Использование опорных блоков на уроках русского языка в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Всем известна истина – дети любят хорошо учиться. Прочные знания - это результат упорного, настойчивого труда. Успех в труде – первостепенное становление личности человека. Психологами доказано, что знания усвоенные без интереса, без положительных эмоций, не становятся полезными. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Как выработать у ребёнка привычку к труду, стремление к преодолению возможных трудностей, как научить его запоминать, предупреждать ошибки, укреплять уверенность в успехе?

Дидактические игры, как известно, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развития памяти, мышления, а с другой стороны в процессе дидактических игр идет формирование учебных умений и навыков, развивается интерес к предмету.

Для запоминания наиболее сложных понятий в русском языке важно использовать приемы:

  • наблюдение
  • алгоритмирование
  • использование опорных схем и таблиц
  • изучение трудных тем блоками.

Изучение трудной темы мы начинаем задолго до того, как начнётся её изучение по программе, - это и есть перспектива, которая помогает предотвратить отставание, исключить недочёты и пробелы в знаниях. В основу своих разработок мы заложили метод опережающего обучения, разработанный С. Н. Лысенковой. Использование наборов схем, таблиц, символов и т. д. позволяет сочетать логический, научный, психологический, управленческий аспекты способов обучения. Это, в свою очередь, активизирует детей на уроке, организует внимание, повышает интерес к учению. Дети быстрее думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, не боясь допустить ошибку.

На уроках русского языка весь теоретический материал мы выдаём блоками, которые создаем вместе с детьми, опираясь на их знания. Эмоциональная реакция детей на новое “ Это мы знаем” создает положительный психологический настрой. Оптимальное соотношение теоретических и прикладных знаний в процессе работы исключает зазубривание. Вместе с этим тщательно отрабатывается язык учебного предмета, его терминология, усиливается смысловая нагрузка на тренировочный материал.

Мы предлагаем вам апробировать один из блоков. В этом блоке отражён весь теоретический материал за курс начальной школы, что помогает обеспечить преемственность программ 4 – 5 классов по русскому языку.

1. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы, чувства, явления природы, события и отвечает на вопросы кто? что?

2. Различают:

а) одушевлённые им. сущ. (кто?)

неодушевлённые им. сущ. (что?)

б) собственные им. сущ. (Москва, Ангара, Аня)

нарицательные им. сущ. (город, река, девочка)

3. Имена существительные изменяются по числам:

- единственное число (ед. ч) – окно, глаз

- множественное число (мн. ч) – окна, глаза

Имена существительные имеют род:

мужской род (м. р) – он, мой

женский род (ж. р) – она, моя

средний род (ср. р) – оно, моё

5. Имена существительные склоняются.

Склонение – это изменение имён существительных по вопросам или падежам.

6. Различают 3 склонения имён существительных.

1 скл. – им. сущ. м. р. и ж. р. с (дядя, стрела)

2 скл. – им. сущ. м. р. с , , ср. р. с , (стол, окно, поле)

3 скл. – им. сущ. ж. р с Ь на конце, с (тетрадь, дочь, мышь)

7.

Падежи Слова-помощники Вопросы Предлоги
Именительный есть кто? что?  
Родительный нет кого? чего? От, до, из, без, у, для, около, возле.
Дательный дам кому? чему? К, по.
Винительный вижу кого? что? В, на, за, про, через.
Творительный доволен кем? чем? Под, над, за, перед, с, между
Предложный думаю о ком? о чем? В, на, о, об, обо, при.

8. Падежные окончания:

Падежи 1 скл. 2 скл. 3 скл Мн. ч
Им. п -а, -я -о, -е,   -ы, -и, -а, -я
Р. п -ы, -и -а, -я - и -ов, -ей,
Д. п -у, -ю - и -ам, -ям
В. п -у, -ю -а, -я, -о, -е,   -ы, -и, -а, -я
Т. п -ой, -ей, -ёй -ом, -ём -ами, -ями
П. п - и -ах, -ях

Чтобы доказать безударное падежное окончание имен существительных, используй слова - помощники:

1 склонение: коза, земля, трава, сестра,

2 склонение: слон, окно, конь,

3 склонение: степь

Слова: время, семя, темя, племя, стремя, знамя, пламя, вымя, имя склоняются как им. сущ. 3 склонения.

9. В предложении имя существительное является подлежащим, дополнением, обстоятельством.

Морфологический разбор имени существительного:

1. Часть речи,

2. Начальная форма (Им. п. , ед. ч.)

3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное

- одушевлённое или неодушевлённое

- род

- склонение

4. Непостоянные признаки:

- число

- падеж

Роль в предложении

Желаем успеха!