Урок геометрии в 9-м классе по теме: "Теорема синусов"

Разделы: Математика


Цель: знакомство с теоремой синусов, ее приложениями и применением.

  • 1 этап. Организационный. Определение целей и задач урока.
  • 2 этап. Подготовка к изучению нового материала.

Опрос учащихся.

Задание 1. Составить рассказ о синусе некоторого угла.

  • определения синуса угла;
  • значения синуса для углов от 00 до 1800;
  • свойства синусов равных углов, углов от 00 до 900;
  • смежных углов.

Задание 2. Найдите длину неизвестного отрезка x.

Комментарий. Учащиеся находят длину неизвестного отрезка, пользуясь подобием треугольников. Цель этого задания: показать другой метод. Вычислить синус общего угла из разных треугольников и приравнять эти значения. Значение x найти из уравнения.

После решения подводится итог.

Методы вычисления неизвестного отрезка.

  • применение подобия треугольников;
  • вычисление тригонометрической функции общего угла из разных треугольников и уравнивание этих значений.

Обсуждение выполнения домашнего задания.

Задача 1. В треугольнике АВС С =900 , А=300, ВС=1.

Найти: , , , R .

Задача 2. В треугольнике АВС А=300, ВD-высота, DBC=600, ВС=2.

Найти: , , , R .

Задача 3. В остроугольном треугольнике АВС АС= b, ВС= a.

Доказать, что bsinA = asinB.

Задача 4. В тупоугольном треугольнике АВС АВ= с, ВС= а.

Доказать, что аsinC = сsinA.

Комментарий. При обсуждении анализируются результаты задач 1 и 2, из результатов задач 3 и 4 делается вывод, что =, =, т.е. стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.

Задача 5. В треугольнике АВС АВ = с, R – радиус описанной около треугольника окружности. Найдите sinC.

Рассмотрите случай, когда

А – прямой, А – острый иА – тупой.

 1) Если А=900 , то ВС=2R , т.е. sinC=.

 

2) Если А-острый. Выполним дополнительное построение. Пусть BD-диаметр, тогда

C=D и треугольник АВD - прямоугольный , т.е. sinС=sinD=

3) Если А-тупой.(рассматривается аналогично случаю 2)

Комментарий. В результате обсуждения делается вывод, что 2R=.

3 этап. Доказательство теоремы.

Теорема. Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов и это отношение равно удвоенному радиусу окружности,описанной около этого треугольника.

Теорема практически доказана.

Рассмотрим другой способ доказательства.

Дано: АВС, АВ=с, ВС=a, АС=b

Доказать: === 2R

Докажем,что стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.

SАВС=аbsinC (1)

SАВС= bcsinА (2)

SАВС=acsinВ (3)

Из (1) и (2) следует,что asinC=csinA ,т.е.

= (4).

Из (1) и (3) следует, что bsinC=csinB ,т.е. = (5). Сравнивая равенства (4) и (5), получаем ==(6).

Докажем, что хотя бы одно из этих отношений равно 2R.

Пусть О-центр описанной окружности около треугольника АВС, тогда ОА=ОС=R,

AD=DC=.По свойству вписанного угла имеем, что DOC.

Из прямоугольного треугольника DOC DC=OCsinDOC,т.е. b=RsinB или 2R=.

Пользуясь равенством (6) делаем вывод, что === 2R.

Теорема доказана.

4 этап. Решение вычислительных задач.

Задача 1. В треугольнике АВС 0, 0, ВС=4.Найти АС.

Задача 2. В треугольнике АВС =900, CD- биссектриса, 0, АС=. Найти AD.

Задача 3. В треугольнике АВС =100, =200, АС=10 см. Найти R.

Задача 4. Треугольник АВС вписан в окружность R=2, =800, = 400. Найти АС.

 5 этап. Практическое применение теоремы синусов.

1.Нахождение расстояния до недоступного предмета.

Задание.

а) Опишите картинку и составьте математическую модель для решения задачи.

б) Составьте алгоритм решения задачи.

2.Определение высоты недоступного предмета.

Задание.

а) Опишите картинку и составьте математическую модель для решения задачи.

б) Составьте алгоритм решения задачи.

6 этап. Подведение итогов о применении теоремы синусов.

Вопросы.

1. Какие типы задач позволяет решить теорема синусов?

Примерный ответ:

  • находить сторону треугольника, если даны два угла и сторона треугольника;
  • находить угол треугольника, если известны две стороны и угол, прилежащий к одной из них;
  • находить радиус окружности, описанной около треугольника и т.д.

2. Всегда ли это бывает безпроблемно? Приведите пример.

Пример. Изменим условие задачи 1 с тем, чтобы воспользоваться результатами задачи:

В треугольнике АВС =300, АС=8, ВС=4. Найдите .

Комментарий. В результате вычисления значения синуса угла В получается два значения, т.к. синусы смежных углов равны. Какой ответ выбрать помогают числовые значения данных сторон АС А как поступить в другом случае?

Решите вспомогательную задачу:

  • Постройте треугольник по двум сторонам и углу, прилежащему к одной из них.
  • Сколько решений имеет задача? Как это определить сразу по числовым значениям данных сторон? ( домашнее задание)

7 этап. Подведение итогов. В чем состоит “коварство” теоремы синусов.

Приложение