Решение линейных уравнений с модулем

Разделы: Математика


Цели урока:

обучающие:

  • отработка и закрепление навыков решения уравнений вида ;
  • осознание учащимися единообразия данного метода;

развивающие:

  • стимулирование познавательных процессов, внимания при изучении данной темы;
  • усиление мотивации; формирование гибкости мышления;

воспитывающие:

  • показать необходимость изучения теоретического материала;
  • связь домашнего задания с материалом последующих уроков; изящество некоторых решений.

К этому уроку ученики знают: определение уравнения, его решения, общую схему решения уравнений вида , где А и В- выражения вида ах+b; они умеют: решать линейные уравнения, решать уравнения с модулем по схеме, устно решать уравнения =0, =а, где а 0; , где В 0; владеют навыками решения простых линейных уравнений.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с индивидуальными заданиями; карточки с разноуровневыми заданиями для самостоятельной и домашней работы); цветной мел.

Основными результатами урока являются: безошибочное решение уравнений вида.

Ход урока

Оргмомент. Ученикам сообщаются тема, цель урока, план, заранее написанный на доске.

Слова учителя:

Цель урока: применить знания, полученные на прошлых уроках, при решении линейных уравнений с модулем.

Дома вы решали такие уравнения по схеме. Сегодня мы эти знания закрепим и немного усложним уравнения. В конце урока самостоятельная работа покажет, как вы поработали дома, и сегодня на уроке.”

План урока (записан на доске):

  • опрос по теории,
  • устная работа + индивидуальная работа по карточкам,
  • работа у доски и в тетрадях (разберем более сложные примеры) уравнений с модулем,
  • самостоятельная работа,
  • постановка домашнего задания и итоги.

Речь учителя: “Для того чтобы начать выполнять практические задания, надо вспомнить теорию”.

a) Вопросы к классу:

  • определение уравнения,
  • определения линейного уравнения,
  • что значит решить уравнение,
  • корень уравнения,
  • уравнения с модулем какого вида мы уже изучали? (+определение модуля числа).

6) Общая схема решения уравнений этого вида?

После опроса по теории некоторые учащиеся получают индивидуальное задание.

Устная работа: Решить уравнения с модулем:

Учитель к каждому ответу требует пояснений. Собираются индивидуальные задания “Пожалуйста, сдайте индивидуальные задания” .

Идем дальше:

Кто быстрее и правильнее сделал, идет к доске.

Учитель ходит вдоль рядов, контролируя правильность выполнения каждого из заданий. По выполнении у доски вопросы к классу: “Кто безошибочно сделал 3 задания? 2 задания? 1 задание?”

Самостоятельная работа.

1 ур

2 ур

3 уровень

Итоги урока и постановка домашнего задания. “Сегодня на уроке мы закончили решать уравнения с модулем вида . Домашнее задание вы получаете на карточках. Оно состоит из 4 примеров, первые два из которых решаются непосредственно по схеме, в 3-ем схему надо применить 2 раза, 4 - на оценку по желанию.

Карточки с домашним заданием.

Перспективы: “Как вы думаете, что мы будем изучать на следующих уроках? Подскажу, это снова будут линейные уравнения. Еще подсказка, мы изучали до сих пор линейные уравнения с одним модулем. А на следующих уроках мы будем изучать уравнения с несколькими модулями. Урок окончен, спасибо, до встречи.”

Самоанализ урока:

  1. Выбор класса обусловлен тем, что 7 класс набран в этом году. На уроке следовало показать родителям отличия программы по математике в лицее от общеобразовательной школы; уровень подготовки их детей; продемонстрировать важность теории, домашнего задания.
  2. Место данного урока в системе уроков по теме: завершающий по первому блоку уравнений с модулем; позволяет обозначить план дальнейшей работы.
  3. Выбор темы обусловлен тем, что схема решения таких уравнений является базой для решения любых классов уравнений с модулем, т.е., где f(x),g(x)-функции, то есть схема будет работать и в 8-11 классах.
  4. Тип урока: комбинированный (закрепления знаний, проверки, оценки).
  5. Структура урока: структура соответствует типу и цели; этапы взаимосвязаны; способствует достижению основной цели.
  6. Методы работы: репродуктивный (с элементами исследования); метод беседы, опроса.
  7. Формы работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная, в тетрадях с учетом возрастных (объем и уровень изложения, смена видов деятельности, эффектность последнего примера в устной работе; расположение примеров на доске) и индивидуальных особенностей (уровень познавательной активности плюс особенности поведения, здоровья и психики некоторых школьников).
  8. Обратная связь. Результаты выполнения индивидуального задания: “5”-3, “4”-5, “3”-1; качество 90%; у доски “5”-3.
  9. Результаты выполнения самостоятельной работы: “5”-6, “4”-10, “3”-5, “2”-1, отсутствовали - 4, Качество 73%, справились 94%.

Выводы по уроку: урок достиг цели, считаю, что содержание и методика были подобраны правильно. Приращения ЗУН в том, что умение решать уравнения по схеме перешло в навык. Отмечу, что дополнительно на следующих уроках необходимо уделить внимание стыковочным задачам: уравнения с модулем – линейные уравнения.