Цели урока: познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интерес у детей к русскому языку, к поэтическому слову; развивать мышление, устную и письменную речь, умение слушать, наблюдать и сравнивать.
Ход урока: (Урок начинается с постановки позитивного аудиального якоря. Для этого учитель читает метафору.)
Метафора.
Однажды в темном помещении людям, не знавшим, что такое слон, показали это животное. Один вошёл в комнату, ощупал руками хобот и сказал: “Слон похож на змею. Он длинный и гибкий”. Другой ощупал слоновий бок и сказал; “Слон похож на стену – он большой и плоский”. А третий, ухватив слона за хвост, закричал: “Вы все ошибаетесь! Слон – это длинная веревка!” И никто их них не знал, что это просто слон, потому что каждый знал только часть.
I. Устный диктант
(На доске написаны слова с пропущенными безударными гласными. Дети с помощью карточек показывают пропущенные безударные гласные , называют проверочные слова.)
ш_рстяной м_сной
т_желая
х_лмы
гв_здика
цв_тник см_листый
б_дняжка
л_нейка
сум_рки обл_ко
др_мучие
к_нгуру
Учитель: - На какие две группы можно разбить слова ?
Ученики: - На существительные и прилагательные.
Ученики: - На слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением и которые нельзя.
II. Работа над каллиграфией
(Написание каждого слова дети объясняют.)
Учитель: - Назовите сколько слогов, букв, звуков в слове колли, хорошая, овчарка ?
Учитель: - Можно сказать, что эти два предложения начало текста?
Учитель: - Если бы это было началом текста описания, рассуждения, повествования, как бы мы могли его продолжить ?
(Ученики приводят примеры своих текстов.)
III. Словарная работа
1. Учитель: - Сегодня во время словарной работы мы будем записывать словосочетания, и определим у существительных падеж.
(Друг из Москвы, слушал рассказ, по сыпучим пескам, накрошил в мясной бульон, посидел в беседке, колбаса с картофелем, возвращался с вокзала)
Учитель: - Как определяем падеж у существительных.
Ученики: - Падеж определяем по вопросу и по предлогу.
2. (Учитель предлагает слова рассказ, накрошил разобрать по составу слова.)
3. (Проводится игра “Верите ли ?”)
- Существительное – это часть предложения. Да или нет?
- Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”
- Обозначает признак предмета. Да или Нет?
- Изменяется по падежам? Да или Нет?
- Изменяется по числам? Да или Нет?
- Изменяется по родам? Да или Нет?
- Склоняется по падежам? Да или Нет?
- В русском языке пять падежей? Да или Нет?
- Предлоги к, по – это предлоги Р.п ? Да или Нет?
(Ученики в тетрадях записывают ответы “Да” или “Нет”. Работа проверяется. Ответы обосновываются.)
IV. Переход к новой теме и работа над ней
1. Учитель: - Посмотрите на доску. Какая часть речи здесь записана. В какой падеж поставлены слова первой строчки, во второй строчки, в третьей?
с дорожки из хлеба из жизни по дорожке к хлебу по жизни на дорожке о хлебе о жизни
Учитель: - Найдите окончания, которые вызывают сомнения.
Учитель: - Почему существительное одного падежа, а окончания имеют разное?
(Ученики пытаются ответить на этот вопрос.)
2. Учитель: - Потому что мы не знаем о ещё одной грамматической категории существительного.
Учитель: - Как вы думаете, от чего она будет зависеть ?
Ученики: - От рода.
3. Учитель: - Итак, новая грамматическая категория существительного, о которой мы сегодня будем вести речь, называется склонение. Послушайте сказку.
4. Сказка: Жили в домике (рисунок) существительные разные, но селились они по разным комнатам. (учитель вместе с учениками анализирует слова из таблицы и делают выводы, что
В первой комнате : 1 скл. – ж.р. и м.р. с окончанием а, я;
Во второй: 2 скл. – м.р. и с.р. о, е ;
В третьей : 3 скл. - ж.р. (с мягким знаком на конце ь ).
5. (Практические задания. У ребят лежат карточки с рисунками, нужно их распределить по склонениям.)
(ландыш, бабушка, плащ, цапля, одежда, платок)
Учитель: А если это шаль?
(сирень, снегирь, журавль, тетрадь)
Учитель: А если это не тетрадь, а тетрадка?
(конь)
Учитель: А если это не конь, а лошадь или лошадка?
6. (Ребятам, у которых нет карточек, определить, к какому склонению они отнесут свое имя обращается внимание на имена Володя – Владимир, Коля – Николай и т.д.)
7. Учитель: - Сейчас мы будем слушать музыку, соотносить её с репродукцией картин и рисунками.
А. (На доске вывешиваются репродукции картин изображающих осень и лето. Звучит музыка Вивальди “Осень”. )
Учитель: - С каким рисунком созвучна музыка.
Ученики: - Где изображена осень.
Учитель: - Почему? (Затем учитель читает поэтические строчки)
Октябрь уж наступает – уж роща отряхает
Последний лист с нагих своих ветвей
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой
Красою тихою, блистающей смиренно. (А.С.Пушкин)
Учитель: - Выберете существительные 1 склонения с этой репродукции.
Ученики: - Аллея, дорожка, береза, осина, роща.
Б. (Рисунки “Лебедь” и “Пингвин”. Музыка Сен-Санса “Лебедь”. После аналогичных вопросов звучат слова).
Глядь, поверх текучих вод
Лебедь белая плывет (А.С.Пушкин)
Учитель: - Найдите существительные 2 скл.
Ученики: Озеро, камыш, небо, месяц и т.д. (лебедь - определение рода вызывает сомнение, и учитель предлагает обратиться к словарю),
В) (Рисунки “Лошадь” и “Верблюд”. Музыка Свиридова “Тройка”.)
(Дети выбирают соответствующий рисунок)
(Звучат слова)
Я на коне скачу ретивом
И по горам и по полям
И вихрем веселюсь игривым,
Который мчится по степям. (А.С.Пушкин)
Учитель: - Находим существительные 3 скл.:
Ученики: Лошадь, ночь, метель, степь, упряжь.
Учитель: - Звучала прекрасная музыка, звучали стихи Александра Сергеевича Пушкина.
Стихи Пушкина – это словесная музыка. Пушкин – это целый мир. Ты будешь читать его, и открывать для себя новые и новые грани этого алмаза.
V. Итог урока.
(Учитель предлагает закончить фразы)
- Все существительные разбиваются ….
- Ко 2 склонению относятся существительные….
- К 3 склонению относятся существительные….
- К 1 склонению относятся существительные….
Учитель:- Кто считает, что он запомнил и усвоил данную тему? Что тебе понравилось на уроке?
Что вынес для себя нового?
VI. Домашнее задание.
(На дом предлагается творческое задание )
Составить текст- описание по опорным словам:
- Лебедь, царем
- белоснежное
- черные
- на шее, головка
- грудь
- скользит, по глади.
Например: Лебедя называют царем птиц. У него белоснежное оперенье. На длинной гибкой шее маленькая головка. Грудь у птицы величавая. Плавно скользит лебедь по озерной глади.