Современные дети, избалованные обилием телевизионных передач, огромным выбором компьютерных игр, не очень охотно берутся за книгу, хотя полки книжных магазинов и библиотек привлекают внимание маленьких читателей красочными изданиями.
Как помочь детям полюбить литературу? Как заинтересовать ребенка, чтобы он сам потянулся к книге?
Одним из путей решения этой проблемы я вижу в проведении литературных викторин. Соревновательный дух захватывает детей, заставляет более вдумчиво читать произведение, запоминать не только главные детали, но и незначительные, ведь победа команды зависит от того, насколько внимательно дети прочитали книгу.
Условия проведения викторины просты. На доске вычерчивается таблица по числу вопросов викторины. Вопросы разной сложности, поэтому цена вопросов первой колонки 1 балл, второй – 2 балла, третьей – 3 балла и т. д. Класс делится на команды. Каждая команда по очереди выбирает вопрос. Выбранная ячейка в таблице перечеркивается. За правильный ответ команда получает соответствующее количество баллов. Если команда ответила неверно, право ответа переходит к следующей команде. Побеждает команда, набравшая наибольшее число баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
А | |||||||
Б | |||||||
В | |||||||
Г | |||||||
Д |
А
- Благодаря чему с героями повести произошли невероятные и фантастические события? (Получили двойки по геометрии в начале учебного года.)
- О каком событии рассказывал Баранкин? “Я взмывал вверх по всем правилам, падал на крыло, взлетал свечкой, входил в штопор, и наконец-то на бреющем полете мне удалось выйти из воробьиного окружения”. (Драка с воробьями.)
- О каком “расчудесном чуде из всех расчудеснейших чудес” рассуждал Баранкин вновь став человеком ? (О голове.)
- Чего испугались кошки, когда охотились на Баранкина и Малинина? (“…на их глазах из съедобного воробья я превратился в несъедобную бабочку!”)
- Кому завидовал Баранкин? “…никто из них никого не ждал, никто ничему не учился, никого никуда не посылали, никому не читали нотации, никому не давали в руки лопаты…” (Насекомым, птицам.)
- Чей это портрет? “Мой профиль был полной противоположностью орлиного. Я был курносый. По выражению моей мамы, я настолько курнос, что через дырочки моего задранного кверху носа можно разглядеть, о чем я думаю”. (Баранкина.)
- Как назывался раздел газеты, в котором поместили фотографии Баранкина и Малинина? (Юмор и сатира.)
Б
- За кого приняла воробьиха Баранкина и Малинина? (За своих детей.)
- В какую бабочку превратился Баранкин? (В капустника.)
- Кем был Баранкин, когда так говорил о своем полете: “Летишь и все время проваливаешься в какие-то воздушные ямы. Проваливаешься и летишь. И от этого в животе у тебя дух захватывает и ощущение, как будто ты на лету от радости умираешь”? (Бабочкой.)
- Как Баранкину и Малинину удалось спастись от мирмиков? (Улетели на паутине.)
- Произнесите заклинание, благодаря которому
Баранкин и Малинин превратились в воробьев.
Я уверен. Без забот
Воробей живет!
Вот я! Вот я!
Превращаюсь в воробья! - Почему Костя Малинин считал, что ему будет легче превратиться в воробья? (Он в драмкружке в “Снежной королеве” играл ворона.)
- Что было написано на стене дома, в котором жил Баранкин? (“Баранкин фантазер несчастный”.)
В
- Чему учились Баранкин и Малинин у воробьихи? (Вить гнезда.)
- В какую бабочку превратился Малинин? (В махаона.)
- Что хотели сделать одноклассницы Баранкина с бабочкой – Малининым? (“…в морилку, потом в сушилку… и в распрямилку…”)
- Какое “открытие” просто ошеломило Баранкина после встречи с бабочкой – крушенинницей? (Они когда-то должны тоже заснуть.)
- Произнесите заклинание, которое говорили
Баранкин и Малинин, чтобы превратиться в бабочек.
Я уверен, без забот
Мотылек живет!
Вот я! Вот я!
Превращаюсь в мотылька! - Что понял Баранкин, побывав и воробьем, и бабочкой, и муравьем? (“Я понял, я окончательно уверился в том, что такой жизни, о которой я мечтал,…нет и не может быть нигде – ни на земле и ни под землей…)
- Какой аппарат мечтал изобрести Баранкин? (“…с помощью которого можно было бы у любого человека на расстоянии отключить голос”)
Г
- Кто такие мирмики? (Рыжие муравьи.)
- О каком открытии Баранкину захотелось “прочирикить на весь двор”? (“Если по настоящему захотелось, то можно действительно всего достичь и всего добиться!”)
- Что помешало Баранкину и Малинину превратиться в трутней? (Появились девочки – одноклассницы с сачками.)
- Что предпринял Баранкин, чтобы окончательно разбудить Малинина? (Стал щекотать.)
- Кто это? “Клюв у меня действительно остался курносым, и вообще я весь получился какой –то серый, и перья у меня топорщились во все стороны, и на лбу торчал хохолок…” (Баранкин – воробей.)
- Произнесите заклинание, с помощью которого
Баранкин хотел превратиться в трутня .
Ни ночью, ни днем
Не хочу быть мотыльком!
Всех на свете лучше
Быть, конечно, трутнем. - Произнесите заклинание, с помощью которого
Баранкин и Малинин снова стали людьми.
Ни ночью! Ни днем!
Не хочу! Быть!
Муравьем!
Я! Хочу! Навеки!
Быть! Человеком…
Д
- Кто это? “Он весь блестел так, словно его начистили сапожным кремом, и талия у него была очень смешная – тонюсенькая – претонюсенькая, как у девчонки…”. (Малинин – муравей.)
- Кто помешал Баранкину и Малинину, когда они были бабочками, наесться нектара? (Пчела.)
- Чем были заняты на уроке Баранкин и Малинин, когда учительница Нина Николаевна рассказывала про трутней? (Изобретали новый язык.)
- Перечислите, что обнимал Баранкин от радости, когда вновь стал человеком. (Скамейку, забор, березу, а потом Мишку Яковлева и Алика Новикова.)
- Кто это? “У него была нарядная белая грудка с галстуком, сам он был весь чистенький, аккуратненький, с приглаженными перышками, как будто он только из парикмахерской вылетел”. (Малинин – воробей.)
- Сколько удивительных событий произошло с Баранкиным после его невероятных превращений? (Шесть.)
- Произнесите заклинание, с помощью которого
Баранкин и Малинин превратились в муравьев.
Ой, мамочка!
Я не хочу быть бабочкой!
Я уверен, хорошо
Быть на свете мурашом!