Цели:
- ознакомление детей с природным материалом – соломкой, как сырьем для изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
- с традициями художественной обработки соломки.
Задачи:
- Научить детей приемам объемного соломоплетения (цветок), научить работать в творческих группах для воспитания коммуникативных качеств личности, основанных на принципах НОТ;
- Развивать фантазию, мышление воображение, творческую активность, обогащение словарного запаса детей;
- Продолжать воспитывать гордость у учащихся за отечественную культуру, достижения предков в народном творчестве.
Оборудование и материалы:
- Оформленная выставка работ по плетению соломкой;
- Плакат-схема плетения цветка;
- Схема плетения на каждого ребенка;
- Распаренная соломка;
- Таз с водой;
- Ветки деревьев для композиции, сухие соломинки;
- Диск с инструментальной музыкой;
- Коробка для обрезков соломки;
- Ножницы на каждого ребенка;
- Салфетки на каждого ребенка;
- Клеенка на каждого ребенка;
- Указка.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Методы и приемы: работа в парах, творческих группах.
Межпредметные связи: геометрия, история, биология.
Ход занятия
I. Организационный момент
1.1. Приветствие обучающихся.
1.2. Сообщение темы и цели урока.
Тема: “Изготовление цветов из соломки способами плетения”
Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зернышки в земле, польет их дождь, прогреет солнце и вырастут из зерен длинные, зеленые стебли, а на конце у них появляется метелки - колоски.
Постепенно стебли становятся тверже, а колосья наливаются, в них появляется много зерен. Когда урожай убирают, стебель становится твёрдым, жёлтым, а колосья - колючими и тяжёлыми. Зерно собирают, обмолачивают. А сухие стебли и пустые колосья, оставшиеся на поле, назвали соломой.
Однажды вот что произошло. Упал с воза снопик соломы и остался лежать на дороге, никто его не заметил. Пришла осень, стал поливать его дождь, обдувать холодный ветер, а потом и вовсе засыпало снегом - так и остались они зимовать, тонкие жёлтые соломинки. Холодно им было, неуютно и очень обидно.
Но, вот, наконец, пришла весна. Растаял снег. Взглянули соломины друг на друга и заплакали:
Наш пришёл последний час,
Затоптали в луже нас.
Мы стали безобразными,
Серыми и грязными.
А в это время проснулось весеннее солнышко и послало свои теплые ласковые лучи на землю. И всё, чего они касались, просыпалось и оживало. Услыхало солнышко грустную песенку соломинок и послало к ним не простой лучик, а волшебный. Прикоснулся он к грязным соломинкам и... произошло чудо!
Соломинки превратились в нарядных, красивых девушек, очень похожих друг на друга, а у одной самой красивой из них на голове оказалась маленькая, золотая корона. Она стала царевной - Золотой Соломинкой.
Волшебный лучик прошептал:
- Отныне у вас будут золотые руки, и вы сможете из простых соломинок творить золотые чудеса.
Стали жить сестрицы в сказочном замке с Золотой Соломинкой.
Все кто жил с ними рядом, научились превращать обыкновенную солому в чудесные вещи. Прослушали люди о чудо городе и царевне Золотой Соломинке и стали приходить да приезжать, чтобы научиться соломенному ремеслу. Так и дошло до наших дней соломенное мастерство. И славится золотая соломка на весь свет!
II часть. Изложение программного материала
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Я предлагаю познакомиться с соломкой поближе.
Раздаю соломенные трубочки. Соломка для работы требует длительной подготовки. Её нарезают, варят в специальном растворе, гладят утюгом.
Для плетения: нарезают, запаривают в горячей воде. Сегодня вы получите готовую соломку.
А теперь обратите внимание на эти цветы у меня в руках. (показать цветок из соломки) вы уже догадались, что это цветы из обыкновенной соломки. Но у них разная форма лепестков и разный цвет, поэтому каждый цветок отличается друг от друга.
Сегодня мы с вами будем тоже изготавливать из соломки цветы. И у каждого он будет свой, неповторимый.
Мы не будем брать сложные по форме цветы (такие как розы, хризантемы).возьмем простые: ромашку, колокольчик, незабудку.
Прежде, чем начать работу, давайте разомнем пальчики. Сжать кулачок, разжать, еще раз сжать, разжать. Быстрее, еще быстрее. Мы ведь сейчас будем ручками работать.
Ну вот, размяли ручки, а теперь посмотрите, перед вами лежат все инструменты и материалы, которые будут нужны для работы. Здесь резцы, ножницы, досточки, соломка. Не забывайте о правилах пользования острыми предметами.
В процессе работы вы поймете, какая она - соломка.
А после работы вы мне скажете: добрая, податливая соломка или грубая и жесткая? Какого цвета? С чем её можно сравнить? Ломкая она, хрупкая или твердая?
Сегодня мы изучим новые виды плетенки – “елочка” с расширением” (см. Приложение 1), “колокольчик” (Приложение 2) и “рогожка из большого количества соломин” (Приложение 3).
Каждая подгруппа изучит один новый вид плетения.
- 1 подгруппа – для цветка “ромашка” работает со схемой №1: “елочка” с расширением”.
- 2 подгруппа – плетет колокольчики по схеме №2.
- 3 подгруппа – выплетая цветы незабудок пользуется схемой №3: “рогожка из большого количества соломин”.
(Схемы есть у каждого на рабочем столе и расположены в большом формате на доске класса).
На основе плетенки “елочки” и плетенки “рогожка из большого количества соломин” можно выплести детали, которые чаще всего используются в качестве лепестков и листьев для соломенных декоративных цветов.
Для того, чтобы колокольчик получился похожим на настоящий нужно, чтобы в основании был пятиугольник.
Обратите внимание на образец в моих руках. Расширение плетенки и получение требуемой формы достигается благодаря наращиванию плетения новыми соломинами, после чего оно ведется большим количеством соломин.
Предлагаю приступить к работе.
Самостоятельная работа обучающихся по подгруппам
Каждая подгруппа занимается самостоятельным изготовлением цветка по заранее приготовленным схемам (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).
Педагог, наблюдая за работой, оказывает необходимую помощь и проверяет правильность выполнения цветов в подгруппах.
Резервное время: Пока вы будете работать, я вам расскажу о цветочном гороскопе.
Знаете ли вы, под каким цветком вы родились и что он обозначает? (если еще не все успели выполнить работу, рассказать какие цветы кому дарят и что обозначает каждый цветок, см. Приложение 4).
Если время остается можно рассказать легенду о цветах (Приложение 5).
Релаксация: применяется для небольшого перерыва в работе, если устали глаза (Приложение 6).
III. Заключительная часть
Молодцы! У каждого получилось несколько лепестков. Давайте попробуем собрать из них цветок.
Как вы думаете, что нужно для того, чтобы эти лепестки стали цветком? Правильно, стебель и тычинки. Вместо стебля возьмем длинную и крепкую соломину, а вместо тычинок – тоненькие стебельки злаковых. Связываем стебель и тычинки прочной ниткой.
Девочки, повернитесь друг к другу, помогите соседке завязать узелки.
Основа цветка готова.
Теперь прикладываем наши лепестки вокруг тычинок, и так же привяжем ниткой. Цветок готов!
Посмотрите внимательно на свои работы, чего здесь не хватает, а что лишнее?
Верно. Нитки торчат, не красиво. А чтобы их спрятать нам понадобится одна чищеная соломинка.
На клей “Момент” или “Силикон” приклеиваем конец соломинки к основанию лепестков и, постепенно вращая цветок, оборачиваем соломкой стебель.
Аккуратнее с клеем. Его не должно быть видно, но и не должно быть мало. Соломинка должна лечь ровно вокруг стебля.
VI. Заключительное слово педагога
Сегодня на занятии мы приобщились к русской культуре, в центре которой – народные промыслы России, выполнили изделия с использованием старинного материала – соломки и, изучили алгоритм изготовления цветов. Молодцы, у нас сегодня получился оригинальный букет, все сегодня хорошо поработали. Посмотрите, какая красота, вот он мир цветов, созданный вашими детскими ручками.
Скажите мне, чей цветок вам нравится больше других? Почему? (дать оценку каждой работе, особенно тем, которые не были отмечены).
Вы все сегодня хорошо потрудились, на мой взгляд, у всех все получилось. А скажите, что чувствуете вы? Все ли довольны результатом своего труда? (если “нет”, то почему?)
А теперь я хочу вас поблагодарить за то, что вы сегодня хорошо поработали. Спасибо, что помогли мне, желаю вам удачи!
Используемая литература
1. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. “Культура и традиции”. 2000 г.