Различные художественные способы создания иллюзии объёмности при изображении предметов на плоскости

Разделы: Начальная школа


Целb:

  • развивать умение различать художественные способы передачи иллюзии объемности и умение самими создавать иллюзию объемности;
  • активизировать вычислительные навыки;
  • работу на уроке построить так, чтобы симметрично шло развитие левого и правого полушария;
  • осуществлять личностно-ориентированный подход на уроке путем различных технологий;
  • воспитывать творческое отношение к учебной деятельности.

Ход урока

I. Вводная часть.

Учитель.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это математика!

Но не все в ней бывает просто и понятно и тогда люди обращаются за помощью к компьютеру. Сегодня я вам предлагаю поиграть. Давайте представим, что монитором нашего компьютера будет доска, а его мозгом будете все вы. Поэтому мы должны сегодня работать очень дружно и слаженно как все механизмы в любой машине. Что мы будем делать, создавать покажут нам этапы урока. Но, а пока нам необходимо войти в систему компьютера, а для этого нам нужно набрать код. Кодом будут правильные ответы на задание математического диктанта. Кто ответит на все задания правильно, тот войдет в компьютерную программу без проблем.

II. Математический диктант.

Дети.

Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться.
И кругом — только умные лица,
Потому что считаем в уме!

Учитель.

Давайте повторим некоторые математические правила: как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

Как узнать, во сколько одно число больше или меньше другого?

Возьмите ваши листы с таблицей, запишите сегодняшнее число. (Приложение 1) Будьте внимательны!

1. У Пети 72 аквариумные рыбки, а у Леши 8 рыбок. Во сколько раз рыбок у Леши меньше, чем у Пети?

2. Узнай, на сколько у Пети рыбок больше, чем у Леши?

3. У пристани 36 парусных лодок и 9 байдарок. На сколько меньше байдарок у пристани?

4. Узнай во сколько раз больше парусных лодок, чем байдарок?

5. Было 42 бублика, каждому ребенку дали по 6 бубликов. Скольким детям достанутся бублики?

6. Для урока труда Ване поручили купить 20 отверток. Одна отвертка стоит 7 руб. Сколько рублей он заплатил?

7. За 4 открытки заплатили 40 руб. Сколько стоит одна открытка?

8. Какоё число больше 110 на 90?

9. Увеличь это число в 2раза.

10. Уменьши его на 5 десятков.

Ключ: в 9раз, на 64, на 27, в 4 раза,. 7, 140 руб., 10 руб., 200, 400,350. Проверка: один ученик читает, другие дети проверяют.

- За каждый правильный ответ поставь плюс. Посчитай количество плюсов и запиши баллы.

- Кто вошел в программу без единой ошибки?

- Кто из вас набрал больше баллов, по сравнению с предыдущей работой? Исправив ошибки, мы входим в систему компьютера, и на нашем экране появляются три папки. (Приложение 2.)

- В какую папку мы заглянем сначала? Иллюзия.

Ш. Новый материал. Практическая работа.

- Давайте откроем папку со словом Иллюзия.

- Кто помнит, что означает это слово? (Обман чувств, вызванный искаженным восприятием.)

- С какими приемами создания иллюзии объема на плоскости мы уже познакомились? (художественный прием — блики на изображаемом предмете, метод проекции). (Приложение 3.)

- Сегодня мы будем искать новые пути создания иллюзии объемности на плоскости.

- Рассмотрите рисунок. Что вы на нем видите?

- Подумайте, что помогло художнику передать объем капли? (Линии, передающие контуры предмета.) (Приложение 4.)

- Сравните изображение дыни, какая кажется вам более объемной и почему?

- Как проходят линии? (Они расходятся и соединяются в одной точке, передавая контур предмета) (Приложение 5.)

- У вас на столе импровизированный монитор компьютера, на котором изображены контуры предметов. Найдите контур дыни и попробуйте с помощью линий предать объемность предмету. (Приложение 6)

- Контуры, каких еще предметов вы видите? (Арбуза и груши.)

- Выберите себе любой контур, на котором вы бы смогли передать иллюзию объема.

- Посмотрите работы друг у друга, что вам в них особенно нравится, где вы видите неточности в изображении объемности?

- На свободном месте дома создайте свой контур предмета и его иллюзию объема.

Данный прием был использован на уроке изобразительного искусства. (Приложение 7).

IV. Физ. Минутка.

V. Решение задачи.

Возьмите в руки учебник, откройте его на С. 93, найдите задание 210.

прочитайте задачу.

- Повторите условие задачи. Вопрос. Составление краткой записи.

Расход на одно изделие Количество изделий Общий расход ткани
Одинаковый 9 простыней

18 простыней

36 метров

?

- Что сказано о количестве изделий? (9 и 18)

- Что сказано о расходе ткани на данное количество изделий? (9—36,18-?)

- Какая величина будет постоянной в этой задаче? (расход ткани на одно изделие).

- С нахождения какой величины мы будем решать задачу? (постоянной)

- По каким данным мы можем судить о постоянной величине?

- Зная расход ткани на одно изделие, о чем мы можем говорить далее?

- Постройте план схему решения задачи.

Чтобы узнать расход ткани на 18 простыней нужно узнать сколько метров расходуется на одну простынь

- можем ли мы решить задачу другим способом?

- Что выскажите о количестве простыней? (увеличилось)

- Как это отразилось на расходе ткани?

- Можете ли вы сказать, во сколько раз увеличился расход ткани?

- Значит, расход ткани зависит от того, во сколько раз увеличилось количество простыней.

- Составьте план-схему решения задачи.

Чтобы узнать расход ткани, нужно 36 увеличить в несколько раз, а для этого нужно узнать во сколько раз увеличится количество простыней.

Вывери для себя схему решения более понятную и оформи решения задачи.

Сравним решение 1 и 2 способа. Ответы получились равные, значит и задачу, мы решили верно.

Дополним нашу краткую запись данными из 4 пункта задания (16 ,20, 27, 36)

- Какие из этих данных нам не позволят решить задачу двумя способами и почему? (16, 20 т. к. мы не можем узнать, во сколько раз увеличилось количество простыней)

- Дома выбери любое данное из задания 4 и реши задачу двумя или одним способом.

VI. Работа над вычислительными навыками.

Сейчас я вам предлагаю заглянуть в папку с названием “Вычисли”.

- О чем пойдет речь в этой папке?

- Прочтите задание к упр.21 1.

- Возьмите в руки карандаш найдите те произведения, в которых при умножении на единицы есть переход через разряд.

- Прочтите данные произведения. У доски работают два человека.

- Прочтите оставшиеся произведения, как в них можно изменить единицу, чтобы появился переход через разряд? (По рядам находят не одно решение.)

VII. Итог урока.

- Задания, в какой папке оказались для вас наиболее интересными и почему?

- Что вам задано сегодня домой?