Цели: познакомить учащихся с приёмами подготовки к домашнему сочинению-описанию природы, развивать логическое мышление, речь, пополнять словарный запас, воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: иллюстрации, таблички с опорными словами, магнитофон, аудиозапись музыки П.И. Чайковского.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация внимания. Звучит музыка - отрывок из детского альбома
П.И. Чайковского “Времена года - январь”
Учитель читает стихи:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Эти прекрасные строки о зиме написал великий русский поэт И. Никитин.
Сегодня на уроке вы будете учиться писать свои собственные сочинения.
III. Работа по теме урока.
Учитель: Кто из вас любит зиму?
А кто был в зимнем лесу?
Хорошо ли зимой в лесу?
Дети: Зимой в лесу очень красиво!
Учитель: Это высказывание и станет основной мыслью нашего сочинения или тезисом.
Дети записывают тезис в тетради.
Учитель: Теперь нам нужно подтвердить, доказать эту мысль с помощью специальных слов, которые назовём опорами.
На доске:
1.Тезис.
2. Доказательство
3. Вывод.
Учитель: Давайте совершим путешествие в зимний лес.
Звучит музыка, учитель читает:
В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает.
Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзки склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.
Автор этих строк М. Пришвин. О чём он рассказывает?
Дети: О деревьях в зимнем лесу.
Учитель: Деревья – это наше первое слово-опора.
Рассмотрите иллюстрацию. Какие бывают деревья зимой?
Дети: Снежные, белые, мохнатые.
Учитель: А вот как поэт С. Есенин описывает деревья:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
На доске появляется карточка со словами-опорами:
Деревья | Снежные Мохнатые Тяжёлые Волшебные Сказочные Согнулись |
Дети записывают в тетради слова-опоры.
Учитель: Как вы думаете, почему поэт представляет лес как бы спящим ?
Дети: Потому что в лесу очень тихо.
Учитель: Правильно, нет звуков. А где же все жители леса?
Дети: Спрятались в норки, некоторые залегли спать до весны.
Давайте составим несколько предложений об этом.
Дети под руководством учителя составляют и проговаривают предложения:
Очень тихо. Нет звуков. Звери спрятались в норки. Некоторые залегли спать до весны.
Редко какой зверёк пробежит, и опять всё будто в волшебном сне.
Учитель: А что еще можно описать в зимнем лесу?
Дети: Снег.
Учитель: Снег - это следующее слово-опора, которое поможет нам раскрыть красоту зимнего леса.
Представьте, что снег падает на ваши ладони. Какой он?
Дети: Лёгкий, красивый, крупный узорчатый.
Учитель: А послушайте, как пишет о снеге поэт А.Суриков:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
На доске появляется карточка со словами-опорами:
Снег | пушистый серебристый лёгкий крупный узорчатый |
Дети записывают слова-опоры в тетради.
Учитель: Давайте составим предложения о падающем снеге:
Идёт снег, мягкий, как пух. Снежинки тихо кружат и падают на землю. Снег ложится ровным голубоватым ковром. Кажется, будто земля закуталась в тёплую шаль и уснула.
Предложения составляются под руководством учителя и проговариваются учащимися.
VI. Физкультпауза.
У оленя дом большой (скрестить руки над головой)
Он глядит в своё окошко(показать окошко)
Заяц по лесу бежит. (сделать заячьи ушки, пошевелить)
В дверь к нему стучит.- Стук, стук, дверь открой! (кулаками стучат по предполагаемой двери)
Там в лесу охотник злой! (оглянуться назад)
- Заяц, заяц, забегай, (позвать зайца движениями рук)
Лапу мне давай! (протянуть одну ладошку вперёд, затем другую)
Учитель: Посмотрите, дети, на иллюстрацию, что ещё можно описать в зимнем лесу?
Дети: Небо, солнце.
Учитель: Что можно сказать о небе? (Лазурное, нет туч, умытое)
О солнце? (Радостное, улыбчивое)
На доску выносятся слова-опоры:
|
|
Запись слов-опор в тетради.
Составление и проговаривание предложений:
Лазурное небо сияет, словно умытое. Радостное, улыбчивое солнце играет лучами на искристом снегу.
Учитель: Сегодня мы собрали много доказательств, подтверждающих главную мысль нашего сочинения. А какой можно сделать вывод?
Дети: Хотя зимой очень холодно, но природа всё-таки красива.
Учитель: А я бы сказала так: Чудесен лес в своём зимнем наряде.
Дети записывают это предложение в тетради.
V. Работа по предупреждению ошибок.
1. Расставить знаки препинания:
Как прекрасен лес зимой деревья стоят мохнатые будто одели сказочный наряд идёт мягкий пушистый снег снежинки тихо кружатся и падают на землю ониложатся ровным голубым ковром.
2. Словарно-орфографическая работа.
VI. Итоги урока.
Учитель: Сейчас вы услышите, как можно собрать весь материал в единое целое, чтобы получилось сочинение. Я прочту примерный текст.
Учитель читает сочинение под музыку.
Понравилось? Я думаю, вы напишите лучше.
VII. Домашнее задание. Написать сочинение “Зимой в лесу”