Цели:
- Развивать умение распознавать в словах безударный слог, требующий проверки, и подбирать проверочное слово;
- Формировать умение обосновывать написание гласной буквы в безударном слове;
- Развивать орфографическую зоркость.
1. Организационный момент
Дети, кому нужна зоркость? (Летчику, моряку, водителю, снайперу, ястребу). Но оказывается зоркими бывают не только глаза, но и ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах, говорят, что они обладают орфографической зоркостью. Мы с вами будем развивать
орфографическую зоркость.
2. Мобилизующий этап
Прочитайте слова
Замок Сорок Скачки Полки
Почему получилось разное значение слов? (Значение зависит от ударения)
Прочитайте слово с ударением на первом слоге. Как называется этот слог? А как называется гласный в ударном слоге?
Прочитайте слово с ударением на втором слоге.
От чего зависит значение слова? (от ударения)
Работа над новым материалом
Вспомните строки из сказки: “Несет меня лиса в далекие леса”
Кто самый внимательный, что интересного заметили? (Слова “лиса” и “леса” одинаково произносятся).
Несет меня [л'иса] в далекие | ||
лиса | леса |
- О ком говорится? (о животном о лисе).
- “В далекие леса” о чем говорится? (О лесе).
- На какой слог падает ударение в слове леса, лиса? (На второй)
- Слова одинаково произносятся, а пишутся по разному. Почему?
ВЫВОД: на письме безударному гласному звуку доверять нельзя, звук слышим один “и”, а на работу он посылает букву “и” или “е”.
4. Закрепление. Работа по учебнику, страница 98.
- Прочитайте вопрос, который задает нам Почемучка.
- Какие гласные буквы нужно проверять? Почему?
- Как проверить безударный гласный в словах из двух слогов?
(Изменить слово так, чтобы безударный стал ударным)
С.ва, совы – выбираем “о”.
Упражнение № 182 у доски и в тетрадях
- Какой звук слышим? (“а”). А пишем? (“о”).
Вывод.
а [а] < о
- Работа с правилом, страница 98.
Прочитайте правило про себя, хором.
5. Физминутка
Слушайте внимательно слова, которые я буду называть. Если услышите слово, в котором есть только ударный гласный, разводите руки в стороны, делайте наклоны вперед. Если в слове присутствуют ударный и безударный гласные – руки вдоль туловища, наклон назад.
Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, ёж, ёжик, грач, дом, море, река, пыль, игла, хлеб, шар, слова, следы, мех.
6. Закрепление
Страница 99, упражнение № 183.
Прочитайте задание к упражнению № 183 (про себя, вслух)
I. Вариант – 3 пары слов
2 человека у доски
II. Вариант – 3 пары слов
- Понаблюдаем, где написание и произношение не расходятся? (стада, грачи)
ВЫВОД: какие гласные буквы нужно проверять? Почему? Как?
7. Игра “Собираем пирамиду”
- Приготовьте сигнальные карточки. Покажите какую букву надо вставить?
- Почему вставили “Я”? (“о”, “а”, “и”, “е”)
8. Самостоятельная работа
Страница 100, упражнение № 186
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, поставьте ударение, устно подбирайте проверочные слова.
- Проверка. Выпишите в строчку те безударные гласные, которые вставили. (о, а, е, о, о)
- В каком слове были допущены ошибки? (хорошо)
- Иногда трудно подобрать букву в проверяемом слове, мудрое решение пропустить и обозначить выбор букв. Лучше уйти от ошибки.
- В каком слове написание и произношение не расходятся? (Края)
- ВЫВОД: Безударному гласному при письме доверять нельзя, потому что он посылает два звука.
- Как проверить безударные гласные? (Правило)
9. ИТОГ
- Дети, так кому же нужна зоркость? (Летчику, моряку, водителю, снайперу, ястребу + ученику). Но оказывается зоркими бывают не только глаза, но и ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах, говорят, что они обладают орфографической зоркостью.
- Кто считает, что сегодня на уроке он был очень зорким? МОЛОДЦЫ!