Цели урока:
- сформировать понятия “ветер”;
- выявить причины образования ветров - “бриз”, “муссон”, “пассат”;
- сформировать умение построения графика “Роза ветров”.
Оборудование урока: карта полушарий, раздаточный материал (табл. “Ветры Земли”, шкала Бофорта, рисунки “Бриз”, “Муссоны”, “Пассаты”, график “Роза ветров”), географические атласы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Географический диктант.
- Прибором для измерения температуры воздуха служит …………. .
- Нагрев земной поверхности зависит ………………………………. .
- Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток называю …………………………
- годовой амплитудой колебаний температуры воздуха называют …
- Изменение количества тепла в течение года зависит от ……………
III. Изучение нового материала.
В ходе проведения урока учитель постоянно обращается к схеме (рис. 2), на которой изложена структура излагаемого учебного материала.
- Ребята, давайте с вами отгадаем загадки:
Без рук, без ног,
А дерево гнет. (Ветер)Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
- Вот и сегодня мы с вами поговорим о ветре (класс делится на 3 группы).
Вопросы беседы к классу.
- Как нагревается воздух над сушей и морем?
- Что происходит с воздухом при его нагревании и охлаждении?
Причины образования ветра
Воздушная оболочка Земли, особенно ее нижняя часть, очень редко бывает спокойной. Воздушные массы – вечные странники. Они находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую.
Ветер – это перемещение воздуха над земной поверхностью в горизонтальном направлении.
А почему дует ветер?
Поверхность Земли нагревается неравномерно, это является причиной разности давления воздуха, а перемещение воздуха с области пониженного давления в область повышенного давления и является главной причиной возникновения ветров.
¬ Анализ рисунка 73 на стр. 116 “Дневной бриз” (рис. 3):
- Как дует дневной бриз? (вопросы к 1-й группе)
- По каким приметам это видно? (вопросы к 2-й группе)
- Где люди будут ощущать более теплый воздух: на паруснике или на берегу? (вопросы к 3-й группе)
- А ночью ветер дует наоборот. Кто сможет объяснить образование ночного бриза?
Чем больше разница в атмосферном давлении между сушей и морем, тем быстрее перемещается воздух, тем сильнее ветер.
рис. 3
Муссоны
Зимой дует с суши на море он.
Ветер, который зовется муссон.
А летом все делает наоборот –
С моря на сушу берет разворот.
Муссоны – это ветры, схожие с бризами, но дующие на побережьях океанов.
¬ Анализ физической карты России (географический атлас 6 класс), слайд 4:
- Какую часть атмосферы охватывают эти ветры? (вопросы к 1-й группе)
- Для какой части России характерны муссоны? (вопросы к 2-й группе)
- В какие времена года муссоны меняют свое направление ? (вопросы к 3-й группе)
Еще в древние века, когда морские и океанские просторы бороздили только парусники, многие арабы отправлялись в июне-июле в сказочно богатую Индию. В это время юго-западный ветер надувал паруса кораблей и они довольно быстро проходили весь путь от берегов Южной Аравии до полуострова Индостан. В зимние месяцы корабли грузились необходимыми товарами и шли обратно. И опять попутный ветер, но теперь уже дующий в обратном направлении, подгонял суда. Ветер, который так помогал морякам, арабы называли “маусин”, что означает “время года, сезон”. Название ветру дали очень меткое, ведь он действительно меняет свое направление два раза в год. Впоследствии французы это слово стали поизносить на свой лад – муссон (рис. 4).
рис. 4
Пассаты - постоянные (глобальные) устойчивые ветры планеты в тропических широтах, дующие к экватору из субтропических областей высокого давления в область низкого давления (рис. 5).
рис. 5
Определение направления и силы ветра.
Название ветра происходит от названия стороны горизонта, откуда он дует.
Направление ветра можно определить по местным признакам: деревьям, дыму из труб, флажкам и т. д. , но более точно это можно сделать с помощью флюгера, а скорость ветра - при помощи анемометра (рис. 6).
рис. 6
Сигнальный анемометр АС-1 предназначен для измерения мгновенной скорости ветра, определения опасных по совместному воздействию скорости и продолжительности порывов ветра и включения при этом соответствующих сигнальных и противоаварийных устройств. Анемометр устанавливается на башенных и портальных кранах, и других объектах, требующих оборудования устройствами аварийной ветровой защиты и измерений скорости ветра (рис. 7).
рис. 7
С учетом многих признаков в 1806 году БОФОРТ ФРЭНСИС (английский адмирал, географ и картограф) разработал 12-балльную шкалу условной оценки силы ветра по его воздействию на наземные предметы и поверхность моря, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или его силу в баллах (см. таблицу №1).
Баллы/ Характеристика ветра |
Скорость ветра, км/ч (м/сек) |
Действие ветра |
0. Штиль | Менее 1 (0-0,2) | Полное отсутствие ветра. Дым из труб поднимается отвесно |
1. Тихий | 2-5 (0,3-1,5) | Дым из труб поднимается не совсем отвесно |
2. Легкий | 6-11 (1,6-3,3) | Ощущается лицом как легкое дуновение. Слегка колеблет вымпел; листья шелестят |
3. Слабый | 12-19 (3,4-5,4) | Колеблются листья и мелкие сучья. Развеваются легкие флаги |
4. Умеренный | 20-28 (5,5-7,9) | Колеблются тонкие ветки деревьев. Ветер поднимает пыль и клочки бумаги |
5. Свежий | 29-38 (8,0-10,7) | Колеблются большие сучья. На воде появляются волны |
6. Сильный | 39-49 (10,8-13,8) | Колеблются большие ветки. Гудят телефонные провода |
7. Крепкий | 50-61 (13,9-17,1) | Качаются небольшие стволы деревьев. На море поднимаются пенящиеся волны |
8. Очень крепкий | 62-74 (17,2-20,7) | Ломаются ветки деревьев. Трудно идти против ветра |
9. Шторм | 75-88 (20,8-24,4) | Небольшие разрушения. Срываются дымовые трубы и черепица |
10. Сильный шторм | 89-102 (24,5-28,4) | Значительные разрушения. Деревья вырываются с корнем |
11. Жестокий шторм | 103-117 (28,5-32,6) | Большие разрушения |
12. Ураган | Более 117 (более 32,7) | Производит опустошительные действия |
таблица №1
¬ Анализ форзаца 2 учебника.
Если об изменении температуры воздуха можно судить по графику, то о направлении ветров можно узнать по графику, называемому “Розой ветров” (анализ рисунка 75 на стр. 118, слайд №12).
Значение ветра:
Перенос влаги на материки;
Способствует образованию морских течений;
Источник энергии: мельницы, двигатели, парусники;
Однако, ветер может стать одной из причин бедствий на планете – ураган, смерч, шторм на море и т. д.
IV. Результаты урока.
Закрепление материала (повторный показ презентации и заполнение таблицы “Ветры Земли” по группам).
Контроль знаний.
Вопросы:
- Что такое ветер?
- В каком направлении дует ночной бриз?
- Что называется муссоном?
- В каком направлении дуют муссоны?
- Какими приборами измеряются направление и скорость ветра?
- Зачем нужен ветер?
V. Домашнее задание.
§ 39
Пробное построение графика “Розы ветров” учащимися по дневникам наблюдений за погодой.