Цели:
- Повторять гласные звуки и буквы.
- Учить отличию звуков от букв.
- Продолжить работу по овладению функциональной грамотности. Обогощать активный и пассивный словарный запас уч-ся.
- Развивать орфографическую зоркость, грамотность письма. Развивать образное и творческое мышление, речь уч-ся.
- Воспитывать чуткость и внимание к родному языку.
Оборудование: карточки с предложением; изображение камыша; карточки со словом камыш, пирога; гласные буквы.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
Прозвенел звонок,
начинается урок.
2. Чистописание.
- Откройте тетрадь на с.3. Запишите число.
Какие орфограммы встретили в написании слова классная работа?
- Кто изображён на этой странице?
Индейцы - коренные жители Америки (за исключением эскимосов, которые живут на севере Америки)
- Рассмотрите одежду индейцев.
- Элементы каких букв напоминает вам юбка индейцев?
- Пропишите юбку 4 раза.
- Какие буквы и буквосочетания увидели на 2 строчке? Перечислите.
- Что интересного заметили в графическом написании этих букв?
Запишите буквы и буквосочетания на 2 строчке под образцом.
- Прочитайте слова.
- Назовите слова, состоящие из 1 слога. Почему здесь один слог?
- Назовите однокоренное слово к слову ЦИРК.
- Почему эти слова являются однокоренными? Кто такие циркачи?
- Чем интересны слова ШИЛ, КАМЫШИ?
- Что такое КАМЫШ? Где он растёт?
- Запишите эти слова под образцом по одному разу, подчеркните орфограммы, выделите корень в однокоренных словах.
- Все ли орфограммы в этих словах мы нашли?
- Посмотрите на 2 индейца. В чём он стоит?
Это лодка - ПИРОГА. Её индейцы выдалбливали из цельного ствола дерева, а сверху обтягивали корой дерева или шкурой животных.
Имена индейцам давали по их отличительным особенностям: Меткий Глаз, Острое Ухо, Доброе сердце. Нашего индейца зовут Луч Заката, потому что на закате солнца он выезжает на своей пироге полюбоваться красотой уходящего дня.
Но сейчас индеец любуется на ваши красиво написанные слова.
Спешит индеец Луч Заката
Поскорей доплыть до брата.
Через лучшие слова этот путь
Постарайся поскорей протянуть.
- Возьмите карандаш и протяните линию от Луча Заката к лучшим словам, а от них к другому индейцу.
3. Актуализация опорных знаний.
Формулирование темы урока.
- Посмотрите на доску. Что вы видите?
ГАЛЕАНСЫНУЫДЕ
Эти буквы встали в ряд
И загадку говорят.
- Прочитайте буквы через одну, начиная с первой буквы, и вы узнаете тему нашего урока.
- Сегодня мы будем повторять гласные звуки и буквы.
- Сколько гласных букв в русском языке? (10) Перечислите.(а я о ё ы и э е у ю)
- Сколько гласных звуков? (6) Назовите. (а о ы и у э)
- Почему их назвали гласные?
- Чем отличаются звуки от букв?
- Запишите все гласные буквы в ряд с большой буквы. Какая гласная буква никогда не бывает большой? (ы) Почему?
4. Работа с карточками
- Прочитайте предложения в карточке.
ЯБЛОНЬКУ ЗА ЯБЛОЧКИ ЛЮБЯТ, А ПЧЁЛКУ ЗА МЁД.
- Как вы понимаете эту мысль?
- Подчеркните карандашом все гласные буквы в этом предложении.
5. Физминутка.
Наше северное солнце
Ярко светит нам в оконце:
Просыпайтесь, норильчане,
Выпивайте кружку чая,
И холодною водой
Умывайтесь всей гурьбой.
На зарядку становитесь,
Полотенцем оботритесь,
И скорей в родную школу
Все за парты вновь садитесь!
6. Словесное рисование.
- Прочитайте ещё раз предложение в карточке. Кто такая пчела?
- Вспомните сказочное произведение, в котором молодой князь, чтобы увидеть своего отца-царя, 3 раза оборачивался насекомым.
- Кто написал эту сказку?
- На чём князь перебирался в царство славное Салтана?
На доске:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
- Какую картину вы нарисовали бы, если были художниками?
- Какой ветер дул на море? По каким словам догадались?
- Спишите.
- Какие орфограммы встретились в словах? (разбор орфограмм, объяснение места и выбора данных орфограмм)
7. Словарная работа.
- Гласные, хоть и не встречают препятствия при произношении, но умело могут ставить “капканы” пишущему человеку. А всё, потому что одни гласные стоят под ударением и занимают в слове сильную позицию. Другие, наоборот, безударные, стоят в слабой позиции.
Развернули дети
Беленькие сети,
Но за партой,
А не в речке,
Не на рыб,
А на словечки.
- Запишите слово тетрадь с начала следующей строчки с большой буквы. Найдём ударную гласную. Какая гласная стоит в слабой позиции? Как называется эта орфограмма?
- Какая ещё орфограмма встретилась в этом слове? (мягкий знак, обозначающий мягкость согласного звука)
- Составьте устно предложение со словом тетрадь. (варианты предложений)
8. Работа с учебником.
- Не только тетради помогают нам в учении, но и учебники.
С.5 упр.3
- Прочитайте текст.
Страус эму - птица, которая живёт в степях Австралии. Его высота почти 2 метра. У него двупалые ноги, позволяющие ему быстро бегать. Летать он не умеет.
- Давайте сравним слова эму и ем. Какие звуки слышим в начале этих слов?
- Запишем фонетическую транскрипцию этих слов: [эму], [й'эм]
- Почему в слове ЕМ звуков больше, чем букв?
- Какие ещё гласные буквы дают 2 звука? (е, ё, ю, я)
- В каких случаях? (Когда стоят в начале слова, после разделительного ь, после гласных)
9. Итог.
- Что повторяли на уроке?
- Сколько гласных букв в русском языке?
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Какие бывают гласные по степени ударности?
- В каких позициях могут стоять гласные?