Урок-путешествие по математике в 7-м классе VIII вида при массовой школе по теме: "Умножение и деление десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели:

1) закрепить:

  • умножение и деление десятичных дробей на однозначное число;
  • преобразование чисел, полученных при измерении, в десятичные дроби;
  • решение задач на движение;

2) расширить круг знаний о родном крае;

3) активизация познавательной деятельности учащихся через применение краеведческого материала;

Оборудование: контурные карты Якутии, кодоскоп, карточки-“рыбки”, карточки с задачами, планшеты.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие. Маршрут узнаем, отгадав кроссворд.

1. Действие, с помощью которого можно уменьшить в несколько раз.

2. Как называется дробь, у которой знаменатель единица с 0.

3. Результат умножения.

4. Результат деления.

- Путешествовать будем по р. Лене в южном направлении от п. Мохсоголлох до п. Витим. Пройденный маршрут отмечаем на контурных картах Якутии.

Сообщение:

- Лена – древнейшая сибирская река. Ее красоту и мощь еще в XVIII в. воспел гениальный ученый и поэт М. В. Ломоносов:

Хотя всегдашними снегами
Покрыта северна страна,
Где мерзлыми Борей крылами
Твои свевает знамена…
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет
И бреги, наконец, теряет
Сравнившись морю шириной.

- В путешествии закрепим умножение и деление десятичных дробей.

II. Работа по теме.

- Зима. Лена покрыта льдом. Прокладываем по реке автотрассу до заповедника “Ленские столбы”.

1. Устный счет:

а) Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее

0,05 м – сколько это см?

ездить на санях

0,2 м – сколько это см?

ездить автотранспортом - ? (на доске задание)

- Сколько это см, м? Показ карточек:

- Убираю карточки. Какое число было в прямоугольнике, овале, круге?

б) Прибыли на Ленские столбы (показ видеозаписи “Ленские столбы”). Отмечаем на карте.

Сообщение:

- Останавливаемся на длительный отдых. Совершаем экскурсии. Осматриваем живописные скалы с древними рисунками. Пришла весна. Продолжаем путешествие до г. Олекминска.

- Решаем примеры, ответы на планшетах пишем фломастером.

Преврати в десятичную дробь:

5 см 2мм 16 м 14 см
3 т 15 кг 9 ц 6 кг

Увеличь 4, 02 в 2 раза

Уменьши 3,6 в 3 раза

в) Прибыли в г. Олекминск. Отмечаем на карте.

Сообщение:

- В Олекминском заповеднике богатые рыбные запасы. Среди 18 видов рыб в большом количестве встречаются и обитатели исключительно чистой проточной воды – хариусы. Порыбачим?

2. Письменное решение примеров на карточках-“рыбках”.

17,2 ? 4 = 27,9 ? 9 = 12 кг 5г ? 7 =
31,4 ? 7 = 911,4 : 2 = 20 р 8 к ? 9 =
67,8 : 2 = 124,8 : 4 = 96 км 5 м : 5 =
90,06 : 3 = 91,25 ? 8 = 76,8 ? 9 =

Проверка по кодоскопу: сколько правильных примеров – столько и поймали рыбы.

3. Решение задач на карточках-“лодках”.

Плывем в г. Ленск. Ленская рыбоохрана попросила поймать браконьеров.

Решение задач:

I вариант II вариант
а) Скорость лодки 18,25 км/ч.

Она была в пути 3 часа.

Найдите расстояние.

б) Одна рыба весит 4,036 кг.

Вторая в 4 раза меньше.

Найдите вес второй рыбы.

а) Скорость катера 35,5 км /ч.

Он был в пути 4 часа. Найдите расстояние.

б) Рыбаки в первый день поймали

63 кг 500 г рыбы, а во второй – в 2 раза больше. Сколько рыбы поймали

За 2 дня?

Проверка ответов

Сообщение:

- Прибыли в Ленск (отмечаем на карте). Это молодой город. Как и в Мохсоголлохе, здесь развита добывающая промышленность известняка, песков строительных, гравия.

4. Решение задачи самостоятельно в тетради.

- Плывем в конечный пункт – п. Витим.

От двух пристаней Ленска и Витима одновременно отошли два теплохода навстречу друг другу. Скорость теплохода из Ленска 28,5 км/ч, а из Витима – 32,7 км/ч. Через 6 часов они встретились. Найдите расстояние.

Проверка. Ответ закодирован (367,2 км)

7 6 3 2 (умники)
ни м у ки

- Это капитаны теплоходов поздравляют вас с прибытием в конечный пункт – п. Витим, находящийся на границе Якутии и Иркутской области. (Отмечаем на карте).

III. Выставление оценок. Домашнее задание.

IV. Подведение итогов:

- Какую тему закрепили на уроке?

- В каких населённых пунктах побывали?

- Что нового узнали?