План урока:
- Организационный этап.
- I этап. Физический диктант. (Взаимоконтроль)
- II этап. Самостоятельное решение задачи. (Самоконтроль)
- III этап. Блицтурнир.
- IV этап. Работа в группах. Экспериментальное задание.
Цели урока:
- обобщить, повторить материал по теме “Электрические явления”
- развить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач
- развивать монологическую речь с использованием физических терминов
- развить коммуникативные способности
Ход урока
I этап: Физический диктант.
Учитель: Запишите в тетрадях:
- Формулу для расчета сопротивления проводника.
- Название прибора для измерения силы тока в цепи.
- Единица измерения силы тока
- Закон Ома для участка цепи.
- Обозначение реостата на схемах.
Учитель: Положите ручки, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку другого цвета и проверти работу. (Учитель с помощью кодоскопа показывает ответы на экране. Ученики проверяют, ставя на полях в тетрадях “+” или “-”. Ученики еще раз меняются тетрадями, и каждый сам себе выставляет оценку. При 4-5 правильных ответах оценка за диктант ставится соответственно “4” или “5”. )
II этап: Самостоятельное решение задачи
Учитель: (открывает на доске текст задачи, читает его и кратко обсуждает задание с классом) Все решают задачу самостоятельно. Те, кто быстро и правильно выполнит задание, могут помочь товарищам.
Задача:
Участок электрической цепи состоит из трех параллельно соединенных сопротивлений: R1=2 Ом, R2=4 Ом, R3=5 Ом. Амперметр А1 показывает силу тока 20 А. Определить показания вольтметра V и амперметра А1 и А2. (Ответ:Vобщ=40 В, I2=10А, I3=8 А)
Учитель: (с помощью кодоскопа показывает на экране решение задачи) Поставьте свою оценку себе в тетрадь, применяя показатели самооценки решения задач.
Показатели самооценки решения
задач.
|
III этап. Блицтурнир.
Учитель зачитывает вопрос. Ученик, готовый к ответу, поднимает руку; первому поднявшему руку предоставляется слово. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы:
- Почему у наэлектризованных людей волосы поднимаются вверх? (Волосы электризуются одноименными зарядом. Как известно, одноименные заряды отталкиваются, поэтому волосы, подобно листочкам бумажного султана, расходятся во все стороны. )
- Какое минимальное напряжение вызывает поражение человека электрическим током с тяжелым исходом? (приблизительно 30 В)
- Почему опасно во время грозы стоять в толпе? (Пары , выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха).
- От чего зависит биологическое действие и какой величины ток может вызвать смертельный исход? (Зависит от величины тока, протекающего по организму пострадавшего. Ток в 0,025 вызывает проходящий паралич, а ток в 0,01 А и более смертелен. )
- Какие изменения вызывает ток в теле человека? (Ток, проходя через тело человека, воздействует на центральную и периферическую нервные системы, вызывая нарушение работы сердца и дыхания).
IV этап. Экспериментальное задание.
Задание: придумайте схему электрической цепи, состоящей из источника тока, лампы, звонка и трех ключей, чтобы в ней выполнялись следующие условия: если замкнуть один ключ К1, то горит лампа, если замкнуть второй ключ, то работает звонок, а если замкнуть третий ключ, то одновременно загорается лампа и звенит звонок.
Предлагаемые приборы и материалы: источник тока, лампа, электрический звонок, ключ – 3 шт. , соединительные провода.
Порядок конструирования:
- Определите, какие элементы схемы должны быть соединены последовательно, а какие параллельно.
- Разработайте проект схемы. Начертите его.
- Проследите мысленно: будут ли выполняться требуемые условия.
- Соберите цепь по схеме и опробуйте ее.
- Сделайте вывод.
Показатели оценки работы ученика в
группе.
|
Итог урока
Учитель: Заканчивается урок по теме “Электрические явления”. Поставьте себе итоговую оценку. Кто поставил “5”? “4”? “3”? А сейчас подумайте и ответьте: как каждый из вас усвоил эту тему? Какие были трудности? Как вы их преодолевали?