Цели урока:
- повторение, систематизация основных законов МКТ, газовых законов,
- применение полученных знаний при решении качественных и расчетных задач,
- закрепление знаний, умений и навыков решения задач с физическим содержанием на применение операторов ввода-вывода с использованием ПК,
- продолжить развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать и синтезировать полученные знания из курсов физики и информатики.
Задачи урока:
образовательные задачи:
- углубление, обобщение и систематизация знаний по программированию (язык QBasic),
- углубление, обобщение и систематизация знаний по теме “Молекулярно-кинетическая теория. Газовые законы”
- система общеучебных умений (работа с электронным справочником)
воспитательные задачи:
- воспитание коллективных отношений (работа в парах);
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование информационной культуры .
развивающие задачи:
- развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
- развитие умений применять знания на практике,
- развитие умений действовать самостоятельно,
- развитие уверенности в своих силах.
Ход урока
Оформление доски
Молекулярно-кинетическая теория. Газовые законы.
Операторы ввода-вывода.
I этап
1. Вступление (физик)
- Более 2000 лет назад поэт Лукреций Кар писал:
“ … Выслушай то, что скажу и ты сам, несомненно, признаешь, xто существуют тела, которых мы видеть не можем…
… Стало быть, ветры - тела, но только незримые нами,
… Далее запахи мы обоняем различного рода, хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.
… И, наконец, на морском берегу разбивающим волны, платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно высыхает, видеть, однако, нельзя как влага на нем оседает, как и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, что не доступны они совершенно для нашего глаза… ”
Вопрос:
- О чем же говорил в те далекие времена поэт? Как по вашему?
Ответ:
- О молекулярном строении веществ, движении и взаимодействии частиц, из которых состоят тела.
Давайте сегодня обобщим и систематизируем данный материал, вспомним тех, кто внес огромный вклад в развитие этой теории.
Об этом расскажут наши консультанты.
(Консультанты - ученики демонстрируют презентацию, созданную в среде Microsoft PowerPoint, см. приложение 1)
II этап.
Повторение, систематизация (работа в парах)
Физик. “ Вспомните, какие основные понятия, законы определяют структурные элементы теории МКТ”
Информатик. “ Прежде, чем начать работу за компьютером давайте вспомним правила по технике безопасности …
- Садитесь за компьютеры, работать будете в парах.
Вставьте диск, который лежит возле монитора. (Учебный диск по физике) После автозапуска, выберите команду “Запустить”.
В закладках вам необходимо найти тему “Молекулярная теория” и раскрыть пункт “Уравнения Менделеева-Клапейрона”. Перемещение по тексту с помощью левой кнопки мыши. Читаете, повторяете самостоятельно, если возникнут вопросы, обращаетесь к консультантам.”….
Теперь работаем все вместе. Сейчас просмотрим интерактивные модели газовых процессов. В нижней части экрана найдите “Альбом”, в появившемся меню необходимо выбрать “Интерактивные модели”, затем изотермический процесс - слушаем объяснение.
Соединим приятное с полезным “Физ. минутка”. Найди числа по порядку от 1 до 50. (см. приложение 7)
III этап.
Физик. “Сейчас вы покажите, какие знания, умения навыки приобрели при изучении этой темы.
Группа А работает с тестом за компьютером (см. приложение2).
(Информатик консультирует “А”)
Информатик. На рабочем столе найдите папку “Физика”, откройте и загрузите файл “тест МКТ” (приложение 2). Перемещаться по вопросам можете с помощью “бегунка”, ответы на вопросы указываете мышкой. Для расчетной задачи можете воспользоваться стандартной программой “Калькулятор”. На одном вопросе не зацикливайтесь, в тесте есть возможность вернуться назад. Ответив на все вопросы, выбираете команду “Просмотреть результат” и консультант фиксирует вашу оценку в карту.
Физик
Группа Б решают на месте расчетную задачу (см. приложение 3), а затем графическую. (см. приложение 4)
Информатик. Решая расчетные задачи, на листочке выводите формулы по которым будете находить неизвестное, а на расчетную часть составляете программу в QBASICе, которую затем должны успеть проверить на компьютере и получить результат. Составляя программу, обратите внимание на запись арифметических выражений, не забывайте о скобках. Желаю удачи!
Ответив на тест, учащиеся из группы “А” имеют право выбора решить задачу на дополнительную оценку. Будет предложен лист взаимопомощи (см. приложение 5).
Все работают самостоятельно, консультанты проверяют, отвечают на вопросы, оценки заносят в карточку, которую получили перед началом урока.
Заключение
Физик.
“Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Все наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас. Постараемся же мыслить достойно; в этом основа нравственности”. Блез Паскаль
Домашнее задание дифференцированное.
- Взять образец решения и карточку-задачу. (см. приложение 6)
- Составить расчетную задачу, решение задачи оформить в виде программы.
- Составить кроссворд или сообщение по теме.
Подведение итогов.
Консультанты за работу получили 5.
- За работу с тестами ……..
- За решение задач ……
- За работу с прикладным программным обеспечением