Урок русского языка по теме: "Закрепление знаний о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов"

Разделы: Начальная школа


Программа “Школа России”
Урок русского языка во 2 классе

Тема: Закрепление знаний о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов.

Цель: углубить знания учащихся в правильном написании парных звонких и глухих согласных на конце слов.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных на конце слова и способе проверки их написания.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Продолжить формировать умение высказывать собственное мнение; делать вывод (обобщив сказанное).

4. Развивать внимание и наблюдательность.

5. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Оборудование: цветные карандаши для релаксации, стихоторение-загадка С.Я. Маршака на плакате, карточки-тесты, правило о правописании парного согласного на плакате.

I. Организационный момент.

Учитель: Звенит звонок, начинается урок.

Релаксация. Ребята, у вас на столах три карандаша – красный, зеленый, синий. Если у вас отличное настроение – поднимите красный карандаш, если хорошее – зеленый, если плохое – синий.

II.Сообщение цели урока.

На доске запись:

Друг – ценный клад, недругу никто не рад.

Учитель: Прочитайте предложение. Что это?

Ученик: Это пословица, народная мудрость, она всегда чему - то учит.

Ученик: Пословица учит дорожить дружбой.

Ученик: Друг настолько важен, что сравнивается с ценным кладом.

Учитель: Молодцы! Без этой пословицы мы сегодня не обойдемся. Мы должны работать дружно! Что интересного вы заметили в предложении еще?

Ученик: В предложении выделены парные согласные на конце слов.

Учитель: Итак, как вы думаете какова тема урока?

Ученик: Тема урока – закрепление знаний о правильном написании парных согласных на конце слов.

Учитель: Молодцы!

III. Чистописание.

Учитель: Напишите красиво эту пословицу.

IV. Работа над темой урока.

1. На доске плакат:

По полотняной стране,
По реке простыне,
Плывет пароход/т.
То назад/т, то вперед/т.
А за ним такая глад/ть.
Что и зыби не видать.

С.Я. Маршак

Учитель: Прочитайте стихотворение – загадку. Отгадайте.

Ученик: Утюг.

Учитель: Что интересного заметили?

Ученик: В загадке есть слова с парными согласными, причем нужно выбрать правильную.

Учитель: К данным словам подобрать проверочные, записать, орфограмму выделить.

Проверка. Пароход – пароходы, назад – позади, вперед – впереди, гладь – гладенький, утюг – утюги.

Учитель: Сделайте вывод о правописании парных согласных на конце слов.

2. Игра “ Множественное число - единственное”.

Учитель: Я говорю слово во множественном числе, а вы пишите в единственном числе, выделяя парный согласный. Посмотрим, кто умеет слышать, грамотно писать парный согласный!

Морозы (мороз), труды (труд), холода (холод), города (город), дрозды (дрозд), льды (лед), берега (берег), ежи (еж).

Взаимопроверка. Вывод.

3. Работа в группах. Задание тестового характера.

1) На доске запись:

Учитель: Прочитайте предложения. Найдите предложение, в котором правильно найдены главные члены предложения. Запишите его, докажите правильность выбора, подчеркните парную согласную.

Дети обсуждают, находят, доказывают.

2) Задание тестового характера (на карточках).

Слова для I группы:

Слова для II группы:

1. Водопа_

1. Площа_ь

2. Виногра_

2. Самоле_

3. Салю_

3. Пешехо_

4. Медве_ь

4. Заво_

5. Сле_

5. Горо_

Слова для III группы:

Слова для IV:

1. Самока_

1. Похо_

2. Пру_

2. Мос_

3. Отря_

3. Шокола_

4. Лоша_ь

4. Кла_

5. Наро_

5. Мармела_

Учитель: Прочитать, выбрать слова, в которые нужно вставить букву Д, доказать правильность своего ответа.

Учащиеся обсуждают задание в своей группе, выбирают отвечающего, который доказывает свой ответ.

4. Работа с деформированным текстом. Задание творческого характера.

На доске запись:

Мороз, легкий, ночью, был. Пушистый, снег, выпал, утром. На, ветках, наряд, красивый, берез.

Учитель: Прочитайте. Что заметили необычного?

Ученик: Деформированный текст. Нарушен порядок слов в предложении.

Учитель: Молодец! Итак, составить с данными словами три предложения, записать. Подчеркнуть парные согласные, доказать правильность их написания.

Учащиеся работают в группе сообща, рассуждая. Один ученик из группы отвечает.

Проверка:

Ночью был легкий мороз. Утром выпал пушистый снег. На ветках берез красивый наряд.

Мороз-морозы, снег-снега, берез-березы, наряд-наряды. Парный в слове проверяй, рядом гласный подставляй!

Учитель: Придумать и записать четвертое предложение, чтобы рассказ был законченным.

Ученик: Как красиво в зимнем лесу!

Ученик: Как прекрасен зимний лес!

Учитель: Вы хорошо поработали, я рада!

5. Итог урока.

Учитель: А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы научились писать слова с парными согласными на конце слов.

Каждое слово из левого столбика соедини линией с проверочным словом из правого столбика.

Дети обсуждают, отвечают, доказывают.

Учитель: Сделайте вывод о правописании парных согласных на конце слов.

Ученики: Парный в слове проверяй, рядом гласный подставляй!

Учитель: Теперь, ребята вернемся к пословице. Как мы сегодня работали?

Ученики: Дружно, помогали друг другу.

Релаксация: Поднимите карандаш, цвет которого подходит вашему настроению.