Разностилевое обучение как условие повышения качества образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Социально-экономические преобразования востребуют компетентного выпускника любого образовательного учреждения, обладающего мобильностью, гибкостью и критичностью мышления. Переход к когнитивному обществу является особенностью современного образования. Это в свою очередь означает, что обучение должно быть ориентировано на развитие познавательных способностей личности. При разработке индивидуальных траекторий обучения необходимо опираться на особенности мышления учащихся, их когнитивный стиль, как внутренний план любых учебных действий и операций.

Для образовательных учреждений в последние годы все актуальнее становится проблема качества образования, так как школа стала иметь дело с различными группами субъектов, от взаимодействия которых зависит эффективность ее деятельности, престиж, конкурентоспособность. Многие авторы: А.М. Моисеев, М. М. Поташник, С. Е. Шишов, В. А. Кальпей, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Л. Э. Литвиненко и др. пытаются найти толкования качества образования.

С философской точки зрения качество образования показывает нам на то, что отличает образование от других социальных явлений, систем, видов деятельности. Фактически это синоним термина “образование”, поскольку речь идёт о его сути.

Попытка раскрыть сущность понятия “качество образования” применительно к образовательному учреждению впервые была сделана в исследовании С.Е. Шишова и В.А. Кальней [4]. В их монографии “Мониторинг качества образования в школе” качество образования определяется как степень достижения поставленных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.

В словаре по образованию и педагогики “Качество образования” трактуется как комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, представляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства [3].

С точки зрения Коджаспировой Г.М. [1] понятие “качество образования” определяется как определённый уровень знаний и умений, умственного нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определённом этапе в соответствии с планируемыми целями.

Современную трактовку анализируемого понятия приводит А.М. Моисеев [2]: “Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников общества, заказчиков на образование”.

Несмотря на изученность различных аспектов проблемы повышения качества образования она на сегодняшний день остается открытой как в теоретическом, так и в практическом направлениях. Сохраняется противоречие между необходимостью повышать качество образования и недостаточной разработанностью условий. Актуальность этого противоречия определила выбор темы нашего исследования “Разностилевое обучение как условие повышения качества образования”.

Наше исследование направленно на поиск организационно педагогических условий, эффективно влияющих на повышение качества образования.

Одним из условий повышения качества образования в общеобразовательной школе, по нашему глубокому убеждению, является необходимость в учёте индивидуальной стратегии каждого ученика. Мы видим организацию процесса обучения на основе когнитивно-стиливой дифференциации обучения.

Смысл разностилевого обучения состоит не в том, чтобы “закрепить” учащегося за определенным познавательным стилем деятельности, а в том, чтобы создать ему условия для применения его индивидуальной стратегии обучения на основе когнитивного (познавательного) стиля.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. Р-н-Д.: Март, 2005.
  2. Моисеев А.М. Внутришкольное управление: Словарь справочник. -М.: Педагогическое общество России. 2005. – 320 с.
  3. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании.- М.: Посвящение, 1996.- С.20.
  4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качество образования в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2000.- С.10.