Цели урока:
- Образовательные: Развивать умение использовать формулы при решении задачи. Вычислять значение одной из величин по известным значениям остальных величин.
- Развивающие: Развитие пространственной ориентации, логического мышления (систематизировать, анализировать, строить аналогии)Ю умение доказывать и опровергать.
- Воспитывающие: Воспитание важнейшей социальной функции – общения в изменяющихся условиях учебной деятельности.
Оборудование: блок-схема; демонстрационные листы с формулами; подборки задач; наборы геометрических фигур.
Ход урока
I. Организация класса
II. Разминка.
1) Сегодня 18 декабря. Что можно сказать о числе 18? (Дети дают характеристику данному числу). Что произойдёт с этим числом, если справа приписать 5? Если слева приписать 6? Во сколько раз увеличится число 18, если справа приписать 3 нуля? Назовите числа, на которые делится число 18 без остатка; назовите числа, которые делятся на 18 без остатка.
(Дети записывают в тетради дату.)
2). Запишите трёхзначные числа, сумма цифр которых равна 9 и которые не изменяются при чтении их слева направо (414; 333; 252; 171)
3) Для того чтобы определить тему урока, нужно найти значения числа х по алгоритму, заданному блок – схемой и значения х расположить в порядке возрастания.
|
- Итак, тема нашего урока: ФОРМУЛЫ.
- Что называют формулой? (Комбинация математических знаков, выражающая какое-нибудь утверждение. Ожегов “Толковый словарь”)
III. Основной этап урока.
1. Повторение формул P и S.
Задача 1: Края салфетки прямоугольной формы рукодельница обшила тесьмой. Сколько ей потребуется тесьмы, если размер салфетки 30 на 40 сантиметров; 30 на 30 сантиметров?
- С помощью какой формулы можно решить эту задачу? (Дети отвечают)
На доску вывешиваются формулы.
Pпр=(a+b)·2 Pкв=a·4
(Дети записывают решение: )
(30 + 40) · 2 = 140 см
30 · 4 = 120 см
- Как можно узнать длину прямоугольника, зная периметр и ширину?
- Как можно узнать длину стороны квадрата, зная его периметр?
- Как можно узнать ширину прямоугольника, зная периметр и длину?
Задача 2: Карлсон мечтает о шоколадке, длина которой 5 дм, а ширина 7 дм. Сколько места займет такая шоколадка?
- С помощью какой формулы можно решить эту задачу? (Дети отвечают)
На доску вывешиваются формулв.
Sпр = a · b
Дети записывают решение:
5 · 7 = 35 дм2
Работа в группах.
Каждой группе выдается набор геометрических фигур. Из фигур составить одну фигуру, вычислить ее площадь и периметр. Каждая группа объясняет свое решение.
Задача 3: Кот Гарфильд решил поселить у себя золотую рыбку, но не знает, достаточно ли места в аквариуме для рыбки. Какую формулу нужно знать коту Гарфильду? (Формулу объема)
На доску вывешиваются формула.
Vпар = a · b · c
- Что обозначают в этой формуле a? b? c?
- В каких единицах измеряется объем.
(Дети заполняют таблицу.)
a b c V 8 см 1 дм 9 см 30 дм 5 м 4 м 2 дм 70 дм 50 см
Работа проверяется.
- Как можно узнать неизвестную величину, если известен объем и две другие величины?
Задача 4: Коза дала каждому из семерых козлят на завтрак по два капустных листа, и один лист у нее остался. Сколько листов было у козы?
- Какою формулы мы можем применить при решении этой задачи? (Формула деления с остатком)
На доску вывешиваются формулы.
a= b · c + r, при этом r < b
Работа в парах.
Составление и решение уравнений, по формуле деления с остатком.
a = 29, c = 3, r = 2 a = 38, b = 7, r = 3 29 = b · 3 + 2 38 = 7 · 7 + 3
Физкультурная минутка
Блиц-турнир
Определить формулу, по которой решается данная задача.
Формула пути S = v · t Формула работы A = v · t, где ? – производительность Формула стоимости C = a · n, где a – цена, n – кол-во
- Ослик Иа должен полить огород за три часа. Сколько ведер воды он принесет, если в час будет носить 4 ведра.
- Мальвина купила 4 ленточки по 2 сольдо Сколько стоила покупка Мальвины.
- Пчелка со скоростью 3 м/с. На каком расстоянии от улья растет липа, если пчелка долетела до нее через 10 секунд.
(дети называют формулу и составляют обратные)
Индивидуальная работа.
Каждый ученик получает карточку с данной формулой и лист с задачами.
Задачи
|
Проверка выполненного задания.
(дети называют формулу и объясняют решение задачи, которую они выбрали)
Итог урока:
- Какие формулы повторили на уроке?
- Для чего необходимо знание формул?
- Существует ли взаимосвязь между формулами?
- Таким образом, вы сможете решить любую задачу, если сумеете:
- Определить необходимую формулу
- Отыскать нужную последовательность арифметических действий
- Правильно произвести вычисления
Учащимся ставятся отметки за работу на уроке.