КЛАСС: 3.
Урок разработан к учебнику Т.Г.Рамзаевой “Русский язык. 3 класс”.
РЕАЛИЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: личностно-ориентированный подход в обучении.
ЦЕЛИ: Создаю условия для:
- обобщения степени усвоения и контроля по теме “Текст”;
- формирования учебных навыков и умений по определению частей речи и членов предложения;
- развития образного мышления и художественно-эстетических действий;
- воспитание этических норм поведения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Запись текста на доске.
- Таблица рефлексии.
- Тесты. (Приложение 1)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методические рекомендации | Ожидаемый результат | Предполагаемые риски |
1. Психологический настрой | -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожмите руки. А я вам желаю получить на уроке только хорошие отметки. | Выполняют рекомендации. | Создание доброжелательной обстановки, направленной на продуктивную работу. | Ситуация успеха. | |
2. Целеполагание. | Запись на доске: Кто там ходит у ворот Это кот А зачем он ходит здесь Хочет есть Что же делать мне, скажи Спрячься в норку и дрожи Посмотрите на доску, прочтите запись и скажите: что это? Докажите, что это стихотворение? - Чему можно научиться, работая с этой записью? |
Читают Это стихотворение. Это стихотворный текст. Есть рифма: ворот-кот, здесь – есть, скажи – дрожи. - Дать заголовок. - Списать без ошибок. - Расставить знаки препинания и выделить орфограммы. - Выделить основную мысль. - Выразительно прочитать. |
Создание проблемной ситуации. Осуществление межпредметной связи. Высказывания детей позволяют учителю отследить, насколько усвоен изученный материал. |
Активизация внимания, включение в
познавательную деятельность. Развитие внимания, повторение и закрепление изученного по литературному чтению. |
Не все определяют, что это запись
стихотворения. Не все вспомнят термин “рифма”, не смогут ее отыскать. Возможна низкая активность учащихся. |
- Сформулируйте тему урока | - Повторение изученного материала. - Обобщение знаний по теме. |
Направляет работу учащихся, делает уточнения при необходимости, подводит к формулировке темы. | Развитие умений выделять главное, существенное, четко формулировать мысль. | Не все могут сформулировать тему, правильно оформив ее в речи. | |
Учитель записывает на доске тему урока: Обобщение
знаний по теме “Текст”. - Какую цель вы бы поставили, опираясь на тему? |
- Повторить признаки текста. | Принятие цели учениками. | |||
3. Планирование. | - Как начнем работать? | - Сначала надо доказать, что это
стихотворение является текстом. Может, это
рифмованные строчки, не связанные по смыслу. - Определить тему или заголовок. - Выделить основную мысль. - Списать (поставить ударение, выделить орфограммы, знаки в конце предложения). - Проверить. - Прочитать. - Оценить. |
Фиксирует ответы учеников в виде плана: Т ? (П --- П?) Тема Основная мысль Списать(/, орф., .? !) Проверка (К !) Чтение Рефлексия В качестве контроля учитель добавляет в план Тест (К !) |
Закрепление навыка работать по плану. | |
4.Реализация плана. | -Посмотрите на 1 пункт плана, докажите, что это текст. | - Тут разговаривают два героя, один -мышка, второй не известен, но не могут две мышки разговаривать, они бы вместе боялись кота. - -Мышка задает вопросы, а кто-то ей отвечает, поэтому предложения связаны по смыслу. Значит, это текст. | Поддерживает рассуждения учащихся, одобряет или направляет движение их мысли. | Развитие смысловой догадки. | Возможны неточные формулировки ответов. |
Учитель у 1 пункта плана ставит знак + | |||||
А) работа в парах.
|
- Переходим ко 2 пункту плана.
Посоветуйтесь с соседом по парте и предложите
свой вариант заголовка. - Давайте проанализируем каждый вариант и выберем самый подходящий. - Продолжаем работу в парах. Переходим к 3 пункту. - Сравните заголовок и основную мысль. |
Обсуждают в парах, предлагают варианты. - Чтобы определить тему текста, надо поставить вопрос: о чем говорится в тексте? - В тексте говорится о мышке, которая боится кота, значит больше подходит заголовок “Страх”. Обсуждают, предлагают варианты. - Чтобы определить основную мысль текста, надо поставить вопрос: что говорится в тексте? - Оказывается, заголовок и основная мысль могут быть одинаковыми. |
Записывает варианты ответов. Мышка. Мышка и кот. Разговор. Страх. Следит, чтобы диалог в паре проходил на равных. Надписывает над стихотворением на доске заголовок Около 2 пункта плана ставит знак +. Записывает варианты рядом с вариантами заголовка Мышке страшно. Мышка боится. Пришел кот. Страх. Подводит к открытию. Около 3 пункта ставит знак +. |
Формируется стремление к взаимопомощи. | Возможна активность только одного ученика в паре. |
Физминутка | Читает: - Нежный маленький бутон, Свернут туго-туго он. Солнце луч ему протянет, И бутон гвоздикой станет. |
Приседают, обнимают колени, медленно поднимаются, тянутся на носочках, руки вверх, пальцы широко расставить. | Учитель вместе с учениками выполняет упражнение. Следит за тем, чтобы все ученики его выполнили. | Снятие мышечного напряжения. | |
- Переходим к 4 пункту плана. В каком порядке начнете работать? | Спишем тему, заголовок, потом текст, сразу же будем ставить ударение, выделять орфограммы и знаки на конце предложений. | Работают, контролируя друг друга. | |||
Б) групповая работа | - Посоветуйтесь в группе, какие
орфограммы и знаки в конце предложений вы
поставили, приготовьтесь от группы (один человек)
дать пояснения. - Следующий пункт плана потребует от вас артистичности, посоветуйтесь в группе и два человека прочтут это стихотворение по ролям. |
Работают в группах. Выбирают одного представителя. Выступает один человек от группы. Определяют второго героя, называют его, читают в лицах. |
Учитель, выслушивая ответы детей,
фиксирует их мелом зеленого цвета на доске. Запись должна выглядеть так: - Кто там ходит у ворот? - Это кот. - А зачем он ходит здесь? - Хочет есть. - Что же делать мне, скажи? - Спрячься в норку и дрожи.(!) Ставит знак + у 4 и 5 пунктов плана. Учащиеся оценивают чтение, анализируют, кто из читавших интонационно правильно передал внутреннее состояние героя. Ставит около 6 и 7 пунктов +. |
Закрепление навыка работы в группе.
Формирование положительных черт характера:
уважение к коллективному мнению. Развитие
коммуникативных способностей (слушание,
говорение, принятие чужой точки зрения и т.д.) Развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля. Развитие навыка публичного выступления (не комплексуют, читая по ролям). Закрепление навыка внимательного оценочного слушания. |
Могут пропустить орфограммы, особенно
те, которые не изучали. Могут не передать голосом чувство страха мышки. |
5. Рефлексия. | -Оцените свою работу при помощи
таблички рефлексии. - Как вам работалось? - Что мешало? Что или кто помог? - Какое из выбранных вами средств не работало на уроке, либо не соблюдалось? - Удалось ли нам прийти к цели? |
Рисуют на полях. Анализируют, насколько выполнен намеченный план. |
Ходит, просматривает. Контроль УД. |
Позволяет увидеть адекватность
самооценки, осознание значимости полученных
результатов Учатся соотносить проделанную работу с планом. |
|
6. Проверочный тест. | - Какую работу вам предстоит выполнить
сейчас? - Как будете работать? |
- Будем выполнять тестовую работу. - Каждый будет работать сам. |
Предлагаемый тест позволяет учителю
проверить, видит ли ученик текст среди
предлагаемых вариантов, может ли подобрать
заголовок. Одно из заданий - творческое (этюд), создаются условия для развития письменной монологической речи. |
Работают индивидуально, по заданию. | Можно ожидать неточного выполнения задания, неполного выполнения теста. |