Цели мероприятия:
- сформировать у учащихся представление о роли ученых Владимирского края в развитии физики и техники на примере жизни и деятельности некоторых известных земляков;
- способствовать развитию у школьников чувства национальной гордости и патриотизма;
- развивать интерес к истории физики и изобретений.
Вступительное слово учителя. Чаруешь нас неповторимою красою вещей, силой и удалью русской, необыкновенными далями небесной голубизны, трогательными перелесками, причудливыми холмами и очищающими душу перезвонами многочисленных колоколов древних храмов. В твоей стороне вырос славный богатырь Илья Муромец. Ты могучею шапкою Мономаха звала к уединению уделы и веси русские. Твои умельцы искусные возводили дива дивные белокаменные. На твоих просторах широких расправил плечи защитник святой князь Александр Невский. Так разве можно не гордиться тобой, хранящая память великих предков и смотрящая в будущее Земля Владимирская.
Страница первая. Жизнь и деятельность Жуковского Николая Егоровича.
По словам В.И.Ленина, это ученый является “отцом русской авиации” (Рисунок 1). Жуковский Николай Егорович родился 17 января 1847, в селе Орехово, Собиновского района Владимирской губернии. Жуковский родился в семье интеллигентного инженера путей сообщения из мелкопоместных дворян Полтавской губернии. Имение в деревне Орехово было приобретено отцом на приданое его жены, матери Жуковского. Всю свою жизнь Жуковский с величайшим удовольствием проводил свой летний отпуск в Орехове. В 90-е годы здесь им были проведены первые опыты по определению подъемной силы крыла. В 1891 в Орехове написана работа “О парении птиц”. Здесь же подготовлена знаменитая речь на 10 съезде русских естествоиспытателей, в которой он высказывал мысль о том, что человек “полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а силу своего разума”. В 1858 Жуковский поступил в 4-ю московскую мужскую гимназию. С 3-го класса он выделился как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. В 1864 Жуковский окончил гимназию и в том же году поступил на физико-математический факультет Московского университета, который окончил в 1868 по специальности “прикладная математика”. В 1870 стал преподавателем физики во 2-й московской женской гимназии, а с 1872 — преподавателем математики Московского технического училища, где проработал до конца жизни. С 1874 он доцент кафедры аналитической механики. Одновременно в 1872-1920 преподавал механику в московской Практической академии коммерческих наук. Жуковский с начала XX в. уделял этим вопросам свое основное внимание. Вместе с ним работала большая группа его учеников, из которых впоследствии выросли крупные специалисты в разных областях авиационной науки и техники. В 1902 под руководством Жуковского при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых аэродинамических труб. В 1914 под его же руководством в поселке Кучино под Москвой был построен первый в Европе аэродинамический институт. В декабре 1918 правительственным постановлением был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт, причем его руководителем был назначен Жуковский. Во всех областях своей многогранной деятельности Жуковский пролагал новые пути, постоянно указывая на необходимость сочетания геометрического и аналитического методов исследования явлений природы. При этом характернейшей чертой научного творчества Жуковского являлась практическая направленность теоретических исследований.
Научные заслуги Жуковского нашли высокую оценку советского государства. В 1937 г. в связи с 90-летием со дня рождения Жуковского на его родине был организован мемориальный дом – музей. (Рисунок 2)
Страница вторая. Жизнь и деятельность Тихонравова Михаила Клавдиевича.
Михаил Клавдиевич Тихонравов (Рисунок 3) родился в 1900 году во Владимире в семье юриста и педагога в доме №8 на улице 2-ая Никольская. В его честь на доме установлена мемориальная доска (Рисунок 4). Его именем названа одна из улиц Владимира. В 1918 году семья переезжает в Переславль. Здесь Михаил сначала работает курьером в суде, где народным судьей был избран его отец, а позже становится агитатором в военкомате. М. К. Тихонравов - первый комсомолец города Переславля, организатор и руководитель комсомольской ячейки при бывшей женской гимназии. В 1919 вступил добровольцем в Красную Армию. Тихонравов был хорошим агитатором и в 1920 году его переводят во Владимирский военкомат, откуда он попадает на фронт. После окончания гражданской войны Михаил Клавдиевич окончил Академию воздушного флота. В начале 20-х гг. создал серию рекордных планёров. После окончания Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского (1925) работал на ряде авиационных предприятий. Возглавив бригаду ГИДР в 1930-е годы, Тихонравов посвятил всю свою жизнь разработке конструкций ракетных систем. С 1932 начальник бригады в Группе изучения реактивного движения (ГИРД), с 1934 начальник отдела Реактивного института (РНИИ). Руководил созданием первых советских ракет с двигателями на жидком топливе (1933). При его непосредственном участии создавались проекты первых искусственных спутников Земли и пилотируемых кораблей. 17 августа 1933 года с Нахабинского полигона совершила полет первая в стране ракета ГИРД-09 на гибридном топливе конструкции Тихонравова. Она ознаменовала собой рождение новой отрасли советской техники – современного ракетостроения. В последующие годы, уже работая в РНИИ, он продолжал строить и запускать ракеты, которые взлетали все выше и выше. С 1938 занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами. В предвоенные годы Тихонравов принимал участие в усовершенствовании реактивного самолета, а затем в усовершенствовании “катюши”. С середины 1940-х гг. работал над проблемами проектирования составных ракет. Участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, автоматических межпланетных аппаратов. Немала заслуга нашего земляка в том, что страна первой в мире запустила искусственный спутник земли, проложила дорогу в космос. Сразу же после Победы под его руководством был разработан проект подъема человека на ракете на высоту до 190 км, а в 1951 году он выступил на научной конференции с теоретическим обоснованием возможности запуска ИСЗ с помощью нескольких ракет, объединенных в “пакет”. “В ракете заложены огромные возможности, которых не имеют другие летательные машины!”: - еще в 1935 году утверждал известный ученый и конструктор Михаил Клавдиевич Тихонравов. Он отдавал много сил исследованию далеких перспектив развития космонавтики, был инициатором новых разработок. В 1955 году Главный конструктор отправил руководству письмо, в котором говорилось “Товарищ Тихонравов является одним из старейших ракетчиков Советского Союза, продолжающих разработку идей К.Э. Циолковского, и его участие в работах нашего ОКБ по созданию спутников решающим образом поможет этому делу”. Вся дальнейшая работа Михаила Клавдиевича подтвердила эти слова Королева. Последней работой Тихонравова было инженерное исследование методов освоения малых планет. Одновременно вёл преподавательскую работу (с 1962 профессор). Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968). Ленинская премия (1957). Награжден 2 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.
Страница третья. Жизнь и деятельность Столетова Александра Григорьевича.
Ученый с невозможным характером - так называли его современники... (Рисунок 5)
Выдающийся русский физик Александр Григорьевич Столетов родился летом 1839 года в городе Владимире в небогатой купеческой семье. Его отец - Григорий Михайлович - был владельцем бакалейной лавки и мастерской по выделке кож в городе Владимире. Его мать - Александра Васильевна - была образованной по тому времени женщиной и сама обучала своих детей, до их поступления в гимназию, русскому языку и арифметике. В 1849 году Александр Столетов поступил во Владимирскую гимназию. Он окончил гимназию в 1856 г., получив свидетельство об окончании, в котором было написано, что он "признан окончившим Гимназический курс с предоставлением права поступления в Университет без вторичного экзамена и с награждением за отличные успехи в науках золотой медалью". Осенью того же года Александра Столетова зачисляют на физико-математический факультет Московского университета. В 1860 г. Столетов с отличием заканчивает университет. Летом 1862 г. А. Г. Столетов отправляется в заграничную командировку. За границей Столетов пробыл три года, упорно изучая физику в университетах Гейдельберга, Геттингена и Берлина. Впоследствии современники вспоминали, что тем, кто проходил курс наук у Густава Кирхгофа, доводилось слышать рассказы "об одном молодом русском, с виду почти мальчике, изумлявшем всех своими блестящими способностями". Недаром Кирхгоф называл Столетова самым талантливым своим учеником. За границей Столетов провел свое первое научное исследование. Он установил, что диэлектрические свойства среды не влияют на электромагнитное взаимодействие проводников электрического тока. В конце 1865 г. Столетов возвращается в Россию и вскоре получает место преподавателя математической физики и физической географии в Московском университете. Он не только читает блестящие лекции студентам, но и работает над диссертацией, посвященной проблеме "общей задачи электростатики". Молодому ученому удалось решить эту задачу для самого общего случая: взаимодействия произвольного числа проводников. И вот в мае 1869 г. А.Г. Столетов блестяще защитил диссертацию и был утвержден в звании доцента. А в 1972 году Столетов успешно защищает докторскую диссертацию "Исследование о функции намагничения мягкого железа". Это год ознаменовался также открытием физической лаборатории, на организацию которой Столетов потратил столько сил и средств. Теперь уже русским ученым не надо ездить за границу для проведения научных исследований! После защиты докторской диссертации Столетов становится всемирно известным ученым. В 1881 г. он представляет российскую науку на I Всемирном конгрессе электриков в Париже. По его предложению была утверждена единица электрического сопротивления - ом, а также эталон сопротивления. В 1988 г. Столетов начинает исследование фотоэффекта, открытого за год до этого Герцем. Эти исследования, продолжавшиеся два года, принесли ученому мировую известность. В 1893 г. трое академиков - Чебышев, Бредихин и Бекетов - рекомендуют Столетова на выдвижение в члены Российской академии наук. Но великий князь Константин, президент Академии, не допускает кандидатуру свободолюбивого и честного Столетова до баллотировки. На законный вопрос о причинах отказа брат Александра Григорьевича, Николай, генерал и герой сражения при Шипке, получил ответ раздраженного князя: "У вашего брата невозможный характер". Многие ученые России и других стран выразили свое сочувствие Столетову в связи с проявленной по отношению к нему несправедливостью. Несмотря на сочувствие друзей, А.Г. Столетов тяжело переживал неудачу. Да и университетское начальство все больше и больше начинало выказывать недовольство его независимыми суждениями. Все это отразилось на ослабленном с детских лет здоровье ученого. В мае 1896 г. Александр Григорьевич умер от тяжелой болезни - воспаления легких.
Непрерывно занимаясь своим любимым предметом, физикой, Столетов умел возбудить интерес к этой науке и в своих многочисленных учениках, о которых он вообще заботился отечески. Большая часть университетских профессоров физики - ученики Столетова. Все работы Столетова, как строго научные, так и литературные, отличаются замечательным изяществом мысли и выполнения. Обширная эрудиция Столетова, его замечательный критический анализ и красота изложения проявляются во всех произведениях, вышедших из-под пера Столетова, и производят чарующее действие на читателя.
28 мая 1976 года во флигеле, построенном в середине ХIХ века рядом с большим двухэтажным кирпичным домом купцов Столетовых, был открыт дом-музей. Уютный одноэтажный деревянный дом, типичный для городской застройки ХIХ века, находится в центре города у древних крепостных валов на старинной улице, которая ныне носит имя его владельцев. В экспозиции музея с большой любовью воссозданы интерьеры большой и малой гостиных, в остальных комнатах мемориального дома - уникальные приборы из первой российской физической лаборатории, созданной А.Г. Столетовым в Московском университете, письма выдающихся ученых - светил мировой науки прошлого века, книги, рукописи, подлинные документы, фотографии, вещи, рассказывающие об образе жизни и интересах всей семьи, о научной, военной, дипломатической деятельности братьев Столетовых, увековечении их памяти (Рисунок 6).
Страница четвертая. Жизнь и деятельность Голицына Бориса Борисовича.
Старинное село Сима Юрьев – Польского района. Впервые о нем упоминается в 14 веке. В 1708 году село было подарено Петром I князю Голицыну за победу над шведами под деревней лесной. Здесь в 1862 году родился Борис Борисович Голицын (Рисунок 7).
"Жизнь и деятельность этого замечательного человека должна навеки остаться среди молодых наших поколений светозарным образом для посильного подражания". А.Семенов-Тян-Шанский
Князь Борис Борисович Голицын – выдающийся русский ученый, академик - один из основоположников отечественной и мировой сейсмологии и сейсмометрии, внесший весомый вклад в развитие сейсмических наблюдений в России. По высказыванию академика В.И.Вернадского, он “…глубоко интересовался познанием русской природы, видел в ее разностороннем и глубоком изучении залог силы нашей страны, столь горячо им любимой родной земли, в светлое будущее которой он верил всей своей душой, работал для него всеми своими силами”.
13-летним мальчиком поступил Борис Борисович в 1875 г. в старший приготовительный класс, Морского училища. Руководитель училища своей педагогической системой стремился к развитию во вверенных его попечению юношах, прежде всего самостоятельности, поэтому, пока живы были его заветы, можно кратко сказать, что в учебном плане Морского училища проводилось начало: "Как можно меньшему учить, как можно большему предоставлять учиться самим". Одною из особенностей тогдашнего Морского корпуса было распределение учебного дня: с 8 часов до 11 часов два урока по полтора часа, с 12 до 1 3 еще один; раза два в неделю с 2 часов до 3 часов фронтовое или артиллерийское ученье. Затем до 7 часов вечера совершенно свободное время, с 7 часов до 9 часов время на приготовление уроков, т.е. надо было сидеть у конторки и чем-либо заниматься, с 11 часов обязательно ложиться спать всем. Вот эта-то, по представлению многих, "роскошь свободного времени" и способствовала "самодеятельности". Всякий кадет находил какое-либо занятие, соответствующее его склонности, особенно в старших классах, т.е. в возрасте от 17 до 20 лет, и занимался, помимо обязательных предметов, тем, что ему нравилось, - кто историей, кто математикой, кто физикой, конечно по книгам. Ясно, что для такого одаренного, любознательного и способного юноши, каким был, по отзыву своих товарищей, Борис Борисович, это был наиболее подходящий тип школы; она не заглушала его способностей, а давала им свободно развиваться и помогала выработке навыка самому искать посильного ответа на вопросы юного и пытливого ума.
В 1884 г. Борис Борисович поступил слушателем на гидрографический отдел Николаевской морской академии. Окончив курс Морской академии, Борис Борисович в 1887 г. оставил службу во флоте в чине лейтенанта и решил всецело посвятить себя науке, в которой любимою им отраслью стала физика.
Благодаря трудам Б.Б. Голицына наука о землетрясениях из описательной, во многом гипотетической, стала превращаться в строгую научную дисциплину. В ее основу легли количественные физико-математические построения, классическая теория упругости, механика разрушения твердых сред, а также в совершенстве разработанная Б.Б. Голицыным теория сейсмографов и регистрируемых ими сейсмических волн. Представляя Землю гигантской физической лабораторией и возлагая на сейсмологию вполне обоснованные надежды, он писал: "Можно уподобить всякое землетрясение фонарю, который зажигается на короткое время и освещает нам внутренность Земли, позволяя тем самым рассмотреть то, что там происходит. Свет этого фонаря пока еще очень тусклый, но не подлежит сомнению, что со временем он станет гораздо ярче и позволит нам разобраться в этих сложных явлениях природы”.
Отдел сейсмометрии, "который изучает различные свойства сейсмических лучей, - говорит Голицын в своих лекциях, - открывает на основании наблюдательного материала, собранного на различных сейсмических станциях, путь к изучению физических свойств самых глубоких внутренних слоев земли ".
Но не в одном чисто научном исследовании совершенно недоступных областей внутри земли видел Борис Борисович задачи сейсмометрии: "Особенного внимания заслуживает, конечно, тщательное изучение различных явлений, предшествующих землетрясениям, дабы могла явиться возможность предсказывать с большей или меньшей вероятностью невступление землетрясений", - и он намечает затем различные пути к "решению этой задачи, имеющей громадное практическое значение в смысле сохранения человеческих жизней и разного рода имущества".
Созданная Б.Б. Голицыным в 1906 г. в Пулково центральная сейсмическая станция и организованная им сейсмическая служба в России сразу же заняли ведущее место в мировой сейсмологии.
В 1993 г. в России была учреждена премия имени академика Б.Б. Голицына, присуждаемая Российской академией наук за лучшие работы в области геофизики. Конкурсы проводятся один раз в три года.
Страница пятая. Жизнь и деятельность Зворыкина Владимира Кузьмича
17 декабря 1996 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения.
Праздник стали отмечать не так давно, но история телевидения началась уже около 80-ти лет назад. У величайшего изобретения XX века - русские корни. Американские энциклопедии “отцом телевидения” называют Владимира Кузьмича Зворыкина (Рисунок 8).
Владимир Кузьмич Зворыкин прожил большую жизнь: 93 года, из которых более полувека – в США. А родился он в России, в тихом приокском городе Муроме (Рисунок 9). Здесь жила его от века богатая талантом и умом семья, крепкая и дружная, давшая пароходчиков и инженеров, учёного-профессора и магистра математики, врачей…Владимир был в семье седьмым ребёнком. С детства, со времён обучения в Муромском реальном училище, он чувствовал пылкий интерес к электротехнике. Каникулы, которые проводил пароходе, манили его возможностью изучать и ремонтировать электрооборудование. Довольно основательную эрудицию будущему учёному дал Петербургский технологический институт. Здесь В. К. Зворыкин активно включился в работу лаборатории профессора Б. Л. Розинга. Борис Львович Розинг, в 1892 г. высказавший идею о существовании молекулярного поля, обусловливающего самопроизвольную намагниченность ферромагнетиков, уже с 1897 г. проводил исследования по электрической передаче изображений на расстояние. Юный Володя Зворыкин попал к нему учеником в самый разгар этих работ. В 1907 г. Б. Л. Розингом было высказано предложение об использовании электронно-лучевой трубки для передачи изображения, в 1911 г. получены первые изображения простых геометрических фигур.
Увлечённый идеями учителя, В. К. Зворыкин уезжает для расширения своего образования в Париж, где изучает под руководством П. Ланжевена рентгеновские лучи, оканчивает “Коллеж де Франс”. Мировая война прерывает его научные заботы, он едет домой, где призывается в армию. Затем следует фронт, крепость Гродно. Однако талант учёного проявляется и в жёстких условиях войны – в Гродно В. К. Зворыкин собирает свою первую радиостанцию. Его переводят в радиошколу, он изучает радиоэлектронику.
Грянули революция, гражданская война. В смуте исторических катаклизмов кабинетные занятия по воплощению далёкой мечты – сотворении “вездезора” - становятся проблематичными, а то и невозможными. Оборваны работы В. Л. Розинга. В. К. Зворыкин эмигрирует в Америку. Этим нашей стране наносится невосполнимый урон, затормозивший её техническое развитие в данной области на много десятилетий.
Верная себе Америка принимает с распростёртыми объятиями крупный научный талант, щедро предоставляет ему возможность творить, пробовать. В 1920 г. В. К. Зворыкин становится сотрудником фирмы “Вестингауз электрик” в Питтсбурге, 6 лет спустя он уже доктор философии в Питтсбургском университете, а в1929 г. русский эмигрант трудится в Американской радиокарпорации, возглавляет лаборатории электроники в Кандене и Принстоне. В 1931 г. В. К. Зворыкин, как бы продолжая идеи Б. Л. Розинга, получает новый результат: создаёт иконоскоп – передающую трубку, сделавшую возможным развитие электронных телевизионных систем. Наступает новая эра – телевизионная.
Передающая трубка Зворыкина победно идёт по Земле, стирая границы, сближая людей. А сам учёный полон идеями, творит, мечтает. Став в 1938 г. доктором наук в Бруклинском политехническом институте, он ведёт работы по созданию фотоэлементов, электронных умножителей, микроскопов, стремится расширить области, где его открытия могут принести людям реальную пользу. Электронные системы проникают в управление транспортными средствами. В. К. Зворыкин разрабатывает электронно-оптическое преобразование инфракрасного излучения (на основе чего в годы второй мировой войны были созданы “снайпероскопы” и поныне конструируются разнообразные приборы ночного видения – системы наведения самолётов на аэродромы и т.д.), становится обладателем более 100 патентов и свыше 30 научных наград, в том числе Медали основателя американской Национальной академии техники.
В 1954-1962 гг. В. К. Зворыкин – директор центра медицинской электроники Рокфеллеровского института в Нью-Йорке, с 1954 г. – почётный вице-президент Американской радиокорпорации. До последних дней своей наполненной исканиями жизни наш великий соотечественник не уставал трудиться и узнавать новое. “Я всё ещё учусь”, - говорил девяностолетний Владимир Кузьмич. Президент Американской радиокорпорации Д. Сарнов так писал о нем: “Его блестящий ум никогда не ждёт других. Он никогда не перестаёт творить и вводить новшества. Даже через 15 лет после так называемого ухода в отставку, последовавшей за удивительно продуктивной деятельностью, он создал больше, чем многие люди за свою жизнь”.
В. К. Зворыкин несколько раз приезжал в Советский Союз, был в своём родном городе. После такой поездки (в 1967 г.) он писал: “Самое светлое воспоминание о нашей последней поездке в Россию – это посещение Мурома”. Он до конца жизни навсегда оставался в душе русским человеком, горячо любившим свою Родину, тихий город над Окой…
Ныне на семейном доме в память о выдающемся муромце Владимире Кузьмиче Зворыкине установлена мемориальная доска.
В незатейливой песенке Булата Окуджавы уместились главные этапы жизни признанного отца телевидения Владимира Кузьмича Зворыкина, благодаря которому мы сегодня живем в обнимку с телевизором:
Как хорошо,
Что Зворыкин уехал
И телевиденье там изобрёл!
Если бы он из страны
Не уехал,
Он бы, как все,
На Голгофу взошёл.
Самого Владимира Кузьмича телевидение часто разочаровывало. "Я в ужасе от пошлости и сцен насилия, которые пришли в наши дома вместе с голубым экраном, — говорил он с сильным русским акцентом, от которого не избавился за 60 лет американской жизни. — Это заставляет меня думать: а стоило ли ради этого создавать телевидение? Во всяком случае, смотреть его я почти перестал".
Сегодня нам предстоит склонить в восхищении голову перед гениальным умом Владимира Кузьмича Зворыкина. В восхищении, но и в горечи от того, что жизнь его как и некоторых других талантливых русских людей, была прожита во славу американской, а не отечественной культуры.
Страница шестая . Жизнь и деятельность Сидорова Вениамина Александровича
Сидоров Вениамин Александрович родился 19 октября 1930 года в деревне Бабарино Суздальского района Владимирской области (Рисунок 10). Советский физик, член-корреспондент Академии Наук СССР с 1968 года. После окончания в 1953 году Московского Государственного Университета работал в институте атомной энергии, а с 1962 года - в институте ядерной физики Сибирского отделения АН СССР. Совместно с другими им разработал метод встречных пучков, за что в 1967 году Вениамин Александрович был удостоен Ленинской премии. Вениамин Александрович выполнил эксперименты по проверке применимости законов квантовой электродинамики на малых расстояниях и изучению двойного тормозного излучения на встречных электронных пучках. Ему принадлежат также работы по спектрометрии быстрых нейтронов. Он исследовал векторные мезоны, многоадронную аннигиляцию и электророждение е+е–- пар на встречных электрон-позитронных пучках.
Заключительное слово (Рисунок 11). Работа с картой Владимирской области.
Задание для самостоятельной работы учащимся: продолжить поиск великих земляков – физиков, используя предложенную литературу и сайты Интернета.
Подведение итогов мероприятия.