобретение – бумагу, на которой сейчас и печатаются газеты.
Давайте сейчас за чашкой чая и поговорим о газете, о нашей, школьной, поделимся полезной информацией, свежими новостями и попробуем ощутить себя талантливыми.
Заслушиваются сообщения по теме семинара “Как сделать школьную газету интересной”, идет обмен мнениями.
- А сейчас самое время отдохнуть с пользой. Мы разделимся на две команды. Условия “отдыха” просты: каждая команда должна вспомнить и по очереди назвать как можно больше детских и молодежных изданий.
(После разминки – обзор газет и журналов, обмен мнениями, создание “копилки” идей).
- Друзья, наш семинар завершается, осталось подвести итоги.
(Краткое подведение итогов).
- Надеемся, встреча не прошла для вас впустую. Вы познакомились с новыми детскими изданиями и газетами коллег, почерпнули из них много интересной информации, получили ответы на интересовавшие вопросы, приняли активное участие в создании “копилки”. А это уже немало. Есть предложение обсудить тему следующей встречи семинара
(Обсуждается тема следующего семинара и по желанию продолжается “домашняя” беседа под чай).