Ход урока
1. Организационный момент (Звучит классическая музыка. Произведение Грига: Сюита “Пер Гюнт” “Утро”).
Учитель. Зимнее утро притихло за окном. Но солнышко проснулось и взошло, сразу всюду сделалось светло. Пускай солнечный лучик прикоснется к нашим сердцам: и распахнем мы свое сердце для добра – подарим кому-то радость, простим и успокоим кого-то, откроем наше сердце навстречу доброму, потому что в каждом из нас живет маленькое доброе солнышко…
2. Вводная беседа.
Солнышко этого человека украсило мир яркими добрыми красками. Кто у нас в гостях?
Дети. Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель. Знать фамилии, имена и отчества известных поэтов и писателей необходимо. Кто назовет фамилию этого великого писателя?
Дети. Лев Николаевич Толстой.
Учитель. Фамилия – Чуковский, А имя и отчество?
Дети. Корней Иванович.
Учитель. А знаете ли вы настоящую фамилию этого человека?
Перед вами Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей фамилии он создал писательский псевдоним, которым подписывал свои произведения.
3. Постановка проблемы.
Пока не можем ответить. Что писал Суриков – рассказы, стихи, басни или сказки?
Мы не можем ответить на два вопроса. Давайте поставим перед собой задачу. Что мы должны узнать сегодня на уроке?
Дети. Имя и отчество Сурикова. Мы должны узнать, какие по жанру произведения он писал.
4. Знакомство с авторами.
Учитель. Решаем первую задачу. Имя отца Сурикова подскажет данная схема, в каждой клетке которой номер буквы алфавита по порядку.
9 1 1 18
Дети. Его отца звали Захар. Имя и отчество Сурикова – Иван Захарович.
Учитель. Перед вами портрет писателя. Что вы уже можете сказать об этом человеке?
(Дети называют годы жизни писателя, продолжительность его жизни, говорят о характере этого человека).
Учитель. Ваня очень любил свою деревню. Когда мальчику было 8 лет, семья переехала жить в Москву. В городе Ваня тосковал по родным местам, вспоминал свое детство в деревне. И в 24 года Иван Захарович написал произведение, которое так и назвал “Детство”.
О чем могла идти речь в этом произведении?
Дети. Автор писал о детях, об играх, о друзьях.
5. Знакомство с произведением.
Учитель. Сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.
(Учитель читает отрывок из произведения “Детство” наизусть).
Учитель. Что увидели?
Детство. Увидели деревню, горку, ребята катаются на санках.
Учитель. Что услышали?
Дети. Голоса ребят, скрип снега, птицы кричат на деревьях.
Учитель. Что почувствовали?
Дети. Жалко мальчика.
Сначала было весело, а потом грустно.
Учитель. Можем ли мы решить вторую задачу?
Дети. Можем. И.З. Суриков был поэтом, он писал стихи.
Учитель. Прочитайте отрывок.
6. Анализ содержания.
Учитель. От имени кого ведется рассказ?
Дети. Мальчик рассказывает о себе.
Дети работают на карточках с текстом стихотворения.
- Вот он, наш герой. Только изображен он в разные моменты, и настроение у него разное. (Показывают карточки).
- Какое настроение было у мальчишки в начале стихотворения? (Радостное).
- Куда мы его поместим? (В верхнюю точку горы).
- Что в этот радостный момент он нам говорит? Прочитайте. (Вот моя деревня, вот мой дом родной).
- А когда человек говорит такие слова, что мы про него можем сказать? (Он любит свою деревню и дом).
- Каким словом в первой строчке автор показал это? (Словом “моя”).
Подчеркните.
- Во второй строке какое слово выделим голосом? (Родной).
Подчеркните.
- Прочитаем следующие две строки.
- Что еще можно сказать о мальчике? (Он смелый, потому что гора крутая, а он не боится).
- Какие слова говорят о том, что мальчик смелый? (Качусь, по горе крутой).
Подчеркните.
- Ребята, вы хотите это стихотворение прочитать вслух выразительно?
Тогда давайте поставим перед собой задачу чтения. Что это такое?
Послушайте.
Когда мы читаем “про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.
Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину. Это и будет выразительное чтение.
- Что мы должны показать слушателям, читая первое четверостишие?
(Радость).
(Показываю еще две картинки-настроения с изображением мальчика).
- Какой рисунок прикрепим на горку далее? (Ту, на которой мальчик упал).
- Прочитаем строки, которые описывают данный момент ситуации. (Вот свернулись санки и я на бок – хлоп).
- Представим себя на месте мальчика. Мальчик неожиданно и резко упал. Что он испытал в самый первый момент после такого падения?
(Испугался).
(Прикрепляю на доску карточку ИСПУГ).
- Гора крутая, мальчик ударился и почувствовал… (Боль).
(Прикрепляю на доску карточку БОЛЬ).
- Что значит “кубарем качуся”. (Стремительно переворачиваются).
Возьмем карандаш.
- Какое слово выделим голосом в первой строке? (Свернулись).
- Удар был сильным. Какое слово об этом говорит? (Хлоп).
- Подчеркните главные слова в 3 и 4 строчках. (Кубарем, под гору).
- Мальчик находился в сугробе, ему больно. В этот момент ему нужна… (Наша помощь).
- И мы с вами отправляемся на горку, чтобы помочь мальчику. Будьте внимательны. Постарайтесь изобразить вовремя и все, о чем я спою в доброй песенке. (Физкультминутка).
- Мальчик в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.
- Что вы скажете о поведении товарищей? Можно ли их назвать друзьями?
- Что мы слышим в голосе мальчика? (Обиду).
- Какими словами поэт показал обиду? (Стоя надо мной, весело хохочут).
Подчеркните эти слова.- Ребята, когда Иван Захарович в 24 года писал эти строки, вспоминая историю из детства, он, наверно, улыбался, ни на кого не обижаясь.
А вот мальчишкой в этой ситуации ему было не до смеха. Об этом говорят последние строчки стихотворения. Прочитайте их.
- Почему в сугробе горе? (Не может выбраться, так как сугроб рыхлый).
- В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует… (Беспомощность).
- Какое настроение у мальчика? (Тоскливое)
(Прикрепляю на доску карточку ТОСКА).
- Посмотрите, как меняется настроение мальчика. Даже изменение цвета слов помогает нам это увидеть.
I четверостишье радость
II четверостишье испуг
боль
III четверостишье обида
IV четверостишье тоска
7. Выразительное чтение стихотворения.
Учитель. Кто желает выразительно, с чувством прочитать стихотворение.
Покажите, как меняется настроение мальчишки.
(Дети читают).
Учитель Чтение было выразительным. Кто со мной согласен? Выскажите свое мнение.
8. Работа над пословицами.
(На доске пословицы)
В зимний холод всякий молод.
Друг познается в беде.
Слезами горю не поможешь.
Учитель. Прочитайте пословицы и поговорки. Какая из них отражает главную мысль стихотворения?
Дети. Друг познается в беде – главная мысль стихотворения.
Учитель. А сейчас обратимся к вашим рисункам.
Сколько добрых дел!
Я хочу попросить вас сделать еще одно доброе дело. Вчера я была у мальчика, который сейчас болен и лежит в постели. Он – первоклассник, попал в такую же ситуацию. Из сугроба он долго не мог выбраться, замерз и заболел. Я пообещала ему, что привезу от вас сюрприз. Но самым лучшим подарком для него будут ваши добрые слова, слова поддержки, пожелания.
(Дети пишут письма мальчику).
9. Итог урока.
Учитель. Удалось ли нам решить поставленные задачи?
Дети. Обе задачи мы решили?
Учитель. Что нового вы узнали на уроке?
Дети. Мы узнали, что такое задача чтения. Научились выразительно читать стихотворение.
Учитель. Что же самое главное из того, что вы унесете с урока?
Дети. Самое главное – внимательно относиться к людям, понимать их.
Главное – думать не только о себе, но и о других.
Учитель. Молодцы, ребята! Спасибо за работу.
10. Домашнее задание.
Учитель. Подготовить выразительное чтение отрывка, желающие могут выучить наизусть.
Закончим урок словами И.З.Сурикова
“Весело текли вы, детские года.
Вас не омрачали горе и беда”
Дети, пусть добру откроется ваше сердце! Пусть никогда не коснется вас злое слово, тревога! Пусть всегда светит для вас солнце!