Цель: обобщить и систематизировать пройденный материал по теме: “Карбоновые кислоты”.
Образовательные задачи: закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах карбоновых кислот. Расширить понятия о функциональной группе карбоновых кислот, о водородной связи и химических свойствах органических соединений этого класса.
Познавательные задачи (задачи развития): совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между строением и свойствами. Обратить внимание учащихся на многообразие органических веществ, на генетические связи между классами органических соединений, на постепенное усложнение веществ, при переходе от углеводорода к карбоновой кислоте и от углеводорода к производным карбоновых кислот.
Воспитательные задачи: особое внимание уделить проблеме физиологического действия карбоновых кислот и их производных на организм человека. На основе изложенного выше материала школьникам предоставляется возможность сделать вывод о взаимосвязи общего и частного (особенного), о влиянии количественных изменений на изменения качественные (появление новых свойств). Учащиеся развивают свои коммуникативные умения в ходе парной и коллективной работы; убеждаются в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый, проблемный.
Форма организации занятий: беседа, самостоятельная работа, полилог.
Средства обучения: плакаты, магнитная доска, выдаваемый материал (рабочие задания, тексты тестовой работы, портреты Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, натуральные объекты), ТСО (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон), фрагмент учебного фильма.
Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
Хронометраж урока
Организационный этап | 1 мин. |
Первичная актуализация имеющихся знаний | 2 мин. |
Системная актуализация; повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. | 12 мин. |
Повторение, обобщение и систематизация понятий: усвоение системы знаний ведущих идей и основных теорий | 14-15 мин. |
Проверка знаний учащимися основных понятий | 4-5 мин. |
Обобщение и систематизация учащимися результатов работы | 3 мин. |
Окончание, релаксация, мотив на завтра | 2 мин. |
Содержание урока
Ход урока | Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников |
I. Организационный момент. Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку. |
Подготавливаю учащихся к работе. | Готовность класса к работе. |
II. Первичная актуализация имеющихся
знаний. На доске тема урока. Обобщение и систематизация знаний по теме: “Карбоновые кислоты”. План обсуждения написан на доске: 1. Карбоновые кислоты в нашей жизни. Физиологическое действие на организм. 2. Состав. Классификация. Изомерия. 3. Строение карбоновых кислот. 4. Физические и химические свойства. 5. Генетическая связь между кислотами и представителями других классов органических веществ. |
Обеспечиваю мотивацию учащихся на формулирование цели урока. | Формулируют цель урока. Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы урока. |
III. Повторение отдельных фактов,
событий, явлений. 1. Вспомним, где применяются карбоновые кислоты и в связи с этим, какую роль играют в жизни человека. Отмечаем физиологическое действие карбоновых кислот и их производных на организм человека. |
При обсуждении вопроса демонстри-рую натуральные объекты: щавель, крапиву, бруснику, клюкву, уксус столовый, растительное масло, твёрдое и жидкое мыло. | Из личного опыта ученики указывают, где применяются карбоновые кислоты, их значение физиологическое действие на организм человека их самих, а также их производных. |
2. Состав. Классификация. Изомерия. На доске с помощью магнитов размещены карточки с формулами следующих веществ: муравьиной кислоты, стеариновой кислоты, жира (общая формула), метанола, акриловой кислоты, щавелевой кислоты, метилацетата, уксусной кислоты, олеиновой кислоты, метаналя. | Организую фронтальную работу по обобщению состава и классификации карбоновых кислот и их изомерии. | Участвуют в обсуждении вопроса. Формируют умение классифицировать, сравнивать, выделять главное, обобщать. |
3. Строение карбоновых кислот и выход на их физические и химические свойства в сравнении со спиртами и альдегидами (Приложение 1, табл. 1). | Предлагаю объединиться в три группы, раздаю заготовки таблиц с целью формирования умения обобщать полученную информацию, сравнивать. | 1 группа обобщает информацию по спиртам;
2 группа – по альдегидам; 3 группа – по карбоновым кислотам. Заполняют таблицу в группах, а после этого 1 человек от группы вносит информацию в сводную таблицу на доске. |
На рисунке, закреплённом на доске с помощью магнитов, изображена модель молекулы вещества, которое может быть отнесено сразу к двум классам органических соединений: оно содержит … группу и поэтому является …, а также … группу и, значит, является …. Напишите структурную формулу этого вещества и укажите в нём функциональные группы (Приложение 2, рис. 1). | Читаю задание. Предлагаю подтвердить на
данном примере следующие категории диалектики: а) причинно-следственную зависимость; б) категорию “возможность и действительность”; в) “общее, частное, единичное”. |
Слушают задание, анализируют рисунок, формулируют ответ. |
4. Физические свойства карбоновых
кислот. Как изменяются физические свойства в гомологическом ряду одноосновных карбоновых кислот? Как влияют на физические свойства карбоновых кислот водородные связи Химические свойства. Обобщение свойств карбоновых кислот, обусловленное наличием в их составе карбоксильной группы. Двум учащимся у доски предлагаю охарактеризовать общность свойств карбоновых кислот с помощью ТСО. 1 ученик (ученица) демонстрирует лабораторные опыты, доказывающие способность карбоновых кислот действовать на индикаторы (фенолфталеин, лакмус, метилоранж), их отношение к металлам, основным и амфотерным оксидам, основаниям, солям более слабых и летучих кислот с помощью графопроектора. 2 ученик (ученица) комментирует эксперимент и через графопроектор проецирует на экран траспаранты с химическими уравнениями осуществляемых реакций. После этого учащимся задаю вопрос: какое соединение получится, если в реакцию вступят вещества, модели которых изображены на рисунках, размещенных на магнитной доске (Приложение 3, рис. 2)? Составьте уравнение реакции взаимодействия этих веществ. Как называется такая реакция? Уравнение этой реакции проецируем с помощью графопроектора на экран. На этом этапе работаем с шаростержневыми моделями галогенпроизводных карбоновых кислот. Учащимся предлагаю расположить уксусную, монохлоруксусную, дихлоруксусную, трихлоруксусную кислоты в ряд по мере усиления кислотных свойств. Ответ мотивировать. Учащимся предлагаю посмотреть фрагмент учебного фильма о взаимодействии олеиновой кислоты с бромной водой с целью повторения качественной реакции на непредельный характер вещества (фрагмент включаю при наличии “свободного” времени с учетом хронометража урока). |
Создаю проблемную ситуацию. Контролирует правильность оформления записей на транспарантах, правильное изложение теоретической части ответа, правильность выполнения эксперимента, соблюдение техники безопасности. Обеспечиваю осмысленное воспроизведение знаний. Поэтапный анализ строения галоген-производных карбоновых кислот приводит к осмысленному пониманию изученного материала, исключает формализм знаний. До просмотра фрагмента предлагаю учащимся внимательно просмотреть фрагмент и объяснить результат просмотренного эксперимента. |
Устанавливают причинно-следственные
связи, подтверждают влияние водородных связей на
физические свойства карбоновых кислот.
Формируют умение доказывать. Химический эксперимент помогает учащимся повторить и закрепить имеющиеся знания о химических свойствах карбоновых кислот. Формируют исследовательские умения. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и химическими свойствами карбоновых кислот. Активные действия учащихся с объектами обобщения. Самостоятельно формулируют вывод о влиянии заместителя на силу кислот и о силе рассматриваемых кислот. Внимательно смотрят фрагмент и объясняют причину обесцвечивания бромной воды при её взаимодействии с олеиновой кислотой. |
5.Символом медицины издавна является
змея, обвивающая чашу. Символом алхимии была
змея, пожирающая свой хвост. Так в аллегорической
форме алхимики изображали бесконечные
превращения веществ друг в друга. Представления
алхимиков о круговоротах веществ зачастую
опирались только на интуицию. Вы знаете об этом
значительно больше. Примените свои знания и
напишите уравнения реакций, указав условия их
протекания по предлагаемой схеме:
Превращение вещества Х1 в вещество Х2 предлагаю рассмотреть как окислительно-восстановительную реакцию. В соответствии с этой схемой получают консервант, который используют при производстве газированных напитков – бензоат натрия ( Е 211 ). |
На магнитной доске размещаю рисунок с изображением “алхимической змеи” и карточек с химическими формулами веществ, отображающих генетическую связь, о которой идёт речь в задании. Создаю проблемно - поисковую ситуацию. | Один ученик (одна ученица) у доски предлагает решение предложенной проблемы в соответствии с заданием. |
IV. Проверка знаний учащимися основных
понятий. У нас есть возможность проверить, насколько хорошо вами усвоены основные понятия. (Задания на листах с тестами). (Приложение 5). Проверяем тест. Ответы приведены на доске. Исправляем допущенные ошибки. Учащиеся выставляют себе отметку сами, а учитель имеет возможность подтвердить достоверность выставленной отметки |
Выявляю качество и уровень овладения учащимися знаниями и способами действий. Проверка знаний с помощью теста. | Самостоятельное выполнение заданий. Взаимопроверка. |
V. Обобщение и систематизация учащимися
результатов работы. Из ваших рассуждений мы поняли, что муравьиная кислота – яд, уксусная и бензойная кислота – консерванты, высшие карбоновые кислоты – основа масел, натриевые и калиевые соли стеариновой и пальмитиновой кислот – основа твёрдого и жидкого мыла соответственно. На основании генетической связи между углеводородами и их производными можно и дальше проследить развитие от простого к сложному: от углеводородов – к аминокислотам, а дальше – к белкам, к живым организмам и к высшей форме существования живого – к человеку. Предлагаю каждому ученику оценить свою работу, а внутри группы оценить работу друг друга. Благодарю учащихся за “научный подвиг на почве экспериментальной педагогики”. Отмечаю особо отличившихся, подбадриваю остальных. |
Выводы после опроса учеников. Констатация достижения поставленных целей. | В надпредметном плане успешно шло
формирование весьма важного умения – понимать и искать понимание. Самое важное, что удалось сделать в соответствии с проектом – это прояснить для учеников сам механизм построения оценочного суждения. |
VI. Сообщение и комментирование домашнего задания. | Нацеливаю учащихся на выполнение контрольной работы по кислородсодержащим органическим соединениям. | Заканчивают работу по зачётным листам, предусматривающих дифференциро-ванный подход к контролю и учёту знаний по теме. |