Звучит “Домбайский вальс”. На сцене декорации турбазы. Входят туристы ( группа школьников и учителей ), размещаются на сцене на отдых.
- Какая хорошая, добрая песня!
- А кто автор?
- Юрий Визбор.
- Визбор… не знаю.
- Это неудивительно. Его хорошо знали ваши родители и дедушки с бабушками. Он был кумиром молодежи 60-70-х годов. Песни Визбора пели у костра, передавали из одних верных рук в другие верные руки катушки магнитофонных записей. Потом запели у концертных микрофонов, в открытую.
- Затем наступили новые времена и стали звучать иные песни. На смену мелодичной задумчивости визборовских строк пришли более “нервные, непримиримые, ироничные” слова и аккорды.
- О Ю. Визборе вспоминали, когда разговор заходил об авторской песне; бардовском фестивале под Самарой.
- Кто начал? Кто эту “костровую” песню вывел на уровень поэзии? Кто первый взял гитару и, подойдя к микрофону, стал не читать стихи, а петь их? Кто у истока традиции?
- Обычно отвечают: Окуджава, Высоцкий. У людей есть основание думать так. Но если быть точными, то у истоков современной звучащей лирики стоит Визбор.
- Было недолгое время, 1,5-2 года, в конце 50-х, когда именно он, ярко выделился, будто выплыл из волн широко разлившейся тогда студенческой песни, единолично владел вниманием и сердцами слушателей. Это было до Окуджавы, до Высоцкого, до Кима и Новеллы Матвеевой, пожалуй, даже до Городницкого и Ады Якушевой.
- Магнитофонные ленты, передаваемые из дома в дом, и живые голоса, подхватывающие песню от костра к костру, были словно отражением облика самого Визбора, веселого, светловолосого, круглолицего парня в ковбойке, который не то пел, не то шептал, не то рассказывал:
Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой,
Месяц кончается март -
Скоро нам ехать домой…
- Для нас Визбор - больше, чем просто поэт и композитор. Он наш однокашник (мы закончили один и тот же ВУЗ).
- Именно он написал гимн МГПИ им. В.И. Ленина, который до сих пор звучит под сводами старинного здания на Пироговке и в новых корпусах различных факультетов, разбросанных по всей Москве.
Участники и зрители поют гимн МГПИ.
- А начиналось все как у всех, потому что “все начинается с детства”. Родился Юрий Визбор 20 июня 1934 года. Отец- литовец Иосиф Визборас - военный. Мать- украинка Мария Шевченко - медицинский работник. Семья жила непросто, как и все в те времена.
- В 1937 году был репрессирован отец. А в 1941 году Юра с мамой переезжает на Сретенку- улицу в центре Москвы. Юра, как и сотни мальчишек военного поколения вырос на улицах и дворах Москвы.
Звучит “Волейбол на Сретенке”, демонстрируются фотографии.
- Именно поэтому в песнях Ю. Визбора так часто встречается образ родного города, как воспоминание о послевоенном детстве, трудном, но бесконечно счастливом времени.
Участники и зрители поют “Сретенский двор”.
- В 1951 году Юрий окончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в МГПИ им. В.И. Ленина. Там он встречает свою первую большую любовь. Это Ада Якушева.
Участники и зрители поют “Ты у меня одна”.
- Она тоже сочиняла лирические стихи и песни.
Участники и зрители поют “Вечер бродит по лесным дорожкам”.
- Молодость тем и хороша, что не знает успокоенности, ей присуща устремленность вперед и вверх, назло ветрам и непогоде. Юрий, как и многие его сверстники, увлекается туризмом. Но особая любовь - это горы. Визбор с увлечением занимается скалолазанием. Его восхищали мужество, взаимовыручка и целеустремленность альпинистов.
Звучит “Песня альпинистов”, демонстрируются фотографии.
- В 1958 году группа туристов шла на восхождение в горах Тянь-Шаня и встретила другую, которая уже спускалась с гор. Остановились, поговорили. От них услышали песенку, где часто повторялось: “Мама, я хочу домой!”
- В пути слова забыли, а надоевший мотив все время мурлыкали. Чтобы хоть как-то отвязаться от него пришлось Визбору придумывать слова. Так появилась песенка смешанного авторства.
Звучит фрагмент песни “Мама, я хочу домой!”.
- Юрий Визбор окончил педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы, но в школе преподавал очень недолго.
- После службы в армии он работает на радиостанции “Юность”, выступает одним из создателей журнала “Кругозор”, в котором работает до 1970 года. В командировках по заданиям журнала объездил всю страну.
Звучит песня “Я иду на пароходе”, демонстрируются фотографии.
- По роду своей журналистской деятельности и по складу характера Ю. Визбор - путник, странник, путешественник. Большая часть его жизненного пути прошла в дорогах, больших и малых, сухопутных и морских. Дорога лечит усталую душу, настраивает на будущее.
Участники и зрители поют песню “Ночная дорога”.
- Визбор был ярко, раскидисто, нерасчетливо талантлив. Он писал стихи и прозу, делал репортажи и рисовал пейзажи. Но для молодежи не знающей легких путей, для первопроходцев он был известен как создатель студенческой, туристической песни.
Звучит песня “Фанские горы”, демонстрируются фотографии.
- Он гулял со своей гитарой счастливо и ярко; его песенная лирика летала над хибинскими и забайкальскими лесами, над ледниками Кавказа и песками Средней Азии.
- В нем было что-то от бродяги, от счастливого гуляки- в Визборе- репортере, Визборе- журналисте, Визборе- путнике, Визборе- горнолыжнике. Он всегда стремился вперед, как его “Бригантина”.
Звучит песня “Бригантина”.
- Эта песня была настолько популярна среди молодого поколения, еще только выходящего на поиски своего жизненного пути, что именем “Бригантина” называли молодежные, туристические клубы, пионерские и комсомольские отряды, рубрики в молодежных изданиях.
- И все-таки самой любимой и узнаваемой песней, наряду со многими и многими была песня “Солнышко лесное”.
Участники и зрители поют песню “Солнышко лесное”.
- Визбор был и остается поэтом товарищества, поэтом тесных человеческих отношений .
Спокойно, дружище, спокойно!
У нас еще все впереди.
Пусть шпилем ночной колокольни
Беда ковыряет в груди -
Не путай конец и кончину:
Рассветы, как прежде, трубят.
Кручина твоя - не причина,
А только ступень для тебя.
По этим истертым ступеням,
По горю, разлукам, слезам
Идем, схоронив нетерпенье
В промытых ветрами глазах.
Виденья видали ночные
У паперти северных гор,
Качали мы звезды лесные
На черных глазищах озер.
Спокойно, дружище, спокойно!
И пить нам, и весело петь.
Еще в предстоящие войны
Тебе предстоит уцелеть.
Уже и рассветы проснулись,
Что к жизни тебя возвратят,
Уже изготовлены пули,
Что мимо тебя просвистят.
- Поражаешься, как одному человеку удалось постичь так много, так о многом рассказать. Сила искренности и достоверности его слов настолько велика, что ощущаешь себя на месте героя Визбора, а слова автора кажутся твоими словами, и сердца бьются в унисон.
Звучит песня “Телефон”.
- Может быть менее известен широкой публике Визбор- сценарист и Визбор - актер. Он снялся в таких фильмах как “Возмездие”, “Красная палатка”, “Мой папа - капитан”, “Нежность к ревущему зверю”, “Переступи порог”, “Ты и я”, “17 мгновений весны” и других.
- Писал сценарии для кино и театра, среди них сценарии к спектаклям Ленкома “Автоград-XXI” и “В списках не значился”. А сколько было документального кино и песен для кино. Все его работы очень искренние и личные.
Звучит песня “Серега Санин”, демонстрируются фотографии.
- Как для любого большого художника тема войны особенно важна. Она, кроме того, и очень личностная, так как мальчиком Ю. Визбору пришлось пережить это страшное время, он видел тех, кто уходил на фронт, встречал тех, кто вернулся, и жил среди тех, кто ждал. Война в стихах Визбора без пафоса, негромкая, но от этого не менее пронзительная.
Звучит песня “Виталий Палыч”, демонстрируются фотографии.
- И снова мир, тишина, подмосковные пейзажи, которые так хорошо удавались Ю. Визбору.
Участники и зрители поют песню “Подмосковье”.
- Визбор - это тепло дружеских рук, улыбка солидарности, ликование встречи. Герой Визбора - человек с рюкзаком и ледорубом на крутом склоне, на накренившейся палубе, за рулем мчащейся машины, за штурвалом взмывающего ввысь самолета. И всегда улыбается.
Участники и зрители поют “Домбайский вальс”.
- Его символы тропа, уходящая в туман; тропа по круче взбирающаяся к солнцу. Его язык - скупые жесты; мужская немногословность, как бы прячущая свою силу. Никакой вычурности, все по-домашнему просто: лыжи у печки, качнувшийся вагон, намокшая палатка, дом на колесах, дорога, музыка нескончаемой дороги.
Звучит песня “Наполним музыкой сердца”, все расходятся.