Повторительно-обобщающий урок по теме: "Электрические явления"

Разделы: Физика


План урока:

  1. Организационный этап.
  2. I этап. Физический диктант. (Взаимоконтроль)
  3. II этап. Самостоятельное решение задачи. (Самоконтроль)
  4. III этап. Блицтурнир.
  5. IV этап. Работа в группах. Экспериментальное задание.

Цели урока:

  • обобщить, повторить материал по теме “Электрические явления”
  • развить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач
  • развивать монологическую речь с использованием физических терминов
  • развить коммуникативные способности

Ход урока

I этап: Физический диктант.

Учитель: Запишите в тетрадях:

  1. Формулу для расчета сопротивления проводника.
  2. Название прибора для измерения силы тока в цепи.
  3. Единица измерения силы тока
  4. Закон Ома для участка цепи.
  5. Обозначение реостата на схемах.

Учитель: Положите ручки, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку другого цвета и проверти работу. (Учитель с помощью кодоскопа показывает ответы на экране. Ученики проверяют, ставя на полях в тетрадях “+” или “-”. Ученики еще раз меняются тетрадями, и каждый сам себе выставляет оценку. При 4-5 правильных ответах оценка за диктант ставится соответственно “4” или “5”. )

II этап: Самостоятельное решение задачи

Учитель: (открывает на доске текст задачи, читает его и кратко обсуждает задание с классом) Все решают задачу самостоятельно. Те, кто быстро и правильно выполнит задание, могут помочь товарищам.

Задача:

Участок электрической цепи состоит из трех параллельно соединенных сопротивлений: R1=2 Ом, R2=4 Ом, R3=5 Ом. Амперметр А1 показывает силу тока 20 А. Определить показания вольтметра V и амперметра А1 и А2. (Ответ:Vобщ=40 В, I2=10А, I3=8 А)

Учитель: (с помощью кодоскопа показывает на экране решение задачи) Поставьте свою оценку себе в тетрадь, применяя показатели самооценки решения задач.

Показатели самооценки решения задач.
  1. Если ученик решил задачу самостоятельно и правильно – оценка “5”.
  2. Если использовал тетрадь, учебник, помощь товарища, но все решено верно, -“4”.
  3. Если ученик работал самостоятельно, но ошибся в вычислениях , - “4”.
  4. Если ошибся в формулах или не смог выполнить вычисления, то оценка “3”.
  5. Если не решил задачу, то “-” (двойки не ставим).

III этап. Блицтурнир.

Учитель зачитывает вопрос. Ученик, готовый к ответу, поднимает руку; первому поднявшему руку предоставляется слово. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы:

  1. Почему у наэлектризованных людей волосы поднимаются вверх? (Волосы электризуются одноименными зарядом. Как известно, одноименные заряды отталкиваются, поэтому волосы, подобно листочкам бумажного султана, расходятся во все стороны. )
  2. Какое минимальное напряжение вызывает поражение человека электрическим током с тяжелым исходом? (приблизительно 30 В)
  3. Почему опасно во время грозы стоять в толпе? (Пары , выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха).
  4. От чего зависит биологическое действие и какой величины ток может вызвать смертельный исход? (Зависит от величины тока, протекающего по организму пострадавшего. Ток в 0,025 вызывает проходящий паралич, а ток в 0,01 А и более смертелен. )
  5. Какие изменения вызывает ток в теле человека? (Ток, проходя через тело человека, воздействует на центральную и периферическую нервные системы, вызывая нарушение работы сердца и дыхания).

IV этап. Экспериментальное задание.

Задание: придумайте схему электрической цепи, состоящей из источника тока, лампы, звонка и трех ключей, чтобы в ней выполнялись следующие условия: если замкнуть один ключ К1, то горит лампа, если замкнуть второй ключ, то работает звонок, а если замкнуть третий ключ, то одновременно загорается лампа и звенит звонок.

Предлагаемые приборы и материалы: источник тока, лампа, электрический звонок, ключ – 3 шт. , соединительные провода.

Порядок конструирования:

  1. Определите, какие элементы схемы должны быть соединены последовательно, а какие параллельно.
  2. Разработайте проект схемы. Начертите его.
  3. Проследите мысленно: будут ли выполняться требуемые условия.
  4. Соберите цепь по схеме и опробуйте ее.
  5. Сделайте вывод.
Показатели оценки работы ученика в группе.
  1. Если ученик был активен и предлагал правильные ответы – оценка “5”.
  2. Если были ошибки в суждении -“4”.
  3. Если ученик был малоактивен при обсуждении или не уверен в знаниях, оценка не ставится.

Итог урока

Учитель: Заканчивается урок по теме “Электрические явления”. Поставьте себе итоговую оценку. Кто поставил “5”? “4”? “3”? А сейчас подумайте и ответьте: как каждый из вас усвоил эту тему? Какие были трудности? Как вы их преодолевали?