Урок математики в 3-м классе по теме: "Формулы" (решение задач)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: Развивать умение использовать формулы при решении задачи. Вычислять значение одной из величин по известным значениям остальных величин.
  • Развивающие: Развитие пространственной ориентации, логического мышления (систематизировать, анализировать, строить аналогии)Ю умение доказывать и опровергать.
  • Воспитывающие: Воспитание важнейшей социальной функции – общения в изменяющихся условиях учебной деятельности.

Оборудование: блок-схема; демонстрационные листы с формулами; подборки задач; наборы геометрических фигур.

Ход урока

I. Организация класса

II. Разминка.

1) Сегодня 18 декабря. Что можно сказать о числе 18? (Дети дают характеристику данному числу). Что произойдёт с этим числом, если справа приписать 5? Если слева приписать 6? Во сколько раз увеличится число 18, если справа приписать 3 нуля? Назовите числа, на которые делится число 18 без остатка; назовите числа, которые делятся на 18 без остатка.

(Дети записывают в тетради дату.)

2). Запишите трёхзначные числа, сумма цифр которых равна 9 и которые не изменяются при чтении их слева направо (414; 333; 252; 171)

3) Для того чтобы определить тему урока, нужно найти значения числа х по алгоритму, заданному блок – схемой и значения х расположить в порядке возрастания.

Ы Л М У Р О Ф
a 0 1 16 38 45 52 70
Х              

- Итак, тема нашего урока: ФОРМУЛЫ.

- Что называют формулой? (Комбинация математических знаков, выражающая какое-нибудь утверждение. Ожегов “Толковый словарь”)

III. Основной этап урока.

1. Повторение формул P и S.

Задача 1: Края салфетки прямоугольной формы рукодельница обшила тесьмой. Сколько ей потребуется тесьмы, если размер салфетки 30 на 40 сантиметров; 30 на 30 сантиметров?

- С помощью какой формулы можно решить эту задачу? (Дети отвечают)

На доску вывешиваются формулы.

Pпр=(a+b)·2
Pкв=a·4

(Дети записывают решение: )

(30 + 40) · 2 = 140 см

30 · 4 = 120 см

- Как можно узнать длину прямоугольника, зная периметр и ширину?

- Как можно узнать длину стороны квадрата, зная его периметр?

- Как можно узнать ширину прямоугольника, зная периметр и длину?

Задача 2: Карлсон мечтает о шоколадке, длина которой 5 дм, а ширина 7 дм. Сколько места займет такая шоколадка?

- С помощью какой формулы можно решить эту задачу? (Дети отвечают)

На доску вывешиваются формулв.

Sпр = a · b

Дети записывают решение:

5 · 7 = 35 дм2

Работа в группах.

Каждой группе выдается набор геометрических фигур. Из фигур составить одну фигуру, вычислить ее площадь и периметр. Каждая группа объясняет свое решение.

Задача 3: Кот Гарфильд решил поселить у себя золотую рыбку, но не знает, достаточно ли места в аквариуме для рыбки. Какую формулу нужно знать коту Гарфильду? (Формулу объема)

На доску вывешиваются формула.

Vпар = a · b · c

- Что обозначают в этой формуле a? b? c?

- В каких единицах измеряется объем.

(Дети заполняют таблицу.)

a b c V
8 см 1 дм 9 см  
30 дм 5 м 4 м  
2 дм 70 дм 50 см  

Работа проверяется.

- Как можно узнать неизвестную величину, если известен объем и две другие величины?

Задача 4: Коза дала каждому из семерых козлят на завтрак по два капустных листа, и один лист у нее остался. Сколько листов было у козы?

- Какою формулы мы можем применить при решении этой задачи? (Формула деления с остатком)

На доску вывешиваются формулы.

a= b · c + r, при этом r < b

Работа в парах.

Составление и решение уравнений, по формуле деления с остатком.

a = 29, c = 3, r = 2 a = 38, b = 7, r = 3
29 = b · 3 + 2 38 = 7 · 7 + 3

Физкультурная минутка

Блиц-турнир

Определить формулу, по которой решается данная задача.

Формула пути S = v · t
Формула работы A = v · t, где ? – производительность
Формула стоимости C = a · n, где a – цена, n – кол-во
  1. Ослик Иа должен полить огород за три часа. Сколько ведер воды он принесет, если в час будет носить 4 ведра.
  2. Мальвина купила 4 ленточки по 2 сольдо Сколько стоила покупка Мальвины.
  3. Пчелка со скоростью 3 м/с. На каком расстоянии от улья растет липа, если пчелка долетела до нее через 10 секунд.

(дети называют формулу и составляют обратные)

Индивидуальная работа.

Каждый ученик получает карточку с данной формулой и лист с задачами.

Задачи
  1. Токарь вытачивает 240 деталей за 3 дня, а его ученик - за 4 дня. На сколько производительность токаря выше производительности его ученика?
  2. За 6 дней на фабрике сшили 1926 костюмов. Сколько костюмов сошьют на этой фабрике за год (365 дней), если будут работать с той же производительностью?
  3. Почтальон Печкин проехал на велосипеде 36 км за 2 ч. Затем он уменьшил скорость на 2 км/ч и проехал еще 3 ч. Сколько всего километров проехал на велосипеде почтальон Печкин?
  4. На уборке помидоров бригада собрала 56 ящиков за 4 часа. За сколько времени она соберет 70 ящиков, если будет работать с той же производительностью?
  5. Ира прошла 15 км за 3 часа, а Петя - 16 км за 4 часа. У кого из ребят скорость больше и на сколько?
  6. Мама сначала купила 3 кг яблок, а потом еще 2 кг таких же яблок. За всю покупку она заплатила 175 рублей. Сколько стоит 1 кг яблок?
  7. Расстояние от Москвы до Новосибирска 2700 км. Самолет пролетает его за 3 ч. За какое время проедет это расстояние поезд, если nскорость поезда в 10 раз меньше скорости самолета?

Проверка выполненного задания.

(дети называют формулу и объясняют решение задачи, которую они выбрали)

Итог урока:

- Какие формулы повторили на уроке?

- Для чего необходимо знание формул?

- Существует ли взаимосвязь между формулами?

- Таким образом, вы сможете решить любую задачу, если сумеете:

  1. Определить необходимую формулу
  2. Отыскать нужную последовательность арифметических действий
  3. Правильно произвести вычисления

Учащимся ставятся отметки за работу на уроке.