Урок алгебры в 7-м классе по теме: "Решение задач с помощью систем уравнений"

Разделы: Математика


Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает.

П.Л.Чебышев

Развивающая цель урока:

- развитие аналитического мышления;

- развитие прагматичности мышления;

- развитие умения слушать и слышать.

Учебная цель:

- научить составлять систему уравнении к задаче;

- научить правильно истолковывать результат.

На уроке используется групповая форма работы.

Ход урока

- О чем мы говорили на предыдущих уроках? (о системах)

- Что мы делали с системами?

- А какими способами мы решали системы?

- А зачем мы научились решать системы?

- Поэтому я предлагаю Вам тему сегодняшнего урока: “Решение задач с помощью систем уравнений” (записываем тему в тетрадь).

- Мы с Вами решали задачи с помощью одного уравнения? (да) Значит помним, что нужно сделать для составления уравнения. Но мы пока не знаем, как составить систему уравнений для задачи. У Вас на столах лежат черновики. Я предлагаю вам попытаться самим решить задачу и ответить на вопрос: “Как составить систему уравнений для решения задачи?”

Задача на доске:

Можно ли разменять сторублевую купюру пятирублевыми и однорублевыми так, чтобы всего было 30 монет?

Дети работают в группах.

- Как ответите на вопрос задачи? (ответы детей) Теперь давайте разложим по полочкам в каком порядке вы работали (устно проговариваем). Давайте красиво оформим задачу в тетради

Пусть х- пятирублевых монет, у- однорублевых монет.

Тогда (5х) руб.- такую сумму разменяли пятирублевыми монетами,

(1у) руб.- такую сумму разменяли однорублевыми монетами.

Известно, что всего 30 монет на сумму 100 рублей.

Составим систему уравнений:

Ответ: нельзя разменять сторублевую купюру.

- Записываю на доске алгоритм:

1) Вычленить две неизвестные величины и обозначить их буквами.

2) Найти две связи неизвестных величин.

3) Составить систему уравнений.

4) Решить систему уравнений удобным способом.

5) Истолковать результат в соответствии с условием задачи.

- А теперь проверьте, работает ли наш алгоритм при решении других задач. У каждой группы лежат карточки с задачей. Решите их.

Карточка 1

У Юли 8 монет по 5 и 10 рублей на сумму 65 рублей.

Сколько монет каждого достоинства у Юли?

Карточка 2

По двору ходят куры и овцы. Сколько кур и сколько овец бродят по двору, если у них вместе 17 голов и 54 ноги.

Карточка 3

Масса 600см3 алюминия и 1,5дм3 железа равна 13кг 320г. Найдите плотность алюминия, если она меньше плотности железа на 5,1кг/дм3.

Карточка 4

Основание равнобедренного треугольника на 7см больше его боковой стороны. Найдите боковую сторону треугольника, если его периметр равен 43см.

Ответы:

1) 5 10-рублевых и 3 5-рублевых монет;

2) 7 кур и 10 овец;

3) 2,71 кг/дм3;

4) 12 см.

Вопросы к группам:

- На какой вопрос вы отвечали? Ваш ответ.

- Ваша задача может существовать только на уроках алгебры?

- В вашей задаче, полученный нами, алгоритм дал сбой?

- Значит алгоритм, составленный нами, универсальный?

-Тогда ответьте на вопрос задачи, который был поставлен в начале урока: “Как составить систему уравнений для решения задачи?” (снова проговариваем алгоритм).

- А теперь придумайте задачи, которые описываются следующими системами уравнений с двумя переменными и запишите их на черновике.

(системы на карточках и на доске)

Карточка (1, 2 группы)

Карточка (3,4 группы)

Последнее задание является логической рефлексией. Если тема усвоена, то дети составят задачу. При наличии времени, задачи можно решить.

Домашнее задание по учебнику “Алгебра 7”, Ю.Н.Макарычев и др. под ред. С.А.Теляковского:

п.44, №1168, №1167.