Урок по истории России

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • повторить и обобщить знания учащихся по истории Отечества с древнейших времен до конца XIX века,
  • закрепить в памяти исторические понятия, события, факты, даты и т.д., воспитывать любовь и уважение к истории родной страны,
  • развивать интерес учащихся к предмету,
  • формировать навыки индивидуальной деятельности.

Порядок проведения и правила игры.

В игре задействованы все учащиеся. Эта игра – личное первенство.

Игра состоит из III раундов и финала. В каждом раунде по 3 “кота в мешке” и 1 “вопрос - аукцион”. В начале раунда проводится отборочный тур. Победители отборочного тура 3 учащихся первыми ответившие на вопросы выходят в I-й раунд. Раунд состоит из 7 тем по 5 вопросов в каждой теме. Вопросы имеют различную стоимость. В ходе игры среди зрителей проводится конкурс “Знаток истории”, они отвечают на те вопросы на которые не были даны ответы игроками. Знатоком истории становится зритель, набравший наибольшее количество баллов. Ведут подсчет баллов 3 ассистента.

Победитель I-го раунда выходит в финал. Проводится второй отборочный тур и 3 учащихся играют во втором раунде. Победитель второго раунда выходит в финал. Затем проводится третий раунд и в финал выходит 3 игрок. 3 игрока победители в I,II,III раундах играют в финале. В финале 7 тем. Игроки по очереди убирают по одной теме, которая им не нравится, в итоге останется одна тема. Финалисты делают ставки, задается финальный вопрос. Объявляется победитель игры, и победитель среди зрителей. Вручаются призы.

Оформление игры: название игры, тема, игровое поле. На стендах портреты выдающихся деятелей истории России, исторические карты, высказывания известных людей:

“Знать историю, значит быть добрым хозяином и защитником своего государства”.

А.Н.Толстой.

“Знать историю в строгом смысле слова - это значит знать все”.

С.И.Танеев.

“Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”.

В.М.Васнецов.

Эпиграф: “Родная страна становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю”

М.И. Калинин

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Объявление темы урока. Постановка целей (задач) на урок.

II. Организационный момент.

Объяснение правил проведения урока-игры.

III. Основная часть.

Вопросы 1-го отборочного тура

Ведущий:

- Столица Древнерусского государства город Киев находился на землях этого восточнославянского племенного союза. (Полян)

В Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется …(Крещатик).

В русских источниках – скандинавы, варяги, а в Западной Европе их называли норманны. Отважные мореходы и храбрые воины. (Викинги)

Ведущий: Начнем со знакомства и традиционного рукопожатия (участники приветствуют друг друга). Удачи всем!

Ознакомимся с темами I-го раунда. Право выбора получит тот, кто первым ответит на вопрос-разминку.

- Так русские называли город Константинополь, ныне Стамбул. (Царьград)

Итак, дальше выбирайте тему и стоимость вопроса. (Кто ответил, забирает право выбирать, если не ответил на вопрос, а соперник дал не правильный ответ, право выбора остается выбиравшему)

Игровое поле I раунда: Древняя Русь

1. Восточные славяне 10 20 30 40 50
2. Древнерусские города 10 20 30 40 50
3. Первые князья 10 20 30 40 50
4. Крещение Руси 10 20 30 40 50
5. Раздробленность Руси 10 20 30 40 50
6. Нашествие 10 20 30 40 50
7. Древнерусская культура 10 20 30 40 50

I раунд. Древняя Русь (Приложение 1).

Ведущий: Подведем итоги I-го раунда.

Вопросы 2-го отборочного тура

Ведущий:

- Иконописец и мастер фресковой живописи, участвовал в создании иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, расписывал Успенский собор во Владимире и другие. Но главное творение его – это, конечно, “Троица”. (Андрей Рублев)

- Порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю. (местничество)

- По судебнику 1497 г. срок перехода крестьянина от одного феодала к другому назывался… (Юрьев день)

Ознакомимся с темами II-го раунда. Право выбора получит тот, кто первым ответит на вопрос-разминку.

- Костромской крепостной староста по преданию зимой 1613 г. завел польский военный отряд искавший дорогу на Кострому, где в то время жил избранный русским царем Михаил Федорович, в непроходимое лесное болото, где и погиб вместе с поляками. (Иван Сусанин)

Игровое поле II раунда: Россия

Московское царство 10 20 30 40 50
2. Царь всея Руси 10 20 30 40 50
3. Смута 10 20 30 40 50
4. Быт и нравы 10 20 30 40 50
5. Народные движения 10 20 30 40 50
6. Церковь и власть 10 20 30 40 50
7. История словами поэтов 10 20 30 40 50

II раунд. Россия (Приложение 2).

Вопросы 3-го отборочного тура

- Начало периодической печати в России связано с Петром I. В 1702 г. вышла в свет первая печатная газета, под названием … (Ведомости)

- За какую важную реформу Александр II получил имя “Освободитель”. (За отмену крепостного права)

- “Дворянин в России, - лишь тот, с кем я говорю и пока я с ним говорю”, - заявил этот император. (Павел I.)

Вопрос-разминка: Создатель новой, неевклидовой геометрической системы. (Н.И. Лобачевский.)

Игровое поле III раунда: Российская империя

1. Эпоха Петра 1 10 20 30 40 50
2. Войны 10 20 30 40 50
3. Реформы 10 20 30 40 50
4. Государственные деятели 10 20 30 40 50
5. Исторический словарь 10 20 30 40 50
6. Деятели культуры 10 20 30 40 50
7. История в датах 10 20 30 40 50

III раунд. Российская империя (Приложение 3).

Финал игры

Учащимся предлагаются темы финальной игры:

  1. Край родной.
  2. Гордость русской музыки.
  3. “Птенцы гнезда Петрова”.
  4. Не отосланные депеши.
  5. Драгоценные камни.
  6. Табель о рангах.
  7. Крепостное право.

(Приложение 4)

Литература

  1. Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию?, Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России: Конец XVII- XIX век: учеб. для 10 кл.- 9-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
  3. 2.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: Конец XVI- XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2002.
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: Конец XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2002.
  5. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества: 6-7 кл.: пособие для учителя. – М.: Аквариум, 1997.
  6. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. для 10 кл. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: дидакт. материалы.- М.: Дрофа,1999.
  8. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. IX - XVII вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
  9. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России.XVIII - XIX вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
  10. Энциклопедический словарь юного историка. – М.: ПЕДАГОГИКА – ПРЕСС, 1994.