Цели урока:
обучающие:
- отработка и закрепление навыков решения уравнений вида ;
- осознание учащимися единообразия данного метода;
развивающие:
- стимулирование познавательных процессов, внимания при изучении данной темы;
- усиление мотивации; формирование гибкости мышления;
воспитывающие:
- показать необходимость изучения теоретического материала;
- связь домашнего задания с материалом последующих уроков; изящество некоторых решений.
К этому уроку ученики знают: определение уравнения, его решения, общую схему решения уравнений вида , где А и В- выражения вида ах+b; они умеют: решать линейные уравнения, решать уравнения с модулем по схеме, устно решать уравнения 0х=0, 0х=а, где а 0; , где В 0; владеют навыками решения простых линейных уравнений.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с индивидуальными заданиями; карточки с разноуровневыми заданиями для самостоятельной и домашней работы); цветной мел.
Основными результатами урока являются: безошибочное решение уравнений вида.
Ход урока
Оргмомент. Ученикам сообщаются тема, цель урока, план, заранее написанный на доске.
Слова учителя:
“Цель урока: применить знания, полученные на прошлых уроках, при решении линейных уравнений с модулем.
Дома вы решали такие уравнения по схеме. Сегодня мы эти знания закрепим и немного усложним уравнения. В конце урока самостоятельная работа покажет, как вы поработали дома, и сегодня на уроке.”
План урока (записан на доске):
- опрос по теории,
- устная работа + индивидуальная работа по карточкам,
- работа у доски и в тетрадях (разберем более сложные примеры) уравнений с модулем,
- самостоятельная работа,
- постановка домашнего задания и итоги.
Речь учителя: “Для того чтобы начать выполнять практические задания, надо вспомнить теорию”.
a) Вопросы к классу:
- определение уравнения,
- определения линейного уравнения,
- что значит решить уравнение,
- корень уравнения,
- уравнения с модулем какого вида мы уже изучали? (+определение модуля числа).
6) Общая схема решения уравнений этого вида?
После опроса по теории некоторые учащиеся получают индивидуальное задание.
Устная работа: Решить уравнения с модулем:
Учитель к каждому ответу требует пояснений. Собираются индивидуальные задания “Пожалуйста, сдайте индивидуальные задания” .
Идем дальше:
Кто быстрее и правильнее сделал, идет к доске.
Учитель ходит вдоль рядов, контролируя правильность выполнения каждого из заданий. По выполнении у доски вопросы к классу: “Кто безошибочно сделал 3 задания? 2 задания? 1 задание?”
Самостоятельная работа.
1 ур
2 ур
3 уровень
Итоги урока и постановка домашнего задания. “Сегодня на уроке мы закончили решать уравнения с модулем вида . Домашнее задание вы получаете на карточках. Оно состоит из 4 примеров, первые два из которых решаются непосредственно по схеме, в 3-ем схему надо применить 2 раза, 4 - на оценку по желанию.
Карточки с домашним заданием.
Перспективы: “Как вы думаете, что мы будем изучать на следующих уроках? Подскажу, это снова будут линейные уравнения. Еще подсказка, мы изучали до сих пор линейные уравнения с одним модулем. А на следующих уроках мы будем изучать уравнения с несколькими модулями. Урок окончен, спасибо, до встречи.”
Самоанализ урока:
- Выбор класса обусловлен тем, что 7 класс набран в этом году. На уроке следовало показать родителям отличия программы по математике в лицее от общеобразовательной школы; уровень подготовки их детей; продемонстрировать важность теории, домашнего задания.
- Место данного урока в системе уроков по теме: завершающий по первому блоку уравнений с модулем; позволяет обозначить план дальнейшей работы.
- Выбор темы обусловлен тем, что схема решения таких уравнений является базой для решения любых классов уравнений с модулем, т.е., где f(x),g(x)-функции, то есть схема будет работать и в 8-11 классах.
- Тип урока: комбинированный (закрепления знаний, проверки, оценки).
- Структура урока: структура соответствует типу и цели; этапы взаимосвязаны; способствует достижению основной цели.
- Методы работы: репродуктивный (с элементами исследования); метод беседы, опроса.
- Формы работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная, в тетрадях с учетом возрастных (объем и уровень изложения, смена видов деятельности, эффектность последнего примера в устной работе; расположение примеров на доске) и индивидуальных особенностей (уровень познавательной активности плюс особенности поведения, здоровья и психики некоторых школьников).
- Обратная связь. Результаты выполнения индивидуального задания: “5”-3, “4”-5, “3”-1; качество 90%; у доски “5”-3.
- Результаты выполнения самостоятельной работы: “5”-6, “4”-10, “3”-5, “2”-1, отсутствовали - 4, Качество 73%, справились 94%.
Выводы по уроку: урок достиг цели, считаю, что содержание и методика были подобраны правильно. Приращения ЗУН в том, что умение решать уравнения по схеме перешло в навык. Отмечу, что дополнительно на следующих уроках необходимо уделить внимание стыковочным задачам: уравнения с модулем – линейные уравнения.