Цели и задачи:
- Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях России.
- Формировать представления о заповедниках, заказчиках, национальных парках, памятниках природы.
- Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию.
Оборудование: презентация “Заповедники России”, карточки для групповой работы, бланки регистрации, физическая карта России, использование видеофрагментов.
План урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Совместное определение местоположения заповедника “Кивач”.
- Работа в группах.
- Выступление учеников.
- Закрепление.
- Заключительное слово учителя.
Ход урока
Ход урока | Оборудование | ||||||
1. Организационный момент.
|
Бланк регистрации | ||||||
2. Вступительное слово учителя.
Заповедники - это участки территорий или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности – охота, рубка леса, сбор ягод.
Заповедник, заказчик, национальный парк, памятник природы. |
Презентация № 1 Рабочая тетрадь Атлас с.26 Презентация № 2 |
||||||
3. Совместное определение
местоположения заповедника “Кивач”.
В нем находятся: Карточки с характеристикой заповедника (5 шт). Анкета – это шпаргалка, которую вы заполните, и она поможет вам при ответе у доски. Карта заповедников, среди которых один ваш.
Растительный мир.
Животный мир.
Климат.
Тектоника, геология, почвы.
Итог – название заповедника “Кивач”, местоположение – ю-в часть Балтийского щита.
Интересные факты: К водопаду Кивач открыт свободный доступ отдыхающих. Благодаря этому почти ежегодно находится человек, который там тонет, решив искупаться. При доставании тел этих людей установлено, что пробитая падающей водой яма под водопадом имеет глубину в 20-25 м и забита “ежом” из бревен, застрявших там со времен лесосплава. В заповеднике проводится политика сокрытия поголовья бурого медведя. Официально на территории заповедника обитает один медведь. На самом деле их гораздо больше. Северная граница заповедника пересекает поперек узкое и длинное оз. Сундозеро. Зимой эту границу маркировали временными аншлагами на льду, что привело к тому, что рыбаки-подледники всеми правдами и неправдами стремились половить в заповеднике (хоть озеро и то же самое, но в заповеднике рыбы должно быть больше!) |
Конверт с материалом для групповой
работы
Презентация № 3
Презентация № 4
Презентация № 5 Презентация № 6
Презентация № 7 Заполнение анкеты
Презентация № 8 Презентация № 9 Заполнение анкеты Презентация № 10
Презентация № 11 Презентация № 12 |
||||||
Работа в группах. Самостоятельная работа учащихся в группах, составление анкет. Три первые группы правильно нашедшие заповедник получают “5”. Заповедники:
|
Презентация № 13 |
||||||
Выступление учеников. Рассказ ученика сопровождается показом слайдов. Заполнение таблицы в тетради, дополнительная информация о заповеднике. Таблица 1
Арктический.
Баргузинский.
Астраханский.
Башкирский
Галичья гора
Кроноцкий Уссурийский
|
Рабочая тетрадь (учащиеся заполняют
таблицу 1)
Презентация № 14 - 16 Презентация № 17 Презентация № 18 Презентация № 19, 20 Презентация № 21, 22 Презентация № 23, 24 Презентация № 25 |
||||||
Закрепление. Устно:
|
Презентация № 26
Презентация № 27 |
||||||
Заключительное слово учителя.
Домашнее задание. Составьте описание заповедника по плану (в более сильных классах можно предложить составить небольшую презентацию):
Возможные варианты заповедников:
|
Внимание! Презентаии находятся в приложениях.