Всем известна истина – дети любят хорошо учиться. Прочные знания - это результат упорного, настойчивого труда. Успех в труде – первостепенное становление личности человека. Психологами доказано, что знания усвоенные без интереса, без положительных эмоций, не становятся полезными. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Как выработать у ребёнка привычку к труду, стремление к преодолению возможных трудностей, как научить его запоминать, предупреждать ошибки, укреплять уверенность в успехе?
Дидактические игры, как известно, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развития памяти, мышления, а с другой стороны в процессе дидактических игр идет формирование учебных умений и навыков, развивается интерес к предмету.
Для запоминания наиболее сложных понятий в русском языке важно использовать приемы:
- наблюдение
- алгоритмирование
- использование опорных схем и таблиц
- изучение трудных тем блоками.
Изучение трудной темы мы начинаем задолго до того, как начнётся её изучение по программе, - это и есть перспектива, которая помогает предотвратить отставание, исключить недочёты и пробелы в знаниях. В основу своих разработок мы заложили метод опережающего обучения, разработанный С. Н. Лысенковой. Использование наборов схем, таблиц, символов и т. д. позволяет сочетать логический, научный, психологический, управленческий аспекты способов обучения. Это, в свою очередь, активизирует детей на уроке, организует внимание, повышает интерес к учению. Дети быстрее думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, не боясь допустить ошибку.
На уроках русского языка весь теоретический материал мы выдаём блоками, которые создаем вместе с детьми, опираясь на их знания. Эмоциональная реакция детей на новое “ Это мы знаем” создает положительный психологический настрой. Оптимальное соотношение теоретических и прикладных знаний в процессе работы исключает зазубривание. Вместе с этим тщательно отрабатывается язык учебного предмета, его терминология, усиливается смысловая нагрузка на тренировочный материал.
Мы предлагаем вам апробировать один из блоков. В этом блоке отражён весь теоретический материал за курс начальной школы, что помогает обеспечить преемственность программ 4 – 5 классов по русскому языку.
1. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы, чувства, явления природы, события и отвечает на вопросы кто? что?
2. Различают:
а) одушевлённые им. сущ. (кто?)
неодушевлённые им. сущ. (что?)
б) собственные им. сущ. (Москва, Ангара, Аня)
нарицательные им. сущ. (город, река, девочка)
3. Имена существительные изменяются по числам:
- единственное число (ед. ч) – окно, глаз
- множественное число (мн. ч) – окна, глаза
Имена существительные имеют род:
мужской род (м. р) – он, мой
женский род (ж. р) – она, моя
средний род (ср. р) – оно, моё
5. Имена существительные склоняются.
Склонение – это изменение имён существительных по вопросам или падежам.
6. Различают 3 склонения имён существительных.
1 скл. – им. сущ. м. р. и ж. р. с (дядя, стрела)
2 скл. – им. сущ. м. р. с , , ср. р. с , (стол, окно, поле)
3 скл. – им. сущ. ж. р с Ь на конце, с (тетрадь, дочь, мышь)
7.
Падежи | Слова-помощники | Вопросы | Предлоги |
Именительный | есть | кто? что? | |
Родительный | нет | кого? чего? | От, до, из, без, у, для, около, возле. |
Дательный | дам | кому? чему? | К, по. |
Винительный | вижу | кого? что? | В, на, за, про, через. |
Творительный | доволен | кем? чем? | Под, над, за, перед, с, между |
Предложный | думаю | о ком? о чем? | В, на, о, об, обо, при. |
8. Падежные окончания:
Падежи | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл | Мн. ч |
Им. п | -а, -я | -о, -е, | -ы, -и, -а, -я | |
Р. п | -ы, -и | -а, -я | - и | -ов, -ей, |
Д. п | -е | -у, -ю | - и | -ам, -ям |
В. п | -у, -ю | -а, -я, -о, -е, | -ы, -и, -а, -я | |
Т. п | -ой, -ей, -ёй | -ом, -ём | -ю | -ами, -ями |
П. п | -е | -е | - и | -ах, -ях |
Чтобы доказать безударное падежное окончание имен существительных, используй слова - помощники:
1 склонение: коза, земля, трава, сестра,
2 склонение: слон, окно, конь,
3 склонение: степь
Слова: время, семя, темя, племя, стремя, знамя, пламя, вымя, имя склоняются как им. сущ. 3 склонения.
9. В предложении имя существительное является подлежащим, дополнением, обстоятельством.
Морфологический разбор имени существительного:
1. Часть речи,
2. Начальная форма (Им. п. , ед. ч.)
3. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное
- одушевлённое или неодушевлённое
- род
- склонение
4. Непостоянные признаки:
- число
- падеж
Роль в предложении
Желаем успеха!