Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Они включены в школьную программу по биологии, экологии и географии. Воспитательное и образовательное значение экскурсий в природу трудно переоценить. Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся, говорил: “Экскурсионное дело в школе только тогда развернётся в полную свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего своё дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы” [7].
Живое общение с природой стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы” [8].
Подготовиться к экскурсии нам помогают следующие рекомендации учёных-методистов:
- Определить тему экскурсии, место её проведения, составить план.
- Рассказывать только о том, что можно показать.
- Не оставлять экскурсантов только слушателями, привлекать их к активной работе.
- Уметь сконцентрировать внимание на нужном объекте.
- Закрепить материал экскурсии в памяти учеников [6,9].
Успешная экскурсия невозможна без тщательной подготовки учителя, который должен подобрать и изучить требуемую литературу, побывать на маршруте, подготовить инструкцию по технике безопасности для детей, выявить наиболее опасные участки маршрута, подготовить задания для отдельных звеньев учащихся.
К экскурсии учащиеся должны готовиться. Им необходимо подобрать соответствующую одежду и обувь, взять требуемое для сбора материала оборудование (бумагу, копалки, карандаши, гербарные папки, плотные мешки и обязательно фотоаппарат [9]..
Проводя экскурсию, учитель останавливается в наиболее интересных местах, рассказывает о них, просит слушателей делать краткие записи по ходу объяснения или фотографировать окрестности (интересные объекты).
Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе [1,2].
На экскурсии “ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе” [1].
Ежегодно выезжая в памятник природы “Рачейский бор”, мы проводим серию экскурсий по теме “Памятники природы Рачейского бора”.
Уроки в природе способствуют быстрому и прочному усвоению знаний. В то же время учитель имеет возможность увидеть недоработки школьного обучения. Работа в необычных условиях вырабатывает у детей внимательность, терпение, выносливость, трудолюбие, умение удивляться, радоваться и фантазировать.
Ежедневно учащиеся выходят на маршруты исследований. Исследовательская работа проводится группами, состоящими из 2 – 3 человек.
Темы исследований выбираются по желанию из предлагаемой тематики:
- Видовой состав папоротников Рачейского бора;
- Мхи Рачейского бора;
- Памятник природы “Семь ключей”;
- Вечнозелёные растения;
- Псаммофиты;
- Болота Рачейского бора;
- Эпифиты бора (грибы, лишайники);
- Флора пня;
- Насекомые хвойного леса
и т. п. темы [9].
День учащихся заполнен до предела. Виды работ показаны на схеме 1.
Схема 1. Виды исследовательских работ, выполняемых учащимися в рамках изучения памятника природы Рачейский бор.
Каждый день подчиняется особому режиму.
Окрестности с. Смолькино – прекрасная база для проведения полевой практики, т. к. на незначительной по площади территории располагается большое количество разнообразных уникальных объектов, многие из которых являются памятниками природы. Это Рачейский бор, Рачейская тайга, “Семь ключей”, Моховое болото, Малоусинские нагорные сосняки и дубравы, Рачейские скалы, истоки реки Усы.
Живописная местность района характеризуется красотой пейзажа, разнообразием ландшафтов и растительных сообществ. Учитывая сочетание богатейшего природного материала с компактностью и доступностью его для изучения, северо-запад Сызранского района является удобным местом для проведения экскурсий, полевых исследований и наблюдений.
Выработаны различные маршруты по окрестностям. Возьмём для примера один из них – Смолькино – “Ладья” – “Семь ключей” – участок Рачейской тайги – болото Большое – Смолькино.
Первый день. Смолькино – “Ладья”.
Можно обратить внимание школьников, что на многих стволах в лесу видны конусообразные насечки – с этих сосен собирается живица-смола. В старину имелись специальные смоловарни, в которых смолу добывали путём сухой перегонки, затем из неё получали дёготь, канифоль, скипидар и т. п. Именно древний промысел “смоловарение” дал название селу – Смолькино [4,5]. В настоящее время подсочка леса запрещена.
Когда справа по движению местность начнёт возвышаться, следует подняться вверх по склону до уровня останцов. По нему двигаться вдоль южных склонов. Останцовый рельеф встречается только на крутых южных и юго-западных склонах. Здесь характерна высокая степень трещиноватости останцов. На южном склоне нетрудно найти скалу “Ладья”, получившую название за сходство с носом корабля. Возвышаясь, она образует смотровую площадку, откуда видна панорама Рачейского леса.
Второй день. “Семь ключей” – урочище.
Памятник природы “Семь ключей” площадью 2,63 га расположен в 0,5 км западнее с. Смолькино, в квадрате 46 Рачейского лесничества. Это группа источников, находящаяся в небольшом овраге и впадающая в р. Каргалку, левый приток Усы.
Спустившись от “Ладьи” к подножию массива и двигаясь в южном направлении, можно выйти к деревянной беседке у развилки дорог. Одна из дорог уходит на запад, а вторая, образуя высокие песчаные борта, опускается в овраг, по которому течёт река Каргалка. От последней ответвляется слабо наезженная грунтовка, идущая вдоль оврага. Если двигаться по ней, то через 50 м можно найти родник. Едва заметная тропинка приведёт к источнику на склоне оврага. В густом травяном покрове выделяются заросли хвоща, образуя пушистый своеобразный “воротник”, окружающий ключ. Даже в жаркий солнечный день здесь тень и прохлада. Вода в роднике очень вкусная и холодная. Она, пробиваясь из земли, заполняет небольшую ложбинку и практически неслышно сбегает вниз по склону оврага. Можно набрать родниковой воды, а в беседке около дорог устроить привал.
День третий. Рачейская тайга.
Нужно выйти на просеку, идущую по участку Рачейской тайги (квадрат 45), вдоль болота Большого. Рачейская тайга занимает площадь 428 га в квадратах 34, 43, 44, 45 Рачейского лесничества. Это единственный таёжный массив на юго-востоке европейской части России. Для него характерны редкие сочетания таёжных и лесостепных видов растений, болот, набор реликтовых видов растений.
Через 2 км дорога упирается в лес, где с севера к ней подходит широкая просека. Если продвигаться вперёд по слабо заметной колее, постепенно теряющейся в траве, то вскоре почва под ногами становится влажной, местами выступает вода. Резко меняется состав древесных пород. В основном преобладают белоствольные берёзы, отчего даже в пасмурный день и в вечерние часы здесь достаточно светло. Из-за особенностей грунта встречается огромное количество поваленных деревьев. Валежник образуется из-за переувлажнения верхних горизонтов почвы, что приводит к развитию приповерхностной корневой системы и её неустойчивости к сильному ветру.
День четвёртый. Большое болото.
Большое болото не имеет сплавин. Встречаются участки с открытой водой. Передвигаться надо очень осторожно, чтобы не промочить обувь. Для данного места характерны прибрежно-водные и болотные растения. Хорошо выражена смена фаций. Встречаются черника и брусника. Обходя участки с открытой водой и обильным переувлажнением, можно выйти на небольшую возвышенность с твёрдой почвой, где вновь преобладают сосны. Здесь произрастает редкий в нашем крае плаун сплюснутый.
Обратный путь проходит по той же лесной просеке до деревянной беседки у “Семи ключей”. Перейдя через реку Каргалку, оказываемся на дороге, ведущей через с. Смолькино. Один из маршрутов завершён.
Более подробно остановимся на описании памятника природы “Семь ключей”. Ниже приведены выдержки из статьи ученицы 11 класса средней школы № 90 Комраковой Марии. Статья помещена в сборнике исследовательских работ школьников “Мой дом. Мой край. Мой мир”, изданном в 2003 году. Данной работе присуждены: 2-е место на городской научно-творческой конференции учащихся и 3-е место на подобной конференции областного уровня.
“Мы отправились на изучение памятника. Шли вдоль ручья от верховья к нижнему течению небольшой речки Каргалки. Вода в ней имеет красноватый оттенок, это очень необычно и красиво, особенно когда лучи солнца падают на воду.
Идя вдоль русла, мы обращали внимание на все растения, которые растут приблизительно на расстоянии 5 м от воды. …
Наша задача – научиться различать растения, а это трудно.
На основе записей составили видовой список растений “Семи ключей”. Мне очень помогло то, что растения определяли сразу в экспедиции. …
Ещё мы обнаружили 2 вида растений, которые раньше не находили: лютик длиннолистный и волчеягодник обыкновенный. Волчье лыко было с красными плодами. Насчитали 50 экземпляров. …
Вернувшись из экспедиции, занялись камеральной обработкой собранного материала. Всего определено 112 видов растений, относящихся к 98 родам и 41 семейству. Это большая цифра, если учесть, что в Рачейском бору растёт около 500 видов растений.
Из 112 видов растений 17 являются редкими и охраняемыми, 3 вида – реликты: брусника, черника и майник двулистный; 10 видов эндемов – растений, характерных только для Самарской области. Когда шли по маршруту, и не думала, что так много растений представляют собой ценность. …
Наши исследования показали, что памятник природы “Семь ключей” полностью не изучен. Там много материала для работы учёных [3].
Следующая моя задача – сосчитать количество родников, наблюдать за ними, определить скорость течения воды в каждом из них за период времени, равный одной минуте.
Моя тема в экспедиции носила название “Почему урочище назвали “Семь ключей”? Действительно ли там семь источников воды?
Родники находятся в одном месте, на середине реки Каргалка и, ведя их подсчёт, трудно пропустить родник. Ключи выбивают из маленьких углублений в земле и вливаются в общий поток реки. Скорость течения воды разная. … Всего насчитала 13: пересохших 4, действующих 9” [3].
Комментарий специалиста: “горные породы всё время двигаются, и под их тяжестью вода ищет новые выходы. Она может пробиться в другие слои и, если уровень этой водной линзы понизится, то мы обнаружим пересохшие источники. Под землёй могут быть обвалы и оползни, и тогда вода перетечёт, как по сообщающимся сосудам, и найдет выход в другом месте. …
Вывод: памятник природы “Семь ключей” мало изучен. Он является местом для новых открытий. В исследовании затронуты серьёзные проблемы состояния и сохранности Рачейского бора” [3]. Ниже мы приводим посвящённое Рачейскому бору стихотворение школьницы М. Морозовой, одной из участниц эколого-краеведческих экспедиций.
Рачейский бор
Морозова Мария, 11 “Б” класс, школа № 90
Да, пожалуй, могла бы пойти я на спор
Вы не видели тех уникальнейших гор!
Что стоят, затерявшись в сосновом бору.
Боже мой! Как прекрасны они поутру!Невысокие, нет, но какой колорит!
Приезжайте, любуйтесь, ну кто не велит?
О такой красоте не нужно молчать,
О такой красоте надо дружно кричать!Вы огромные видели там валуны?
Это детища древней-предревней волны!
Ну какой может быть обо всём разговор?
Надо вам посетить этот сказочный бор!А ещё в этом крае (о Смолькино речь)
Много разных прекрасных болотистых мест!
Они так уникальны, их надо беречь…
На одном из болот даже хищники есть.О растении-хищнике мы говорим…
Оформляем, снимаем иль что-то творим
И надеемся вклад свой в науку внести
Жаль, сейчас уезжаем… Природа, прости!
Формой подведения итогов проделанной работы является научная конференция. Это заключительный этапо работы. Учащиеся выступают на школьных, районных, городских, областных научно-практических и научно-творческих конференциях, Алабинских чтениях; на городских конференциях для младших школьников “Первые шаги в науку”.
Работы учащихся или их тезисы публикуются в сборниках материалов конференций, исследовательских работ.
ЛИТЕРАТУРА
- Биологические экскурсии: Кн. для учителя / И. В. Измайлов, В. Е. Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
- Верзилин Н. М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1976. – 264 с.
- Комракова М. Памятник природы “Семь ключей” – место для новых открытий / М. Комракова // Мой дом. Мой край. Мой мир: Сб. исследоват. работ школьников с коммент. учёных. – Самара: АМО “Изд-во СНЦ РАН”, 2003. – 244 с.
- Криволуцкая Л. И. По Куйбышевской области / Л. И. Криволуцкая. – М.: Физ-ра и спорт, 1987. – 176 с.
- Орбинская Т. В. Экскурсионные маршруты комплексной практики студентов-географов в окрестностях с. Смолькино Сызранского района / Т. В. Орбинская, Д. В. Варёнов // Исследования в области ест. наук и образования: Межвуз. сб. науч.-иссл. работ преподавателей и студентов. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 480 с.
- Полевая практика по ботанике с основами фитоценологии: Учеб.-метод. пособ. для студ. ест.-геогр. ф-та / Е. Г. Бирюкова, В. В. Соловьёва, Н. И. Симонова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 95 с.
- Райков Б. Е. Экскурсионный план средней школы / Б. Е. Райков // Педагогич. ежегодник. – СПб., 1910. Т. 11. – 371 с.
- Травникова В. В. Биологические экскурсии: Учеб.-метод. пособ. – СПб.: Паритет, 2002. – 256 с.
- Царёв Курган: Учеб.-справ. пособ. для проведения экскурсий и походов / О. Н. Варёнова, Н. С. Ильина, Е. Г. Лайкова и др. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. – 64 с.