Цели урока:
- Закрепить знания учащихся об основных классах неорганических веществ;
- Применить полученные знания при экспериментальном решении задач;
- Закрепить умения распознавать вещества, помещенные в склянках без этикеток по их физическим, химическим свойствам и по качественным реакциям на катионы и анионы, а также оформлять решение экспериментальных задач этого типа в отчете о практической работе;
- Закрепить умения учащихся составлять уравнения проведенных реакций в молекулярной и ионной формах;
- Совершенствовать умения объяснять наблюдения и результаты проводимых химических опытов;
- Закрепить знания учащихся о правилах техники безопасности при обращении с химическими реактивами.
Тип урока: урок-практическая работа
Организационная форма: урок-исследование
Методы: частично-поисковый, исследовательский, творческий.
Оборудование:
- Ватман для двух таблиц, маркеры.
- Приборы и реактивы:
Для группы №1 – 4 нумерованных пробирки с растворами: иодида калия, сульфата меди, хлорида аммония, карбоната калия; реактивы – нитрат серебра, серная кислота, гидроксид натрия; пустые пробирки 12 штук, спиртовка, спички, держатель.
Для группы №2 – 4 нумерованных пробирки с растворами: соляной кислоты, серной кислоты, карбоната натрия, хлорида бария; пустые пробирки 16 штук.
ХОД УРОКА
(Эпиграф урока на доске)
Опыт – вот учитель
жизни вечной.И. Гете
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА
I. Организационный момент. Постановка проблемы и задач урока.
II. Правила техники безопасности при проведении эксперимента.
III. Проведение химического эксперимента. Работа учащихся в группах.
IV. Рассказ о ходе эксперимента в 1 группе:
1) Цели эксперимента и общие этапы его проведения учащимися 1 группы на пути достижения цели.
2) Составление уравнений проведенных реакций в молекулярном и ионном видах.
3) Вывод о работе всей группы в целом, о достижении цели исследования и о его результатах.
Рассказ о ходе эксперимента во 2 группе:
1) Цели эксперимента и общие этапы его проведения учащимися 2 группы на пути достижения цели.
2) Составление уравнений проведенных реакций в молекулярном и ионном видах.
3) Вывод о работе всей группы, о достижении цели исследования и о его результатах.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
I. Организационный момент. Постановка проблемы и задач урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-лабораторная работа, урок-исследование. Химия – наука экспериментальная, и поэтому некоторые химические задачи можно решить с помощью опытов.
Опыт! Скажи, чем гордишься ты?
Что ты такое?
Ты – плод ошибок и слез,
Силам потраченным счет.
Всюду: “Что нового?” - слышишь.
Да вдумайся в старое прежде
В нем для себя ты найдешь,
Нового много, поверь! (А.Майков.)
Учитель: На нашем практическом занятии вы будете решать химические задачи экспериментально. При решении экспериментальных задач можно использовать тот же порядок действий, которого вы придерживались на практических работах и при оформлении отчетов к ним:
a. Что сделано (название опыта и его цель; рисунок ответа с поясняющими надписями; уравнения химических реакций.)
b. Что наблюдали (признаки и условия проводимых реакций.)
c. Выводы, ответы на поставленные в задаче вопросы.
Особенностью экспериментального решения задач является то, что для опыта берут не все вещество, а часть его, т.е. отливают или отсыпают порцию – “пробу” объемом примерно 1 мл. При распознавании веществ, при проведении нескольких разных опытов с одним веществом или при решении задач разными способами берут несколько проб.
Сегодня ивам предстоит стать экспериментаторами! Наш эксперимент мы будем проводить в двух группах. Каждая группа получает задание исследовательского характера.
(В классе присутствуют две группы учащихся по 8 человек.)
Задание №1
В нумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: сульфата меди, хлорида аммония, карбоната калия, иодида калия.
Также имеются следующие реактивы: серная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра.
С помощью перечисленных реактивов, и, проделав необходимые химические реакции, определите, в каких пробирках что находится.
Задание №2
Не пользуясь никакими другими реактивами, распознайте водные растворы выданных вам веществ, находящихся в нумерованных пробирках.
Выданные вещества: соляная кислота, карбонат натрия, хлорид бария, серная кислота.
Учитель: Но прежде, чем приступить к практической работе, давайте вспомним 5 советов, используемых при решении экспериментальных задач.
(На столах учащихся – “5 советов решающему экспериментальные задачи”)
Пять советов решающему экспериментальные задачи:
- Не начинайте эксперимент до тех пор, пока не составите его подробный план (обоснование и техника проведения опытов).
- Обязательно запишите свои наблюдения и их объяснения.
- Не выбрасывайте полученные вещества, а сохраняйте их до конца работы.
- Если нужно определить содержимое пробирок, то берите небольшие пробы веществ, не проводите опыты со всем веществом.
- Во время эксперимента соблюдайте правила безопасной работы, не мешайте окружающим: не кричите, не лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь класс посмотреть, что у вас получилось.
II. Правила техники безопасности при обращении с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Учитель: При выполнении любого химического эксперимента вы должны соблюдать правила техники безопасности. Сейчас вы познакомились с предложенными исследовательскими заданиями. А как вы думаете, какие правила техники безопасности вы должны соблюдать при выполнении опытов?
(Отвечают учащиеся из разных групп.)
III. Работа учащихся в группах. Проведение химического эксперимента.
Учитель: Сейчас каждая группа может приступить к выполнению своего задания.
На ваших столах находятся – таблица растворимости, таблица Д.И.Менделеева, приборы и реактивы согласно описанию лабораторной работы, а также рекомендации по проведению исследования.
Рекомендации по ходу определения:
1. Запишите формулы всех веществ, о которых идет речь в задаче, а под ними название класса, к которому принадлежит вещество.
2. Вспомните химические свойства веществ данных классов, а также их качественные реакции.
3. Определите, какие реактивы нужно использовать, чтобы различить вещества, относящиеся к этим классам соединений.
4. Подумайте, по каким признакам можно различить соединения, данные в задаче, при использовании этих реактивов.
5. Проведите необходимые реакции.
6. Если в задаче не предлагается использовать никаких других реактивов, кроме исходных веществ, запишите свои наблюдения в таблицу вида:
Вещество № 1 | Вещество № 2 | Вещество № 3 | Вещество № 4 | Вещество № 5 | |
Вещество 1 | |||||
Вещество 2 | |||||
Вещество 3 | |||||
Вещество 4 | |||||
Вещество 5 |
В случае распознавания веществ с помощью определенного реактива (или реактивов) таблица будет иметь вид:
Вещество | Реактив № 1 | Реактив № 2 | Реактив № 3 | Наблюдения | Уравнения реакций | Вывод |
Пробирка № 1 | ||||||
Пробирка № 2 | ||||||
Пробирка № 3 | ||||||
Пробирка № 4 | ||||||
Пробирка № 5 |
IV. Рассказ о ходе эксперимента в 1 группе.
Учитель: Группы завершили свою работу и мы можем предоставить им слово. Начинаем с 1 группы.
(Один учащийся из группы рассказывает о целях и ходе проведения эксперимента в 1 группе согласно схеме-таблице, которую демонстрирует присутствующим. Он описывает наблюдения и изменения, происходящие с веществами при добавлении того или иного реактива. В это время 4 учащихся группы записывают на доске уравнения происходящих реакций в молекулярной и ионной формах. Затем каждое уравнение комментируется и объясняется. Один из учащихся делает выводы по результатам исследования.)
V. Рассказ о ходе эксперимента во 2 группе.
Учитель: Слово представляется учащимся 2 группы.
(Один учащийся из группы рассказывает о целях и ходе проведения эксперимента во 2 группе согласно схеме-таблице, которую демонстрирует присутствующим. Он описывает наблюдения и изменения, происходящие с веществами при добавлении того или иного реактива. В это время 6 учащихся группы записывают на доске уравнения происходящих реакций в молекулярной и ионной формах. Затем каждое уравнение комментируется и объясняется. Один из учащихся делает выводы по результатам исследования.)
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Учитель: Эксперимент играет огромную роль в изучении химии. А исследовательская работа вызывает большой интерес у многих учащихся. Надеюсь, сегодня вам было интересно заниматься исследованием.
Опыт любите – основу предмета,
Читайте, думайте и наблюдайте!
Умейте найти на все ответы,
Жизнь цените, творите, мечтайте!
Изучайте химию, и вы сможете распознать любые предложенные вещества!