Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. Когда проблема компетентностного подхода стала актуальной и значимой для большинства членов педагогического коллектива школы, появилась идея обратить внимание на самообразование каждого учителя, и сделать процесс работы над темой самообразования не формальным, а продуктивным, творческим. В школе был запущен проект “Самообразование”, целью работы над которым являлось: систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Тема самообразования определяется, исходя из:
- методической темы школы;
- затруднений педагогов;
- специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от одного до трёх лет. Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различными (выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета; теоретический, методический и практический семинар; практикум; мастер - класс; открытый урок). Заместитель директора по НМР ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает обходимую методическую помощь. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. Результатом реализации проекта можно считать общешкольный банк методических разработок и прошедшую на высоком уровне научно практическую конференцию учителей “Знания. Опыт. Поиск”.
Наряду с положительными моментами были выявлены проблемы:
- слабая подготовленность педколлектива к инновационным процессам;
- недостаточная теоретическая подготовка коллектива по основополагающим вопросам модернизации системы образования;
- высокая информатизация образовательной среды и недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в данных условиях.
Но самый важный вопрос, возникший при реализации проекта “Самообразование”, был связан непосредственно с личностью педагога, отсутствием или недостатком у учителя теоретических знаний, которые он может применять на практике.
Для решения этой проблемы в школе был создан новый проект “Формирование и развитие профессиональной компетентности современного учителя”, реализация которого рассчитана на пять лет. Суть предлагаемой инициативы в том, чтобы создать условия для повышения профессионального уровня педагога на основе компетентностного подхода, что создаст предпосылки формирования у выпускников ключевых компетентностей. Созданная и реализуемая в ходе проекта программа “Формирование и развитие профессиональной компетентности современного учителя”, в основе которой лежит прежде всего деятельностный подход, будет способствовать актуализации теоретических знаний, научит практически применять их, поможет каждому учителю, прожившему эти знания, пропустившему их через себя, проектировать авторский учебный процесс, видя перед собой главную, конечную цель – выпускника, обладающего необходимыми в современном мире ключевыми компетентностями.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- создать школьную нормативную и правовую базу повышения квалификации педагогических кадров через систему консультационных и обучающих семинаров;
- разработать и апробировать новую практику повышения квалификации педагогов;
- сформировать стратегическую команду, обеспечивающую создание, поддержку и трансляцию образцов новой практики повышения квалификации;
- разработать программу “Формирование и развитие профессиональной компетентности современного учителя”;
- создать пакет учебных программ и методических рекомендаций по реализации компетентностного подхода в образовании.
Проект будет способствовать усовершенствованию системы повышения квалификации педагогов, даст возможность практического совершенствования образовательной деятельности школы. Разработанные материалы предполагается тиражировать в печатном и электронном виде.
Одним из первых этапов программы “Формирование и развитие профессиональной компетентности современного учителя” стала подпрограмма “Общеучебные умения и навыки”. В современных условиях необходимо включать учащихся в процесс непрерывного образования, самостоятельного добывания знания, где общеучебные умения являются “инструментом” овладения любого учебного материала. Но выпускник общеобразовательной школы часто не владеет в достаточной степени такими умениями. Данные умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в рамках всех учебных дисциплин. Поэтому возникла необходимость расширить знания педагогического коллектива по данной теме, изучить подходы к классификации, составу общеучебных умений и методикам их формирования и координировать совместные действия. Одним из ожидаемых результатов подпрограммы должна стать дополнительная графа в календарно-тематическом планировании каждого учителя: “Общеучебные умения и навыки, формируемые на уроке (теме, разделе)”.
Этапы подпрограммы.
- Диагностический (анкетирование учителей, по проблеме сформированности ОУН у учащихся)
- Постановка проблемы. Теоретическое осмысление: обучающий семинар
- Анализ рабочих программ
- Коррекция деятельности (консультационные семинары, индивидуальные консультации)
- Диагностика
- Анализ работы, подведение итогов
Задачи обучающего семинара “Общеучебные умения и навыки”:
- формулирование личностно-значимой проблемы для каждого педагога по теме;
- ознакомление с ключевыми понятиями темы;
- систематизация общеучебных умений и навыков;
- совершенствование навыков работы с понятийным аппаратом
- разработка методики формирования ОУН;
- обеспечение возможности самостоятельного применения ОУН обучающимися в практической деятельности.
Семинар проходит с использованием приёмов технологии критического мышления.
Ход семинара
Организационный момент
I стадия: стадия вызова.
Мозговой штурм:
? Каковы ваши ассоциации с понятием общеучебные умения и навыки.
(Результаты мозгового штурма записываются на доску, и в конце семинара происходит экспресс-анализ предварительных мыслей и их дополнение новыми сведениями)
II стадия: осмысление.
Теоретический материал по теме “Общеучебные умения и навыки” в форме компьютерной презентации.
III стадия: рефлексия.
1. Работа учителей в группах сменного состава.
Каждая группа рассматривает конкретный вид ОУН и представляет отработанный материал в таблице:
Умение и навык ученика | Деятельность учителя по формированию ОУН | Проверка уровня сформированности ОУН |
2. Работа учителей в группах по методическим объединениям с рабочими программами.
Результаты работы каждого МО оформляются на листе ватмана и презентуются всему педагогическому коллективу. Самый интересный момент в этой работе – это варианты формирования ОУН в рамках одного урока темы, а может быть и целого раздела.
Подведение итогов семинара.
Трансфертный лист.
Правила проведения трансфертного листа:
Коллектив делится на группы по 4 человека. Члены групп рассчитываются по кругу. Каждый в четвёрке получает лист с вопросом.
- Я сегодня был не доволен тем, что…
- Мне понравилось, что…
- Я получил бы большую пользу, если бы…
- Самое важное для меня сегодня…
В течение минуты человек должен закончить предложение, лист с которым находится перед ним. Затем, по сигналу ведущего, участники по кругу меняются листами, и теперь человек отвечает на новый вопрос. Через 4 минуты на всех листах группы появляются ответы всех участников. Результаты работы вывешиваются и самые интересные озвучиваются, фактически подводя итог семинару и намечая планы на будущее.