Это мероприятие требует от учителя минимум подготовки, но вызывает интерес учащихся 9-10 классов.
Вопросы просты и доступны каждому ученику, но некоторые задания заставляют задуматься над известными вроде бы вещами.
Очень удобно проводить этот конкурс в рамках Недели физики или в последний день четверти, когда все отметки уже выставлены.
Разделение на команды.
Принцип разделения прост: в барабан закладываются красные, синие, зеленые треугольнички (жетоны) по числу участников в каждой команде; еще 2-3 желтых жетона – для членов жюри.
Перед началом игры каждый ученик достает из барабана один жетон. Все участники делятся на три команды: красные, синие, зеленые. Те участники, кому достался желтый жетон, становятся членами жюри.
Первый конкурс. Разминка. (1 балл – за каждый правильный ответ).
Команды по очереди называют фамилии ученых-физиков, (думать не более 10 секунд). В начале игры все идет очень быстро, но потом легко выявляется команда-лидер. Равные количества баллов командам можно не засчитывать дя удобства подсчета итоговых баллов.
Второй конкурс “Кто это?” (1 балл – за каждый правильный ответ).
Игрокам представляют портреты ученых-физиков. Участники должны назвать ученого, сообщить о его открытиях. Можно предложить, например, портреты ученых: М. В. Ломоносова, К. Э. Циолковского, И. Ньютона, А. Эйнштейна и др.
Третий конкурс “Блиц-конкурс”. (1балл – за каждый правильный ответ)
Перед началом каждая команда представляет одного человека для участия в конкурсе. Суть заключается в том, что за 1 минуту участник должен ответить на наибольшее количество вопросов.
1. Кто создал первый русский университет?.
М. В. Ломоносов
2. Кому из ученых (по легенде) яблоко упало на голову?
И. Ньютон
3. Кто изобрел радио?
А. С. Попов
4. Кто современникам на удивленье измерил атмосферное давленье?
Э. Торричелли
5. Кто изобрел кинематограф?
Братья Люмьер
6. Кто является основоположником космонавтики?
К. Э. Циолковский
7. Кто первым вышел в открытый космос?
А. А. Леонов
8. Кто изобрел лампу накаливания?
Т. Эдисон
9. Кого называли “отцом русской авиации”?
Н. Е. Жуковский
10. Кто создал теорию относительности?
А. Эйнштейн
11. Датский физик, обнаруживший действие тока на магнитную стрелку.
Х. Эрстед
Кто изучал свободное падение тел?
Г. Галилей
13. В честь какого ученого названа основная единица измерения напряжения?
А. Вольта
14. Русский физик, возглавивший работы по созданию первой атомной бомбы в СССР? И. В. Курчатов
15. Первая женщина-космонавт.
В. В. Терешкова
Четвертый конкурс “И это все о нем” (1 балл – за каждый правильный ответ)
Установить соответствие между фамилией ученого и информацией о нем.
Архимед.
2. Джордано Бруно.
3. Галилео Галилей.
4. Леонардо да Винчи.
5. Луиджи Гальвани.
1. Отрекаясь от своих научных взглядов, больной старик-ученый воскликнул: “И все-таки она вертится!”
Г. Галилей
2. Он сказал вражескому солдату: “Не трогай мои чертежи!”, и погиб от руки врага.
Архимед
3. И художник, и механик.
Леонардо да Винчи
4. Он пошел на костер, отстаивая свои убеждения.
Д. Бруно
5. Он экспериментировал с лягушками, проводя опыты по физике.
Л. Гальвани
Пятый конкурс “Знаешь ли ты их имена?”
- Ломоносов (Михаил Васильевич)
- Ньютон (Исаак)
- Эйнштейн (Альберт)
- Галилей (Галилео)
- Циолковский (Константин Эдуардович)
- Ампер (Андре)
- Ом (Георг)
- Королев (Сергей Павлович)
- Рентген (Вильгельм)
- Менделеев (Дмитрий Иванович)
Шестой конкурс “Чем знаменит?”
- Демокрит. (Выдвинул идею об атомарном строении вещества).
- Н. Коперник. (Создатель гелиоцентрической картины мира).
- Торричелли. (Первым измерил атмосферное давление).
- Н. Г. Басов и А. М. Прохоров. (Создатели лазера).
- М. Кюри. (Внесла большой вклад в изучение явления радиоактивности, открыла вместе с мужем два новых химических элемента).
- Э. Резерфорд. (Создал планетарную модель атома).
Жюри подводит итоги.