За последние годы интерес учеников к школьному обучению заметно снизился. Это связано тем, что при существующих методиках и учебниках учащиеся на уроках лишены инициативы. Им предлагаются задания, предполагающие единственные ответы. Такое обучение приводит к потере интереса, к тому, что ученики не могут установить связь изучаемого в школе с реальностью. Это означает, что подобное обучение лишено смысла.
Проблему решает несколько иной подход. Базовые знания подаются не как истина в последней инстанции, а как ответы на вопросы, которые возникают у учащихся при наблюдении за реальными явлениями или событиями. Такой вопрос представляет собой открытую задачу - исследовательскую.
Решая исследовательские задачи, учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, включая проведение реальных и виртуальных экспериментов.
Исследование - один из видов познавательной деятельности человека, предполагающий установление, обнаружение, понимание действительности, получение новых знаний. С исследованием сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.
В отличие от научного исследования, главной целью которого является получение объективно новых знаний, учащиеся в ходе исследовательской деятельности получают субъективно новые знания (новые и личностно значимые для конкретного учащегося). При этом обеспечивается повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Цель исследовательской деятельности в образовании состоит:
1) в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности;
2) в создании благоприятных условий для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся через приобщение к исследовательской работе;
3) в развитии графической культуры, быстрого переключения с одного вида деятельности на другой;
4) в развитии способностей анализировать, обобщать, делать выводы.
Разработанные нами исследовательские задания по алгебре содержат основные этапы исследовательской деятельности:
- видение проблемы;
- выдвижение гипотезы;
- наблюдение;
- проведение эксперимента;
- формулировка вывода (определения, понятия, свойства).
Исследовательская работа “Чтение графиков” проводится на одном из уроков по теме “Функции”, “Исследование зависимости расстояния от времени и условия построения графиков данной зависимости” - на первом уроке изучения темы “Построение графиков”. На любом уроке темы “Решение задач с помощью уравнений” может быть проведена исследовательская работа по конструированию задач, “Исследование взаимного расположения графиков обратной пропорциональности” предлагаем провести на первом уроке по теме “Графики обратной пропорциональности”.
Исследовательская работа № 1
“Чтение графиков”
Смотрите рисунок № 1 (файл “Рисунок 1)
Два велосипедиста развозят почту; первый выехал из почтового отделения А, поехал на аэродром, там развез почту и вернулся обратно. Второй выехал из другого почтового отделения В с сумкой, полной газет, завез эти газеты в посёлок, раздал их там, с оставшимися письмами повернул обратно, отвёз их в школу и прибыл в почтовое отделение А. На рисунке изображён график движения этих велосипедистов (1 и 2).
Прочитайте первое предложение, глядя на график, ответьте на вопросы:
- Когда первый велосипедист миновал посёлок?
- Кто из велосипедистов ехал Быстрее в течение первого часа?
- Найдите наибольшую скорость первого велосипедиста.
- Найдите расстояние от аэродрома до школы.
Прочитайте второе предложение и ответьте на вопросы:
- Сколько времени второй велосипедист раздавал газеты?
- В какой промежуток времени велосипедисты ехали навстречу друг другу?
- В какой промежуток времени велосипедисты удалялись друг от друга?
- Кто из велосипедистов первым прибыл в почтовое отделение А?
- Найдите наибольшую скорость второго велосипедиста.
Работа№2
“Исследование зависимости расстояния от времени и условия построения графиков данной зависимости”
Скорость пешехода равна 3 км/ч, время t ч.
1) Задайте формулой зависимость расстояния S (км) от времени t (ч)
2) Заполните таблицу:
T (ч) | 1 | 2 | 3 | 4 |
S (км) |
3) Постройте график функции S (t) , используя таблицу. По оси x задавайте t ,по оси y-S .
4) Определите вид графика, определите вид зависимости S от t .
5) Можно ли построить график, зная одно значение (t , S) , два значения?
Можно ли знать 3 и более значений?
6) Повторите работу, если пешеход прошел 2 км, а далее двигался со скоростью 3 км/ч (п.1-5).
7) Какую гипотезу можно высказать о количестве точек, необходимых для построения графика линейной функции?
8) Проверьте свою гипотезу для функции у = -2 Х + 4. Для этого постройте график, используя два значения Х (Х1 = 2; Х2 = 0). Найдите у, если Х = -1; 0; 1.
Принадлежат ли построенному графику найденные точки?
9) Сформулируйте вывод.
Исследовательская работа № 3
“Конструирование задач”
А.
1. Путешественник плыл против течения на моторной лодке 3 часа.
Обратно он вернулся на плоту. Сколько времени он затратил на обратный путь, если собственная скорость лодки 20 км / ч, а скорость течения реки 2 км / ч?
2. Внесите данные условия задачи в представленную таблицу:
Скорость V, км/ч |
Время t, ч |
Расстояние S, км |
|
Против течения |
|||
По течению |
3. Прочитайте вопрос задачи и введите переменную.
4. Составьте уравнения для решения задачи и решите его.
5. Проверьте полученный результат.
В.
1. Измените, условия задачи, исключив из него данные о времени движения на моторной лодке и добавив данные о времени движения на плоту.
2. Сформулируйте вопрос задачи, опираясь на новые исходные данные.
3. Запишите условия задачи в виде таблицы:
Скорость V, км/ч |
Время t, ч |
Расстояние S, км |
|
Против течения | |||
По течению |
4. Выполните пункты А.3, А.4, А.5.
С.
- Измените условия исходной задачи, включив в него движение на плоту и и исключив данные о скорости течения.
- Сформулируйте задачу и поставьте к ней новый вопрос.
- Выполните пункты А.2, А.3, А.4, А.5.
D.
- Вычислите путь, пройденный путешественником на плоту, используя предыдущие данные.
- Измените условие задачи, включив в него путь,
пройденный на плоту и,
Исключив данные о времени движения по течению и собственной скорости лодки. - Сформулируйте задачу и поставьте к ней новый вопрос.
- Выполните пункты А.2, А.3, А.4, А.5.
- Проверьте правильность результатов.
А. исходная задача | Путешественник плыл против течения на
моторной лодке 3 часа. Обратно он вернулся на плоту. Сколько времени он затратил на обратный путь, если собственная скорость лодки 20 км/ч, а скорость течения реки 2км/ч? |
В. | Путешественник спустился вниз по реке на плоту и вернулся обратно на моторной лодке. Сколько времени он затратил на обратный путь, если скорость течения реки 2 км/ч, а собственная скорость лодки в 10 раз больше? |
C. | Путешественник плыл против течения на моторной лодке 3 часа. Обратно он вернулся на плоту, затратив на дорогу в 9 раз больше времени. Какова скорость течения реки, если собственная скорость лодки 20 км/ч? |
D. | Путешественник плыл на плоту 54 км и вернулся обратно на моторной лодке, затратив на дорогу 3 часа. Какова скорость моторной лодки, если скорость течения реки 2 км/ч? |
Работа№4
“Исследование взаимного расположения графиков обратной пропорциональности”
1. Постройте графики функций y =, y= - .
2. Какую гипотезу можно выдвинуть о расположении графиков в зависимости от знака k?
3. Проверьте свою гипотезу для функций:
y = и y = - .
4. Сформулируйте вывод.
5. Смотрите рисунок № 2 (файл “Рисунок 2). Сравните, какой из графиков расположен выше (ниже), и как это зависит от значения k?
6. Какую гипотезу можно высказать, используя выводы п.5?
7. Проверьте свою гипотезу для функций:
y = и y = .
8. Сформулируйте вывод.