Целb:
- развивать умение различать художественные способы передачи иллюзии объемности и умение самими создавать иллюзию объемности;
- активизировать вычислительные навыки;
- работу на уроке построить так, чтобы симметрично шло развитие левого и правого полушария;
- осуществлять личностно-ориентированный подход на уроке путем различных технологий;
- воспитывать творческое отношение к учебной деятельности.
Ход урока
I. Вводная часть.
Учитель.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это математика!
Но не все в ней бывает просто и понятно и тогда люди обращаются за помощью к компьютеру. Сегодня я вам предлагаю поиграть. Давайте представим, что монитором нашего компьютера будет доска, а его мозгом будете все вы. Поэтому мы должны сегодня работать очень дружно и слаженно как все механизмы в любой машине. Что мы будем делать, создавать покажут нам этапы урока. Но, а пока нам необходимо войти в систему компьютера, а для этого нам нужно набрать код. Кодом будут правильные ответы на задание математического диктанта. Кто ответит на все задания правильно, тот войдет в компьютерную программу без проблем.
II. Математический диктант.
Дети.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться.
И кругом — только умные лица,
Потому что считаем в уме!
Учитель.
Давайте повторим некоторые математические правила: как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
Как узнать, во сколько одно число больше или меньше другого?
Возьмите ваши листы с таблицей, запишите сегодняшнее число. (Приложение 1) Будьте внимательны!
1. У Пети 72 аквариумные рыбки, а у Леши 8 рыбок. Во сколько раз рыбок у Леши меньше, чем у Пети?
2. Узнай, на сколько у Пети рыбок больше, чем у Леши?
3. У пристани 36 парусных лодок и 9 байдарок. На сколько меньше байдарок у пристани?
4. Узнай во сколько раз больше парусных лодок, чем байдарок?
5. Было 42 бублика, каждому ребенку дали по 6 бубликов. Скольким детям достанутся бублики?
6. Для урока труда Ване поручили купить 20 отверток. Одна отвертка стоит 7 руб. Сколько рублей он заплатил?
7. За 4 открытки заплатили 40 руб. Сколько стоит одна открытка?
8. Какоё число больше 110 на 90?
9. Увеличь это число в 2раза.
10. Уменьши его на 5 десятков.
Ключ: в 9раз, на 64, на 27, в 4 раза,. 7, 140 руб., 10 руб., 200, 400,350. Проверка: один ученик читает, другие дети проверяют.
- За каждый правильный ответ поставь плюс. Посчитай количество плюсов и запиши баллы.
- Кто вошел в программу без единой ошибки?
- Кто из вас набрал больше баллов, по сравнению с предыдущей работой? Исправив ошибки, мы входим в систему компьютера, и на нашем экране появляются три папки. (Приложение 2.)
- В какую папку мы заглянем сначала? Иллюзия.
Ш. Новый материал. Практическая работа.
- Давайте откроем папку со словом Иллюзия.
- Кто помнит, что означает это слово? (Обман чувств, вызванный искаженным восприятием.)
- С какими приемами создания иллюзии объема на плоскости мы уже познакомились? (художественный прием — блики на изображаемом предмете, метод проекции). (Приложение 3.)
- Сегодня мы будем искать новые пути создания иллюзии объемности на плоскости.
- Рассмотрите рисунок. Что вы на нем видите?
- Подумайте, что помогло художнику передать объем капли? (Линии, передающие контуры предмета.) (Приложение 4.)
- Сравните изображение дыни, какая кажется вам более объемной и почему?
- Как проходят линии? (Они расходятся и соединяются в одной точке, передавая контур предмета) (Приложение 5.)
- У вас на столе импровизированный монитор компьютера, на котором изображены контуры предметов. Найдите контур дыни и попробуйте с помощью линий предать объемность предмету. (Приложение 6)
- Контуры, каких еще предметов вы видите? (Арбуза и груши.)
- Выберите себе любой контур, на котором вы бы смогли передать иллюзию объема.
- Посмотрите работы друг у друга, что вам в них особенно нравится, где вы видите неточности в изображении объемности?
- На свободном месте дома создайте свой контур предмета и его иллюзию объема.
Данный прием был использован на уроке изобразительного искусства. (Приложение 7).
IV. Физ. Минутка.
V. Решение задачи.
Возьмите в руки учебник, откройте его на С. 93, найдите задание 210.
прочитайте задачу.
- Повторите условие задачи. Вопрос. Составление краткой записи.
Расход на одно изделие | Количество изделий | Общий расход ткани |
Одинаковый | 9 простыней 18 простыней |
36 метров ? |
- Что сказано о количестве изделий? (9 и 18)
- Что сказано о расходе ткани на данное количество изделий? (9—36,18-?)
- Какая величина будет постоянной в этой задаче? (расход ткани на одно изделие).
- С нахождения какой величины мы будем решать задачу? (постоянной)
- По каким данным мы можем судить о постоянной величине?
- Зная расход ткани на одно изделие, о чем мы можем говорить далее?
- Постройте план схему решения задачи.
Чтобы узнать расход ткани на 18 простыней нужно узнать сколько метров расходуется на одну простынь
- можем ли мы решить задачу другим способом?
- Что выскажите о количестве простыней? (увеличилось)
- Как это отразилось на расходе ткани?
- Можете ли вы сказать, во сколько раз увеличился расход ткани?
- Значит, расход ткани зависит от того, во сколько раз увеличилось количество простыней.
- Составьте план-схему решения задачи.
Чтобы узнать расход ткани, нужно 36 увеличить в несколько раз, а для этого нужно узнать во сколько раз увеличится количество простыней.
Вывери для себя схему решения более понятную и оформи решения задачи.
Сравним решение 1 и 2 способа. Ответы получились равные, значит и задачу, мы решили верно.
Дополним нашу краткую запись данными из 4 пункта задания (16 ,20, 27, 36)
- Какие из этих данных нам не позволят решить задачу двумя способами и почему? (16, 20 т. к. мы не можем узнать, во сколько раз увеличилось количество простыней)
- Дома выбери любое данное из задания 4 и реши задачу двумя или одним способом.
VI. Работа над вычислительными навыками.
Сейчас я вам предлагаю заглянуть в папку с названием “Вычисли”.
- О чем пойдет речь в этой папке?
- Прочтите задание к упр.21 1.
- Возьмите в руки карандаш найдите те произведения, в которых при умножении на единицы есть переход через разряд.
- Прочтите данные произведения. У доски работают два человека.
- Прочтите оставшиеся произведения, как в них можно изменить единицу, чтобы появился переход через разряд? (По рядам находят не одно решение.)
VII. Итог урока.
- Задания, в какой папке оказались для вас наиболее интересными и почему?
- Что вам задано сегодня домой?