Цели:
1) закрепить:
- умножение и деление десятичных дробей на однозначное число;
- преобразование чисел, полученных при измерении, в десятичные дроби;
- решение задач на движение;
2) расширить круг знаний о родном крае;
3) активизация познавательной деятельности учащихся через применение краеведческого материала;
Оборудование: контурные карты Якутии, кодоскоп, карточки-“рыбки”, карточки с задачами, планшеты.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие. Маршрут узнаем, отгадав кроссворд.
1. Действие, с помощью которого можно уменьшить в несколько раз.
2. Как называется дробь, у которой знаменатель единица с 0.
3. Результат умножения.
4. Результат деления.
- Путешествовать будем по р. Лене в южном направлении от п. Мохсоголлох до п. Витим. Пройденный маршрут отмечаем на контурных картах Якутии.
Сообщение:
- Лена – древнейшая сибирская река. Ее красоту и мощь еще в XVIII в. воспел гениальный ученый и поэт М. В. Ломоносов:
Хотя всегдашними снегами
Покрыта северна страна,
Где мерзлыми Борей крылами
Твои свевает знамена…
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет
И бреги, наконец, теряет
Сравнившись морю шириной.
- В путешествии закрепим умножение и деление десятичных дробей.
II. Работа по теме.
- Зима. Лена покрыта льдом. Прокладываем по реке автотрассу до заповедника “Ленские столбы”.
1. Устный счет:
а) Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее
0,05 м – сколько это см?
ездить на санях
0,2 м – сколько это см?
ездить автотранспортом - ? (на доске задание)
- Сколько это см, м? Показ карточек:
- Убираю карточки. Какое число было в прямоугольнике, овале, круге?
б) Прибыли на Ленские столбы (показ видеозаписи “Ленские столбы”). Отмечаем на карте.
Сообщение:
- Останавливаемся на длительный отдых. Совершаем экскурсии. Осматриваем живописные скалы с древними рисунками. Пришла весна. Продолжаем путешествие до г. Олекминска.
- Решаем примеры, ответы на планшетах пишем фломастером.
Преврати в десятичную дробь:
5 см 2мм | 16 м 14 см |
3 т 15 кг | 9 ц 6 кг |
Увеличь 4, 02 в 2 раза
Уменьши 3,6 в 3 раза
в) Прибыли в г. Олекминск. Отмечаем на карте.
Сообщение:
- В Олекминском заповеднике богатые рыбные запасы. Среди 18 видов рыб в большом количестве встречаются и обитатели исключительно чистой проточной воды – хариусы. Порыбачим?
2. Письменное решение примеров на карточках-“рыбках”.
17,2 ? 4 = | 27,9 ? 9 = | 12 кг 5г ? 7 = |
31,4 ? 7 = | 911,4 : 2 = | 20 р 8 к ? 9 = |
67,8 : 2 = | 124,8 : 4 = | 96 км 5 м : 5 = |
90,06 : 3 = | 91,25 ? 8 = | 76,8 ? 9 = |
Проверка по кодоскопу: сколько правильных примеров – столько и поймали рыбы.
3. Решение задач на карточках-“лодках”.
Плывем в г. Ленск. Ленская рыбоохрана попросила поймать браконьеров.
Решение задач:
I вариант | II вариант |
а) Скорость лодки 18,25 км/ч. Она была в пути 3 часа. Найдите расстояние. б) Одна рыба весит 4,036 кг. Вторая в 4 раза меньше. Найдите вес второй рыбы. |
а) Скорость катера 35,5 км /ч. Он был в пути 4 часа. Найдите расстояние. б) Рыбаки в первый день поймали 63 кг 500 г рыбы, а во второй – в 2 раза больше. Сколько рыбы поймали За 2 дня? |
Проверка ответов
Сообщение:
- Прибыли в Ленск (отмечаем на карте). Это молодой город. Как и в Мохсоголлохе, здесь развита добывающая промышленность известняка, песков строительных, гравия.
4. Решение задачи самостоятельно в тетради.
- Плывем в конечный пункт – п. Витим.
От двух пристаней Ленска и Витима одновременно отошли два теплохода навстречу друг другу. Скорость теплохода из Ленска 28,5 км/ч, а из Витима – 32,7 км/ч. Через 6 часов они встретились. Найдите расстояние.
Проверка. Ответ закодирован (367,2 км)
7 | 6 | 3 | 2 | (умники) |
ни | м | у | ки |
- Это капитаны теплоходов поздравляют вас с прибытием в конечный пункт – п. Витим, находящийся на границе Якутии и Иркутской области. (Отмечаем на карте).
III. Выставление оценок. Домашнее задание.
IV. Подведение итогов:
- Какую тему закрепили на уроке?
- В каких населённых пунктах побывали?
- Что нового узнали?