Почему дети любят учиться, но не любят школу. С каким удовольствием и упорством дети осваивают велосипед, разбираются в устройстве компьютера.
Но спустя уже несколько недель обучения в школе, не хотят в ней учиться.
Вот данные статистики по Санкт-Петербургу:
- 20 сентября – не хотят учиться 23% первоклассников
- ноябрь – 46% первоклассников
- январь - 58% первоклассников
Причин нежелания учиться несколько, среди них:
- большая загруженность
- высокие требования
- отсутствие игры, скука
Но одна из самых главных причин – это, по-моему, неправильный подход к оценкам. Ничто не разрушает творческие силы детей так, как неправильное выставление оценок. Что именно оценивается? Результат? Знания? Способности? Память? Трудолюбие? По-видимому, пришла пора искать новое решение этой проблемы.
Специфика предмета “иностранный язык” подразумевает, что учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной формах.
Продуктивность учебной деятельности определяется мотивацией.
“Мотивация — “запускной механизм” всякой человеческой деятельности” [1].
Если успеха нет, то мотивация угасает. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе.
Проблема не в том, как научить иностранному языку, а в том, как сделать это обучение мотивированным для учащихся, чтобы у них была потребность, желание овладеть новым средством общения.
Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Еще больше это желание усиливается в наши дни, с развитием компьютерной техники, сети "Интернет". Но начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются.
Учащиеся на начальном этапе обучения имеет огромную мотивацию к изучению иностранного языка за счет нового, неизведанного, таинственного для них в этом процессе.
Чем старше учащиеся становятся, тем труднее дается учителям добиваться той же степени мотивированности. Отчего же это происходит? Одна из причин мне видится в следующем.
На начальном этапе материал легче, объем меньше, не так строг преподаватель к малышам. Но чем дальше, тем больше все меняется с точностью до наоборот. Усложняется материал для изучения, увеличивается его объем, повышается строгость учителя, увеличивается количество нежелательных отметок за ошибки. Все это не может не сказаться на желании учащихся. Ведь учащимся приходится больше общаться, обсуждать, анализировать, больше и возможности ошибиться, забыть, оговориться. Строгое оценивание и в результате появляется “ступор”. Буду говорить - ошибусь - снизят оценку. Не буду говорить - избегу этой нервотрепки.
Так, ребенок хотел бы высказаться на иностранном языке, но боится плохой оценки, если ошибется. Поэтому одной из основных причин нежелания заниматься иностранным языком, можно считать систему оценивания.
Что именно оценивается на уроках иностранного языка? Умение ребенка общаться на иностранном языке? Знание грамматики иностранного языка? Знание слов по теме? И ведь понятно, что это сложнее, чем изучение русского языка. На русском языке ребенок говорит с рождения, потом продолжает изучать его в школе. И даже в этом случае не застрахован от ошибок. На уроках же иностранного языка необходимо знать, что сказать, как сказать, почему именно так в данной ситуации, и при этом не ошибаться. А система оценивания ограничена пятью баллами, и в том, и в другом случае. Вероятно, пришла пора искать новое решение этой проблемы.
Защитники старой системы оценок опираются на солидный аргумент, что оценки “поощряют учение”. Но общепринятое “поощрение учения” приводит к нервным срывам и страху перед учителями. По статистике более 80% школьников постоянно испытывают сильный психологический дискомфорт. Не случайно в педагогике появились даже официальные термины: дидактофобия (страх перед учебой) и дидактоневроз.
При подходе к системе оценивания нельзя не упомянуть и положительный опыт: учеба без оценок, работы о школьных оценках Ш.Амонашвили, замена принципа выставления оценок.
На мой взгляд, система накопительного балла (СНБ) является в данной ситуации самой рациональной и поможет снять трудности. СНБ дает возможность для полноты проверки знаний и умений учащихся, обнаружения развития способностей учащихся, и главное объективности определения уровня достижений учащихся.
Суть СНБ заключается в следующем. В течение четверти ученик на уроках за различные виды деятельности, аудирование и говорение (монологическое или диалогическое высказывание); чтение, тренировочные упражнения, словарные диктанты, тестовые задания, выполнение творческих заданий получает не оценку по 5-бальной системе, а определенное количество баллов,
Таким образом, устный ответ ученика оценивается в 1-3 балла. Ответ у доски происходит, прежде всего, на сугубо добровольной основе (по желанию ученика), что снимает психологическую напряженность. Но главное заключается а том, что при неудачном ответе ученика, он не получает обычной неудовлетворительной оценки. Здесь полностью исключается боязнь получить за ответ “2”. При неудовлетворительном ответе ученика учитель выставляет в журнал “О” баллов, тем самым только фиксируя факт работы с учеником. В дальнейшем ученик может, исправляет свой ответ, и получить другое количество баллов. Если этого не происходит, “О” баллов – это предупреждение для учителя, что ученику необходима помощь в преодолении каких-либо трудностей. Возможна дальнейшая беседа с классным руководителем или родителями ученика, для оказания помощи.
Для проверки глубины знаний, знаний грамматики, лексики и т.п. ученику могут быть заданы дополнительные вопросы. При положительном ответе ученик получает дополнительные баллы к уже имеющимся. При фронтальной работе с классом, наиболее активные учащиеся также могут набирать определенное количество баллов при положительных ответах. Это оговаривается с учащимися заранее.
При написании словарного диктанта, грамматического текста и т.п., каждый пункт которого предусматривает какую-то конкретную деятельность ученика, он оценивается одним баллом. Таким образом, за выполнение работы ученик получит такое количество баллов, сколько заданий он выполнит. Максимально возможное количество баллов за работу фиксируется в журнале и учитывается при общем подсчете баллов.
Если проводится тестовая работа, составленная из разноуровневых заданий, то задание 1-го уровня сложности оценивается в 1 балл, 2-го - в 2 балла, 3-го - в 3 балла. Максимальное количество баллов за данную работу предварительно объявляется учащимся. В каждом виде текстовых работ учитель обязательно предусматривает ряд дополнительных вопросов или заданий, которые помогают ученикам набрать и дополнительные баллы, что в конечном итоге повышает оценку ученика. Но дополнительная работа оценивается учителем только при условии полного выполнения основного задания.
Данная система предусматривает повышение мотивации учащихся при устных ответах и на уроках в целом. Ведь выставляются не оценки, а баллы. Да, за ошибки баллы снижаются, но чем больше (чаще) будет ученик отвечать, тем больше сможет набрать баллов. А большее количество практики (даже с исправлением ошибок) в конечном счете приведет и к абсолютно правильным ответам, и в итоге большему количеству баллов. Так же система предусматривает ответственное отношение ученика к учебе. При невыполнении учеником какой-либо работы у него остается задолженность того количества баллов, которым оценивалась работа. Поэтому для ликвидации задолженности ученик может при, желании после уроков выполнить это задание. В противном случае, при подведении итогов ему не хватит баллов для получения хорошей оценки. Не зачтена может быть только работа, пропущенная по болезни. В данном случае, итоговое количество баллов у данного ученика будет отличаться от общего количества баллов у всего класса.
В группах появляется хороший дух соревновательности. Кроме того, учащиеся имеют возможность набрать дополнительные баллы для повышения своих результатов. При этом они получают задания 2-го или 3-его уровня сложности, что заставляет их глубже заняться изучением иностранного языка.
Вся трудность заключается в определении точных критериев разных видов речевой деятельности и подсчету общего количества баллов за четверть, год. Планирование и подсчеты здесь необходимы. По окончании триместра общее количество баллов переводится в оценку по следующей шкале: 90-100% - “5”; 63-89% - “4”; 35-62% - “3”.
Количество уроков определяется программой и тематическим планированием, количество тем тоже. Словарные диктанты, зачеты, уроки домашнего чтения/ тесты тоже можно спланировать заранее. Поэтому и максимальное количество баллов за эти работы можно просчитать заранее. Остальные виды деятельности уже предусматривают определенные критерии, их остается только скорректировать, соотнеся с системой накопительного балла. Количество устных ответов за триместр также просчитывается заранее, в зависимости от количества часов и учащихся в группе. В среднем за один урок можно опросить 3-4 учащихся. Далее представлена примерная схема подсчета баллов за триместр с промежуточным результатом за месяц.
Кол-во уроков, за которое каждый ученик должен иметь, минимум 1 устный ответ с отметкой вида речевой деятельности выделено серым цветом