Решение экспериментальных задач по неорганической химии

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Закрепить знания учащихся об основных классах неорганических веществ;
  2. Применить полученные знания при экспериментальном решении задач;
  3. Закрепить умения распознавать вещества, помещенные в склянках без этикеток по их физическим, химическим свойствам и по качественным реакциям на катионы и анионы, а также оформлять решение экспериментальных задач этого типа в отчете о практической работе;
  4. Закрепить умения учащихся составлять уравнения проведенных реакций в молекулярной и ионной формах;
  5. Совершенствовать умения объяснять наблюдения и результаты проводимых химических опытов;
  6. Закрепить знания учащихся о правилах техники безопасности при обращении с химическими реактивами.

Тип урока: урок-практическая работа

Организационная форма: урок-исследование

Методы: частично-поисковый, исследовательский, творческий.

Оборудование:

  1. Ватман для двух таблиц, маркеры.
  2. Приборы и реактивы:

Для группы №1 – 4 нумерованных пробирки с растворами: иодида калия, сульфата меди, хлорида аммония, карбоната калия; реактивы – нитрат серебра, серная кислота, гидроксид натрия; пустые пробирки 12 штук, спиртовка, спички, держатель.

Для группы №2 – 4 нумерованных пробирки с растворами: соляной кислоты, серной кислоты, карбоната натрия, хлорида бария; пустые пробирки 16 штук.

ХОД УРОКА

(Эпиграф урока на доске)

Опыт – вот учитель
жизни вечной.

И. Гете

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА

I. Организационный момент. Постановка проблемы и задач урока.

II. Правила техники безопасности при проведении эксперимента.

III. Проведение химического эксперимента. Работа учащихся в группах.

IV. Рассказ о ходе эксперимента в 1 группе:

1) Цели эксперимента и общие этапы его проведения учащимися 1 группы на пути достижения цели.

2) Составление уравнений проведенных реакций в молекулярном и ионном видах.

3) Вывод о работе всей группы в целом, о достижении цели исследования и о его результатах.

Рассказ о ходе эксперимента во 2 группе:

1) Цели эксперимента и общие этапы его проведения учащимися 2 группы на пути достижения цели.

2) Составление уравнений проведенных реакций в молекулярном и ионном видах.

3) Вывод о работе всей группы, о достижении цели исследования и о его результатах.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

I. Организационный момент. Постановка проблемы и задач урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-лабораторная работа, урок-исследование. Химия – наука экспериментальная, и поэтому некоторые химические задачи можно решить с помощью опытов.

Опыт! Скажи, чем гордишься ты?
Что ты такое?
Ты – плод ошибок и слез,
Силам потраченным счет.
Всюду: “Что нового?” - слышишь.
Да вдумайся в старое прежде
В нем для себя ты найдешь,
Нового много, поверь! (А.Майков.)

Учитель: На нашем практическом занятии вы будете решать химические задачи экспериментально. При решении экспериментальных задач можно использовать тот же порядок действий, которого вы придерживались на практических работах и при оформлении отчетов к ним:

a. Что сделано (название опыта и его цель; рисунок ответа с поясняющими надписями; уравнения химических реакций.)

b. Что наблюдали (признаки и условия проводимых реакций.)

c. Выводы, ответы на поставленные в задаче вопросы.

Особенностью экспериментального решения задач является то, что для опыта берут не все вещество, а часть его, т.е. отливают или отсыпают порцию – “пробу” объемом примерно 1 мл. При распознавании веществ, при проведении нескольких разных опытов с одним веществом или при решении задач разными способами берут несколько проб.

Сегодня ивам предстоит стать экспериментаторами! Наш эксперимент мы будем проводить в двух группах. Каждая группа получает задание исследовательского характера.

(В классе присутствуют две группы учащихся по 8 человек.)

Задание №1

В нумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: сульфата меди, хлорида аммония, карбоната калия, иодида калия.

Также имеются следующие реактивы: серная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра.

С помощью перечисленных реактивов, и, проделав необходимые химические реакции, определите, в каких пробирках что находится.

Задание №2

Не пользуясь никакими другими реактивами, распознайте водные растворы выданных вам веществ, находящихся в нумерованных пробирках.

Выданные вещества: соляная кислота, карбонат натрия, хлорид бария, серная кислота.

Учитель: Но прежде, чем приступить к практической работе, давайте вспомним 5 советов, используемых при решении экспериментальных задач.

(На столах учащихся – “5 советов решающему экспериментальные задачи”)

Пять советов решающему экспериментальные задачи:

  1. Не начинайте эксперимент до тех пор, пока не составите его подробный план (обоснование и техника проведения опытов).
  2. Обязательно запишите свои наблюдения и их объяснения.
  3. Не выбрасывайте полученные вещества, а сохраняйте их до конца работы.
  4. Если нужно определить содержимое пробирок, то берите небольшие пробы веществ, не проводите опыты со всем веществом.
  5. Во время эксперимента соблюдайте правила безопасной работы, не мешайте окружающим: не кричите, не лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь класс посмотреть, что у вас получилось.

II. Правила техники безопасности при обращении с химическими веществами и лабораторным оборудованием.

Учитель: При выполнении любого химического эксперимента вы должны соблюдать правила техники безопасности. Сейчас вы познакомились с предложенными исследовательскими заданиями. А как вы думаете, какие правила техники безопасности вы должны соблюдать при выполнении опытов?

(Отвечают учащиеся из разных групп.)

III. Работа учащихся в группах. Проведение химического эксперимента.

Учитель: Сейчас каждая группа может приступить к выполнению своего задания.

На ваших столах находятся – таблица растворимости, таблица Д.И.Менделеева, приборы и реактивы согласно описанию лабораторной работы, а также рекомендации по проведению исследования.

Рекомендации по ходу определения:

1. Запишите формулы всех веществ, о которых идет речь в задаче, а под ними название класса, к которому принадлежит вещество.

2. Вспомните химические свойства веществ данных классов, а также их качественные реакции.

3. Определите, какие реактивы нужно использовать, чтобы различить вещества, относящиеся к этим классам соединений.

4. Подумайте, по каким признакам можно различить соединения, данные в задаче, при использовании этих реактивов.

5. Проведите необходимые реакции.

6. Если в задаче не предлагается использовать никаких других реактивов, кроме исходных веществ, запишите свои наблюдения в таблицу вида:

  Вещество № 1 Вещество № 2 Вещество № 3 Вещество № 4 Вещество № 5
Вещество 1          
Вещество 2          
Вещество 3          
Вещество 4          
Вещество 5          

В случае распознавания веществ с помощью определенного реактива (или реактивов) таблица будет иметь вид:

Вещество Реактив № 1 Реактив № 2 Реактив № 3 Наблюдения Уравнения реакций Вывод
Пробирка № 1            
Пробирка № 2            
Пробирка № 3            
Пробирка № 4            
Пробирка № 5            

IV. Рассказ о ходе эксперимента в 1 группе.

Учитель: Группы завершили свою работу и мы можем предоставить им слово. Начинаем с 1 группы.

(Один учащийся из группы рассказывает о целях и ходе проведения эксперимента в 1 группе согласно схеме-таблице, которую демонстрирует присутствующим. Он описывает наблюдения и изменения, происходящие с веществами при добавлении того или иного реактива. В это время 4 учащихся группы записывают на доске уравнения происходящих реакций в молекулярной и ионной формах. Затем каждое уравнение комментируется и объясняется. Один из учащихся делает выводы по результатам исследования.)

V. Рассказ о ходе эксперимента во 2 группе.

Учитель: Слово представляется учащимся 2 группы.

(Один учащийся из группы рассказывает о целях и ходе проведения эксперимента во 2 группе согласно схеме-таблице, которую демонстрирует присутствующим. Он описывает наблюдения и изменения, происходящие с веществами при добавлении того или иного реактива. В это время 6 учащихся группы записывают на доске уравнения происходящих реакций в молекулярной и ионной формах. Затем каждое уравнение комментируется и объясняется. Один из учащихся делает выводы по результатам исследования.)

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Учитель: Эксперимент играет огромную роль в изучении химии. А исследовательская работа вызывает большой интерес у многих учащихся. Надеюсь, сегодня вам было интересно заниматься исследованием.

Опыт любите – основу предмета,
Читайте, думайте и наблюдайте!
Умейте найти на все ответы,
Жизнь цените, творите, мечтайте!

Изучайте химию, и вы сможете распознать любые предложенные вещества!