Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, так как наша речь является основной всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации).
Проблема развития речи занимает важное значение в начальном образовании. Но на практике упражнения в устной связной речи зачастую не решают задач развития речи детей. Речь школьников бедна, маловыразительна. Ученикам сложно перевести внутреннюю речь во внешнюю. Система развивающего обучения побуждает учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. Немало внимания уделяется развитию речи учащихся, овладению и лексическим богатством родного языка.
Развитие речи можно, конечно, в самом общем виде определить как длительный процесс постепенного расширения возможностей использования человеком языка как орудия познания и отражения действительности, орудия мышления и общения. Есть два основных пути развития речи.
Во-первых, развитие речи осуществляется в процессе применения языка в практической деятельности человека, при этом мы не только пользуемся уже имеющимися знаниями, умениями и навыками о языке, но и расширяем свои речевые возможности: узнаем новые слова, уточняем и расширяем свои знания о значениях слов, нормах их сочетания, учимся узнавать и понимать, а затем и употреблять новые грамматические формы и синтаксические конструкции, овладеваем новыми закономерностями построения связных высказываний и т. д
Во-вторых, развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения.
Развитие речи должно быть в центре внимания учителя, обучаются ли ученики чтению или письму, изучают ли элементы грамматики, упражняются ли в построении связных рассказов или выполняют задание по правописанию.
Развитие устной речи — одна из основных задач и один из важнейших методических принципов занятий по русскому языку в начальных классах.
Известно, что объем ежедневной речевой деятельности ребенка составляет около 10—13 тысяч слов. Легко установить, что запись этих слов займет в книге 25—40 страниц. Именно такой большой объем речевой деятельности и обеспечивает быстрый и интенсивный прирост речевых возможностей детей, создавая у окружающих обманчивое представление о легкости, с какой ребенок якобы усваивает свой язык. Однако это впечатление ошибочно, так как за этой внешней легкостью скрывается большой и серьезный ежедневный труд, но овладению языком, труд, требующий больших усилий и напряжения мысли.
В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Школа обязана научить питомцев мыслить нестандартно, нестереотипно. Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете определяется тем, что и как будет делать ученик.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
Кто не мечтает о творчестве? В нем человек видит свой идеал счастья: актриса силою своего таланта пробуждает совесть, заставляет рыдать и смеяться тысячи людей; художник творит чудо, передавая на полотне вечную прелесть мира и человеческих порывов; ученый и конструктор создают машину, самолет, корабль, которые им кажутся пределом мечты, науки и дизайна; учитель провидит в своих учениках Ломоносова, Козловского, Ахматову или просто добрую, любящую, заботливую маму. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни минуты и часы, окрыленные вдохновением: это были моменты счастья. Творчество — это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности
ребенка. Творчество следует развивать на различных занятиях; на уроках труда, музыки, математики, физической культуры, изобразительной деятельности, природоведения. Но развитие речи всегда было и остается главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Об этом писал К. Д. Ушинский: “Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ... ее поля, горы и долины, ... вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам…”
Развитие речи в школе — это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.
Через язык, ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями; через язык он приобщается к величайшим сокровищам — русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний. Язык вводит ребенка в общественную жизнь, дает ему возможность общаться как с близкими, так и дальними; весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Каждый речемыслительный акт есть разрешение проблемной ситуации, то есть акт творческий. Речь — канал развития интеллекта. К высказыванию применимо понятие шкалы: творческий элемент в нем тем выше, чем оно богаче содержанием и средствами выражения.
Работая в начальной школе, я поняла: грамотности учащихся можно добиться упорным ежедневным трудом, начиная с I класса. И помогают в этом игры. Несмотря на то, что для младших школьников возрастает роль учения и труда, игра сохраняет свое значение и помогает детям учиться. Игра формирует детское общение, закрепляет нормы и правила поведения не только в самой игре, но и вне ее, воспитывает интерес к окружающей жизни.
Наблюдая за играми детей, отметила, что у многих недостаточно развита речь, мал запас слов и даже нет четкого произнесения отдельных звуков. Поэтому я наметила работу по развитию речи, о которой хочу рассказать. Ведь среди многих задач воспитания и обучения, развитие речи, речевого общения — одна из главных.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет чистое произнесение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной; недостатки же речи могут привести к неуспеваемости. Вот почему, работая в классе выравнивания, использую много разных игр, приемов, которые способствуют развитию речи детей. Дидактические игры беру те, которые доступны детям, соответствуют их возможностям. Предлагаю некоторые игры. Чаще всего дети не произносят шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Игры, потешки, пословицы для дифференциации звуков [с] - [ш]
Шел козел с косой козой,
Шел козел с босой козой.
Шла коза с косым козлом,
Шла коза с босым козлом.
Закончи предложение
Цель: учить детей понимать причинные связи между явлениями; упражнять их в правильном подборе слов.
Я надела шубу, чтобы ... (чтобы было тепло..., чтобы пойти гулять..., чтобы не замерзнуть...)
Мы зажгли свет, потому что...
Полили рассаду, чтобы...
Скажи слово с нужным звуком
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Игра с мячом. Я предлагаю придумать слово со звуком [а] (бросаю мяч любому играющему). Ребенок: “Шапка”. Бросает дальше... Так мы закрепляем сначала все гласные, а потом согласные звуки. Затем я усложняю игру, предлагаю назвать согласные (гласный) звуки в начале слова, в середине или в конце. Эту игру хорошо проводить на перемене.
“Эхо” (дети повторяют 2-ю часть слова)
раскла... душка- душка-душка
неза... будка-будка-будка
кана... рейа-рейка-рейка
бала… лайка-лайка-лайка
погре... мушка-мушка-мушка
приба... утка-утка-утка
Предложить детям вспомнить, какие слова “договаривало” “эхо”.
Используя дидактические, ролевые, подвижные игры, я отметила, что мои дети становятся (не все и не сразу, конечно) доброжелательнее друг к другу, отзывчивее, у многих появился интерес к учебной деятельности. А это много значит. Развитие речи у ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
Особенностью ребенка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Почему бы не использовать это в учебном процессе? Поэтому, начиная с I класса, я учу детей сочинять сказки. Страна сказки - удивительная и таинственная, жестокая и добрая, умная и смешная. Заглянув в нее в детстве, люди и в зрелом возрасте часто путешествуют в сказочные миры
Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь ее, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс.
Кроме этого, в работе по развитию творческих способностей младших школьников решаются и многие другие проблемы: развивается эстетический вкус, формируются патриотические чувства, воспитывается доброе отношение к окружающему их миру. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно.
Для поддержания познавательной активности учащихся обеспечивающей достижения целей обучения, в практике работы школы используются не только разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, но и различные средства обучения. Знакомясь с педагогическим наследием В.А. Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: " Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка". Эти слова В. А. Сухомлинского помогли мне найти путь к развитию ребенка и выявлению его творческих способностей, раскрытию его "души".
В последнее время подчеркивается необходимость развития индивидуальных способностей, создание благоприятных условий для всестороннего, их развития для воспитания творческой личности.
И поэтому я работаю над этими задачами уже с 1 класса. Я стараюсь выработать умения и отработать определенные навыки чтения и письма. Моя цель - воспитание творческой личности. Я хочу развить у детей абстрактное мышление, пространственное воображение, произвольное внимание речь. Все это побуждает детей к активной самостоятельности, воспитывает взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.