Формирование выразительной речи младших школьников

Разделы: Начальная школа


“Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. Эта работа человеческой мысли получила отражение в нашем родном языке”.

С. Я. Маршак.

Тайна человеческого общения состоит в том, чтобы догадаться о несказанном, уметь адекватно воспринимать услышанное. Речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность, тем ценнее он для общества.

Никогда еще дети не нуждались так в обучении воздействующей речи с учетом всех богатств языка, как нуждаются они в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм.

Я считаю, что учителю нельзя ни на минуту забывать, что одной из ведущих задач начальной школы является формирование речевых навыков учащихся.

Необходимо научить детей полноценной коммуникации, прежде всего приобщая их культуре общения, культуре поведения, культуре речи. Ведь именно в младшем школьном возрасте закладываются основы, формируются коммуникативные качества хорошей речи.

Коммуникативные качества выразительной речи.

Речь хорошая:

             Точность      Выразительность      Чистота

Логичность

                                Богатство                Уместность

Развитие речи представляет собой сложный процесс. Он совершается в сознании человека под влиянием окружающей среды, начиная с первых месяцев его жизни, не оставаясь на одном уровне и во все последующие периоды.

Языку как средству общения детей учат помногу лет, а самому речевому общению почти не учат. Учащиеся старательно заучивают и запоминают правила грамматики, а практического опыта творческого их применения при свободном сочинении текстов у них очень мало. В результате наблюдается плохое владение речью: ошибки правописании, неумелое построение текста, отсутствие стилистически правильного и уместного выбора языковых средств и вообще неумение выражать в свободном изложении собственные мысли.

“Речь - процесс общения посредством языка. Язык - система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли”.

Речь как вид деятельности человека и как ее продукт осуществляется на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.).Употребляясь в речи, язык дает ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Речь как результат речевой деятельности, как форма отражаемого содержания представляет собой способ формирования и формулирования мысли и чувств посредством языка в процессе речевой деятельности человека.

Владение речью в единстве содержания и формы составляет речевую культуру человека.

Дети младшего школьного возраста склонны к быстрой речи, делают короткие, неуместные паузы. Я считаю, что задача учителя - научить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы.

Представлю таблицу, показывающую, чему, необходимо учить младших школьников.

Понятие Формируемые умения
1. Ритмико-интонационная структура текста - совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи.

2. Движение тона (восходящий, нисходящий, ровный).

3. Тон (спокойный, взволнованный, заинтересованный и т. п.).

4. Громкость (нормальная, слишком тихая, слишком громкая).

5. Логическое ударение (усиление или ослабление голоса, произнесение слова по слогам; удлинение ударного гласного).

6. Паузы (реальные и нереальные, сознательные или несознательные).

7. Ритм (плавный, ровный или неровный).

8. Темп (быстрый, слишком быстрый, медленный, слишком медленный, нормальный).

9. Невербальные средства общения и речевой этикет.

1. Умение строить высказывание, приспосабливаясь к условиям общения. Умение слушать собеседника (понимать смысл говоримого, становиться на точку зрения говорящего). Умение анализировать интонационные особенности говорящего. Умение пользоваться интонационными возможностями в собственной устной речи.

2. Умение определять основной тон высказывания и замечать дополнительные оттенки эмоций. Умение выражать тоном необходимые чувства, настроения и отношения.

3. Умение выражать вопрос, утверждение, незаконченность.

4. Умение характеризовать громкость речи в соответствии с условиями общения. Умение пользоваться громкостью, ее усилением как средством выделения главного в речи.

5. Умение распознавать выделенные логическим ударением слова.

6. Умение определять уместность и характер пауз. Умение пользоваться различными видами пауз.

7. Умение описывать ритм речи. Умение пользоваться ритмом для эффективности общения.

8. Умение определять свойства темпа в соответствии с условиями общения.

9. Умение выражать эмоции известными интонационными средствами.

Чтобы сделать речь образной, выразительной, необходимо умело пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, которые помогают говорящему или пишущему выразить мысль более точно, а значит - воздействовать на собеседника. Такими средствами являются тропы (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение и др.). Они представляют собой отступление от норм современного литературного языка, но отступления намеренные, осознанные, используются для того, чтобы удержать внимание адресата в течение всего высказывания. Использованию изобразительно-выразительных средств в своей речи необходимо начинать учить с первых дней пребывания в школе.

Чтобы вызвать в воображении учащихся картины, образы, предлагаю, например, такие задания:

1. “Представьте себе, как тихо-тихо летят снежинки, обгоняют друг дружку.

На что они похожи? Кто видел такой легкий снег? Расскажите”.

Дети сравнивают снег с легкими пушинками, лебяжьим пухом.

2. – Когда мы удивляемся? (когда видим что-то необычное)

- А когда мы восхищаемся? (когда видим что-то очень красивое)

- Сейчас мы прочитаем стихотворение, в котором автор и удивляется, и восхищается, и о чем-то спрашивает.

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый-
Кружевной и синий-синий.

-Что мы прочитали? (загадку)

- Отгадайте ее. (небо) Как вы догадались?

- О чем автор спрашивает? Что ему неизвестно?

- Чему удивляется автор? Прочитайте.

Дети выразительно читают с расстановкой пауз и логических ударений.

- С чем сравнивает автор небо?

- В каком значении употреблено слово “потолок”?

- Как вы это понимаете?

- Какое еще слово употреблено в переносном значении? (кружевной?)

- Когда небо похоже на кружева?

3. – Прочитайте загадку. Отгадайте.

- Найдите слова в переносном значении, “оживляющие” неживые предметы. Подчеркните.

- Назовите неживой предмет и слово, которое его “оживило”.

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.

Как показывает опыт, работа над изобразительно-выразительными средствами языка дает положительный результат. Отмечается качественный и количественный рост используемых в речи учащихся тропов. Дети стали более активно привлекать для создания образа, выражения эмоционального состояния, усиления впечатления от речи такие тропы, как олицетворение, эпитет, сравнение, метафора, метонимия. Это видно из примеров сочинений моих учащихся.

1 класс

Зима.

Наступила зима. Выпал снег. Все кругом белым-бело.

Прилетели снегири. А некоторые животные спрятались в свои домики.

Мороз щиплет нос и щеки, но дети играют в снежки, лепят снеговиков.

Мне нравится это время года.

Розуменко Сережа.

2 класс

Зима.

Наступила долгожданная зима.

С ее приходом произошли изменения в живой и неживой природе. Реки покрылись льдом. Утром по земле стелется густой туман. Все деревья покрыты снегом, словно серебром. Под снежной шубкой им совсем не холодно.

Медведь - хозяин леса всю зиму проспит в своей берлоге. Некоторые животные поменяли летнюю шубку на зимнюю. Это помогает им спрятаться от врагов. Труднее всех зимой приходится птицам. Корма нет, ведь насекомые попрятались в свои домики. И мы должны подкармливать птиц, чтобы весной они радовали нас своим чудесным пением.

Мне нравится гулять по зимним улицам, когда под ногами скрипит снег, сверкает на солнце. Зима -мое любимое время года!

Матчишина Яна.

Особенно большие возможности для развития речи дают уроки чтения.

Почти в каждом тексте книги для чтения встречаются слова, значение которых учащимся неизвестно. Эти слова мы с детьми отрабатываем в классе.

Разбор, объяснение этих слов помогают учащимся понять текст и обогащают их словарь: работа над словами с трудными написаниями содействует повышению орфографической грамотности. Поэтому считаю, что задачами уроков чтения в области словарно-орфографической работы являются:

  1. объяснение значений трудных слов;
  2. разбор слов с трудными орфограммами и закрепление их правописания;
  3. обогащение речи учащихся новыми словами.

Работа над трудными орфограммами не должна уводить учащихся в сторону от задач, стоящих перед уроками чтения, поэтому провожу ее попутно с анализом слов со стороны их лексического значения.

Формы и методы работы над трудными словами разнообразны.

Для раскрытия лексического значения слова использую:

  1. показ соответствующего предмета или его изображение (рисунка, муляжа и т. д. );
  2. замена данного слова синонимом;
  3. разбор слова по составу;
  4. замена данного слова описательным оборотом.

Приведу примеры заданий, которые использую на уроках чтения, русского языка, риторики.

Д1. анные слова замените близкими по смыслу.

Странный - … необычайно - …
Отозваться - … вымолвить - …
Внушить - … застенчиво -…

В качестве справочного материала даю вразбивку слова: непонятный, особенный, необычный; проговорить, сказать; особенно, поразительно; откликнуться; навести на мысли, вызвать чувства; боязливо, робко.

2. Составьте предложения со словами внушить, странно, напряженно.

3.Подчеркните корень в словах по-видимому, старинный; подберите к ним родственные слова.

Для закрепления правописания непроверяемых орфограмм и обогащения словаря учащихся использую следующие приемы:

1. Составление предложений с данными словами.

2. Образование от данных корней различных частей речи (глаголов, существительных, прилагательных).

3. Подчеркивание непроверяемых орфограмм.

4. Распределение данных слов по частям речи, по типам склонения или спряжения.

5. Группировка слов по орфограммам: например, данные вразбивку слова распределить и записать по наличию в них удвоенных согласных, безударных а, о и т. д.:

коллектив хорошо барабан
класс мороз карандаш
масса собака капуста

6. Включение слов с непроверяемыми орфограммами в диктанты (словарные, выборочные, свободные).

7. Группировка слов по месту ударения.

8. Подбор однокоренных слов.

9. Проговаривание слов (по слогам).

10. Подбор синонимов.

Большое внимание уделяю домашнему заданию. Часто дети получают карточки с индивидуальным заданием. Приведу примеры.

Карточка 1. (для всех учащихся).

Выпишите из первой часки сказки В. Одоевского “Мороз Иванович” слова с непроверяемыми гласными в три столбика: в первый - слова с буквой а, во второй - с е, в третий - с о. Подчеркните безударные гласные.

Карточка 2.

Сгруппируйте слова по частям речи: работа, шел, русский, дорога, однажды, весело, береза, громко, овощи, жжет, пассажир, жужжит, аккуратный, вокзал, квартира.

Карточка 3.

Запишите строго по алфавиту данные слова. Подчеркните непроверяемые гласные.

Ребята, ученик, рябина, вокруг, улица, артист, тогда, дорога, воробей, ранец, сначала, язык, человек, Отечество, иногда.

Карточка 4.

Допишите таблицу, подбирая слова с непроверяемыми безударными гласными из сказки Алана Милна “Вини-Пух”.

а е и о
Фамильная

Реликвия

Минута

Иногда

Карточка 5.

Составьте краткий письменный пересказ текста сказки И. Франко “Сказка о глупости”, употребив слова скупой настоятель, мед, банка с ядом, служка обманывает, остался без меда.

Систематическое выполнение заданий такого вида помогает детям лучше запомнить слова с непроверяемым написанием, пополнить свой словарный запас.