Цели:
- развитие умения осмысленно прочитать произведение и почувствовать красоту родной природы;
- развитие речи и мышления;
- формирование навыка правильного, беглого и выразительного чтения.
Для достижения этой цели были поставлены задачи:
- учить слушать чтение;
- расширять фиксационное поле зрения с помощью буквенных таблиц;
- развивать чёткость произношения с помощью чтения слогов;
- вырабатывать внимание к слову и его значению;
- упражняться в чтении через неоднократное чтение одного отрывка с разным заданием;
- работать над навыком выразительного чтения посредством хоровой работы над паузами, интонацией, темпом;
- развивать предугадывание (антиципацию) при частично перекрытом тексте (дидактическое тренировочное средство “Решётка”);
- развивать воображение;
- формировать потребность общаться с книгой, желание обсуждать прочитанное.
Ход урока
- Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, чудеса. Но самое волшебное время – зима.
I. Первичное знакомство с содержанием рассказа
1. Чтение первой части рассказа учителем наизусть:
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер...
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мёртвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошёл к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:
– Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
- Я прочитала отрывок из рассказа К.Г. Паустовского “Прощание с летом” (на доске открывается портрет и название рассказа).
- Что вас поразило?
- Что вы почувствовали?
- Какие мысли появились?
- Вам знаком рассказ?
- Хотелось бы продолжить знакомство с рассказом?
Мы познакомимся с ним, используя различные виды чтения.
2. Продолжим чтение с абзаца “А утром”…
Чтение вызванным учеником:
А утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы, торчащие из-под снега. К чаю приплёлся в гости дед Митрий и поздравил с первопутком.
– Вот и умылась земля, – сказал он, – снеговой водой из серебряного корыта.
– Откуда ты это взял, Митрий, такие слова? – спросил Рувим.
– А нешто не верно? – усмехнулся дед. – Моя мать рассказывала, что в стародавние годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина и потому никогда не вяла их красота...
Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. Дед проводил нас до опушки...
3. Закончите читать рассказ самостоятельно про себя (одними глазами), пока звучит музыка (медленная композиция – 2 мин.):
В лесах было торжественно, светло и тихо.
День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.
Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах.
Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины – это была последняя память о лете, об осени...
Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.
В лесах становилось всё сумрачнее, всё тише, и наконец пошел густой снег. Он таял в чёрной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.
Зима начала хозяйничать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
Кто прочитает раньше, прислушайтесь к музыке:
- Помогает ли она лучше почувствовать настроение рассказа?
Проверка:
- Соответствует ли музыка содержанию рассказа?
- Какое настроение?
- Подходит ли текст к теме “Волшебная красота русской зимы”?
II. Деление рассказа на части
- На сколько частей можно разделить рассказ? (Три части).
- О чём говорится в каждой части?
III. Повторное чтение и анализ
Познакомимся подробнее с каждой частью и поработаем над улучшением нашего чтения, чтобы наше чтение нравилось другим. Для этого надо читать (открываются карточки на доске):
Без ошибок Выразительно Быстро (целыми словами) С пониманием
1. Работа над безошибочным чтением.
Для безошибочного чтения подготовим внимание: будем отыскивать буквы в буквенных таблицах в алфавитном порядке (темп поиска задаётся учителем).
Образцы таблиц (возможны другие варианты расстановки букв, размер 15 x 10 см):
Ц | К | П | М | З |
С | Ж | Б | Г | Й |
У | Е | А | Н | |
О | В | Д | Ё | Т |
И | Ф | Л | Р | Х |
Л | Р | У | О | М |
Х | А | В | Ж | С |
Н | Е | Д | К | |
Т | Г | Б | Ё | Ц |
И | П | Й | Ф | З |
Чтение первой строчки слогов в таблице согласных с заданной гласной (а, и): т.е. чёткое чтение слогов ба, ка, за, са…; би, ки, зи, си…(размер таблицы 14 ? 12 см)
Б | К | З | С | Т | Р | М | Н | В | З | Р | Ш | Л | Н | Х |
Ж | Л | П | Ф | Х | Ч | Ш | Б | Р | П | Т | С | Т | К | Л |
М | Н | Д | Г | М | К | Т | Ф | Т | Р | М | Г | Н | Ж | З |
В | Д | Ф | Х | Ф | Г | М | Н | Б | С | К | Т | Ф | М | Н |
П | Т | К | З | Р | М | В | Д | Г | Б | Ф | К | З | Р | Ч |
З | С | Ч | К | Т | Ф | Т | Щ | Д | М | Л | Х | В | Д | М |
Д | Г | Р | Ш | К | Т | Б | С | Ц | Р | С | Ч | Т | Ч | Т |
Т | Р | Г | Х | Л | Д | К | В | Ч | Т | Б | Л | М | Н | З |
М | Ф | Т | Ч | С | Б | Н | П | Ж | Л | Ч | Ш | Г | Х | Р |
Б | С | Л | Н | Р | Г | Л | Ц | М | Б | Д | Ф | Ж | Ц | Ж |
Н | Б | С | М | Н | П | Р | Л | К | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | П |
Ф | Щ | М | Ж | Х | Ч | М | К | Б | П | Р | Д | Ш | В | С |
К | П | Ш | Л | Ц | З | Ч | К | Л | Н | В | Д | Щ | Ф | Т |
Р | М | Н | П | Ш | Л | Ж | Ц | С | Х | Р | З | Б | Ч | В |
Ш | Ч | Ж | Н | Б | В | Д | З | Т | Г | П | Ч | Х | Б | К |
Чтение самых длинных слов (открываются на доске, разделены на слоги, стоит ударение):
- прислушивался
- необыкновенная
- головокружительной
Чтение учителем с ошибками: “Найди ошибку”:
Несколько дней лил, не переставал, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер...
Однажды ночью я проснулся от странных ощущений. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с открытыми глазами, долго прислушался и наконец понял, что я не оглох, а просто за стенами ___ наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мёртвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумный, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает кот во сне.
Чтение учащимися только концов слов (последних слогов).
2. Работа над быстрым чтением (с помощью секундомера) – первая часть рассказа.
Чтение на время (45 с).
“Обгони себя” - повторное чтение (45 с.), чтобы получилось быстро, стараемся читать целыми словами
- Кто обогнал, погладить себя по головке (обратить внимание на важность повторного чтения любого текста).
Физкультминутка:
На еловых лапах снег, снег
Пни в пушистых шляпах
Заискрилось поле
Белое раздолье
По лугам, полянам
На катке стеклянном
Румянит лица
Вьётся белым роем
Ловим мы в ладони.
3. Работа над выразительным чтением (а значит, над чтением с пониманием) – вторая часть рассказа.
Словарная работа: во второй части встречаются непонятные, нечасто употребляемые слова (открываются на доске):
- приплёлся - плестись
- первопуток
- корыто
- нешто
- стародавние
- кувшин
Работа над интонацией
- Какие чувства присутствуют в рассказе? (торжественность, радость, удивление)
- Какие интонации в словах деда? (вопрос с усмешкой, неспешный разговор) Хоровое чтение второй части с указанными интонациями.
4. Работа над различными видами чтения (в отведённый промежуток времени) – третья часть рассказа.
- Попробуем читать третью часть по-разному (на каждый вид по 1 минуте):
1) слово вслух – слово про себя;
2) с конца текста (лето как прекрасной же такой нам показалась зима и…);
3) на расстоянии: отойти на такое расстояние, чтобы можно было прочитать;
4) текст вверх ногами;
5) чтение с “решёткой”: лист плотной бумаги 18 ? 9 см с вертикальными прорезями шириной 1,5 см, перемычки 4 мм.
- Это трудное чтение, поэтому дома тренируйтесь читать знакомые тексты с “решёткой”.
- Какие предложения в третьей части показались самыми красивыми? Самыми сказочными? Прочитайте друг другу (работа в парах).
IV. Подведение итогов
- Действительно ли волшебное время – зима?
- Что можем сказать об авторе? (Он видел необычное в обычном)
- Нигде нет такой прекрасной зимы.
- Созвучен ли текст стихотворению Н. Рыленкова “Всё в тающей дымке”?
Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И всё ускользает
От беглого взора.Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
- Будет замечательно, если у вас появилось желание прочитать целиком рассказ К.Г. Паустовского “Прощание с летом”.