Тип урока: урок закрепления знаний учащихся о словах
Программа: система развивающего обучения Л. В. Занкова
Оборудование:
Для учителя:
- Плакат с изображением самца и самки снегиря
- Иллюстрация снегиря
- Карточки со словами
- Магнитофон
- Аудиозапись "Снегирь"
Для учащихся:
- Раздаточный материал "Это интересно"
Цели:
- классифицировать и обобщать знания учащихся по видам разбора слова (звукобуквенный анализ, морфологический, морфемный)
- способствовать развитию устной и письменной речи через обогащение словарного запаса, восстановление деформированного текста
- расширять кругозор учащихся через дополнительный познавательный материал; воспитывать бережное отношение к окружающей природе через применение жизненного опыта учащихся.
Ход урока
1. Введение в тему. Постановка целей урока.
У. Найдите лишние буквы, узнайте, кто будет гостем сегодня на уроке. (Карточки у каждого).
з | и | а | м | и | В | я | ||||||
б | ы | е | н | ф | А | ш | ||||||
с | у | о | г | ж | Д | ь | ||||||
г | н | у | л | т | р | б | ||||||
д | э | ы | р | п | У | х |
У. Кто будет гостем сегодня на уроке?
Д. Снегирь.
У. Кого вы вспомнили, отгадав это слово?
Д. Снегирь – это птица.
На доску вывешивается плакат самца и самки снегиря.
У. Что знаете о снегире? (рассказы детей)
У. Снегири – северяне, они - жители таежных лесов. Не заметить зимой разноцветную стайку снегирей просто невозможно. Нарядные птицы появляются в наших краях с первым снегом. Красногрудые и краснощекие самцы снегирей – настоящие красавцы, а вот самочки окрашены более скромно и не отвлекают внимание от своих расписных кавалеров.
У. Почему так назвали эту птицу? (ответы детей)
У. Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. В переводе с тюркского СНИГ, что значит красногрудый. А потом оно изменилось на современное написание СНЕГИРЬ, т.к. птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Есть такая примета. Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.
У. Т.к. у нас урок русского языка, поэтому сегодня мы будем закреплять и углублять знания о словах.
- Для чего?
Д. Для грамотного письма, для того, чтобы уметь правильно употреблять слова в устной и письменной речи.
У. Тема урока – необычная – урока одного слова. Работать будем со словом СНЕГИРЬ на листах.
2. Работа над словом.
У. Запишите слово
- Что можете сказать о слове снегирь, как части речи? (устная работа)
Дети называют, учитель вывешивает карточки на доске.
Снегирь (кто?) – имя существительное, одушевлённое, нарицательное, мужского рода, стоит в единственном числе.
У. Дадим характеристику этого слова:
Дети отвечают, учитель вывешивает карточки на доске.
СНЕГИРЬ – 2 гласных, 4 согласных,7 букв, 6 звуков, 2 слога.
- Для чего надо это знать?
У. Выпишите из слова согласные буквы.
с н г р С Н Г Р
- Подчеркните одинаковые элементы.
- Что получилось?
Д. Получился узор.
У. Можно продолжить этот узор?
Д. Можно.
У. Продолжите этот узор, соблюдая закономерность.
У. В слове подчеркните мягкие согласные. Докажите.
Д. Подчеркнули мягкие согласные – Н Г Р.
У. Почему [р] мягкий ?
Д. После буквы Р стоит мягкий знак, который обозначает мягкость согласного.
У. Назовите звонкие согласные.
Д. Звонкие согласные – Н Г Р.
У. Найдите лишний звук. Почему?
Д. [г] – звонкий, парный.
У. Назовите парный глухой звук, звуку [г]?
Д. Звук к.
У. Какие парные согласные еще знаете?
Д.
З Ж В Б Д
С Ш Ф П Т
У. Для чего нужны эти знания?
Д. Эти знания нам пригодятся для того, чтобы правильно делать звукобуквенный анализ слов, писать грамотно.
У. К слову СНЕГИРЬ подберите родственные слова. Запишите 3-4 слова.
Дети называют, учитель вывешивает карточки на доску.
Снегирь – снег, снегурочка, снеговик, снегопад, снегирёк.
Раньше самочек снегирей ласково называли “СНЕГУРОЧКАМИ”
- Выделите корень в словах. Подчеркните опасные места.
- Для чего нам это нужно?
Д. Для грамотного письма.
У. Наша цель сегодня на уроке как можно больше узнать о птице-снегире.
На доску вывешивается иллюстрация снегиря.
- Послушайте аудиозапись “Снегирь.”
- Что узнали об этой птице?
Ответы детей.
У. - Прочитайте карточки.
У каждого ученика на парте карточки.
Это интересно…
- Грудка у снегиря красная, яркая, как бочок спелого яблока. На головке как будто чёрная шапочка, спинка голубовато-серая.
- Держатся снегири на рябинах, клёнах, кустах калины; обрывают ягоды и расклёвывают семена, перекликаясь мелодичным свистом; наевшись, усаживаются на веточках и запевают простенькие скрипучие песенки.
- Снегири держатся небольшими стайками от 5 до 15-20 птиц.
- Оказывается, снегири легко запоминают и воспроизводят песни и мелодии других птиц.
- Снегири – птицы не только красивые, но и “солидные”: никуда не торопятся, не суетятся.
- Красногрудые самцы по-рыцарски учтивы: как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины своим подружкам.
- В каждой стае снегирей есть свой вожак. Спокойно обобрав одно дерево, стайка перелетает на соседнее, и делает это по команде вожака.
- Зимой снегири питаются ягодами рябины, семенами клёна, ясеня и семенами самых разных трав, что торчат из-под снега.
У. Что еще интересного узнали?
Ответы детей.
У. Кто попробует составить свой рассказ об этих птицах?
Один ученик составляет устно рассказ.
У. Мы составили устный рассказ. А в дальнейшем свои устные рассказы будем записывать в тетради. Такой вид работы называется:
У. Много стихов, рассказов, загадок посвящено этим удивительным птицам, а помогают в этом слова-признаки прилагательные.
- К слову СНЕГИРЬ подберем прилагательные.
Дети называют прилагательные, учитель вывешивает карточки на доске.
Снегирь (какой?) - спокойный, “солидный”, нарядный, красногрудый, краснощёкий.
- Запишите 2-3 прилагательных.
У. Для чего нам это нужно?
Д. Для того, чтобы составлять красивые предложения, рассказы о снегире. Использовать эти слова в устной речи.
У. 1 птица – снегирь, а много?
Д. Снегири.
3. Работа над деформированным текстом.
У. Отгадайте загадку.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках_______________
Д. Снегири.
У. С чем сравнивают снегирей?
Д. Розовые яблоки, красные фонарики.
У. Почему?
Д. Так как грудка у снегирей красного цвета.
У. К нам по почте пришло стихотворение из леса, но вот незадача, по пути метель все строчки перепутала.
У сосны и ели.
Яблоки поспели!
Стынут лапы на морозе
Что за чудо на березе.
У. Рифма – это похожее сочетание стихотворных слов
- Восстановите строчки.
- Прочитайте, что получилось.
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо на берёзе?
Яблоки поспели!
У. Как записывается стихотворение?
Д. Каждая строчка записывается с новой строки, с заглавной буквы.
У. Подчеркните слова, в которых все согласные мягкие.
Д. Ели, берёзы.
У. Прочитайте второй куплет.
Дети читают про себя, учитель – вслух.
Подойду поближе__________ - ( к нему, к ней, к ним.)
И____________ не вертится: ( ушам, ногам, глазам)
Стайка___________ снегирей (алых, белых, серых)
_______________деревце! (залепила, облепила, налепила)
У. Что необычного заметили?
Д. В каждой строчке пропущены слова.
У. Подберем более точные слова.
Проходит устная работа по подбору слов.
- Стайка – маленькая стая. Стая – группа птиц, которые держатся вместе.
- Сколько птиц может быть в стайке?
Д. В стайке может быть от 3-5 до 15-20 птиц.
У. Прочитайте куплет.
Подойду поближе к ней –
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
У. Запишите этот куплет.
- Подчеркните опасные места.
- Чем мы можем помочь птицам в лютые морозы?
Д. Сделать кормушки, покормить птиц.
У. Прочитайте все стихотворение вслух. Понравилось?
- Кто захотел выучить?
- А найти другое? А придумать самим?
- Кто захотел рассказать о снегире друзьям, родителям?
- Кому захотелось больше узнать о снегирях? Где можно найти эту информацию?
Д. В энциклопедиях.
4. Реклама книг.
5. Рефлексия.
У. Дорисуйте ягодки на веточке:
3 ягодки - очень доволен.
2 ягодки – доволен.
1 ягодку - можно и лучше.
- Кто доволен собой? уроком? Почему?
- На уроке изобразительного искусства научимся рисовать снегиря. Продолжим работу на других уроках.