Теоретический семинар "Современный урок"

Разделы: Администрирование школы


Цель: Рассмотреть ключевые проблемы необычных уроков и способы их преодоления. Познакомить с классификацией и системой необычных уроков, с основными способами организации работы учителя с учениками в различных формах современного урока.

“Привычка – это вторая натура”, гласит древняя мудрость. Слово “натура” издревле понималось в двух значениях, как природа и как человеческая сущность. Сегодня этот афоризм приобретает и не совсем явный смысл: привычка – это вторая основа человеческой личности. Сокровища мудрости, научно оформленные в энциклопедиях, уточняют: “вторая природа” - это созданные самим человеком условия его существования.

А вот от того, каким образом привычки были выработаны, т.е., откуда и в результате каких внешних воздействий или взаимодействий они появились, зависит качество поведения. Значит, есть разные уроки, благодаря которым вырабатываются разные потребности и привычки поведения: относиться к знаниям с познавательной активностью, заинтересованно, потребительски, поверхностно, безразлично.

Наши выпускники входят в жизнь после такого обучения с твердой уверенностью, что и в дальнейшем все будет также весело, увлекательно и, главное – беззаботно. Но жизнь-то стала другой, в ней никому ничего не дается просто так. В реальной жизни всего надо добиваться самому, не теряя при этом человеческого достоинства. И учителя все это прекрасно понимают, но действуют так, как рекомендует наука.

Самое время обратиться к более глубоким основам обычного и необычного, как бесспорных стимулов познавательного интереса и творческой активности на уроке.

Смысл обычного в русском языке многозначен: словари относят сюда понятия обыденного, распространенного, общепринятого, обыкновенного, заурядного, рядового, дюжинного, ординарного. Как видим, направленность синонимов весьма нейтральна. Есть в них и позитивные значения: обычный – это нормальный и даже – постоянный. Поэтому можно сказать, что обычный урок – это хорошо, как проверенный временем залог нормального и стабильного познания для нормальной и стабильной жизни.

Все проблемы нашего удивительного российского общества сошлись сегодня в одно критической точке – современной школе. От нее все еще зависит, куда повернет наше медленно запрягающее, но быстро едущее общество. Именно здесь, на уроке, идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию – как своему, так и всего общества.

Все это – обычные уроки нашей повседневной жизни. Ведь урок – это не только “основная форма организации учебного процесса”. Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ – НЕ СОВСЕМ ОБЫЧНЫЙ – СОВСЕМ НЕОБЫЧНЫЙ

Нетрадиционный урок также считается необычным по замыслу, организации и методике проведения. Можно выделить два основных подхода.

Первый подход трактует нетрадиционный урок как отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов.

При втором подходе имеются в виду формы урока, появившиеся в последнее время и завоевывающие все более прочные позиции в современной школы.

В рамках заданной программой обучения общей цели, не совсем обычные уроки преследуют свою собственную цель: поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие уроки по объему и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя не совсем обычный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Совсем необычный урок как бы развивает те процессы, которые начались в не совсем обычном уроке по всем параметрам, от собственной цели и содержания до форм и методов. Возникает необходимость различать эти удивительные виды педагогической деятельности. Поскольку речь идет о сравнении по основаниям (цели, содержание и т.д.), появляется возможность классифицировать уроки, т.е. отнести их к разным классам (разрядам), чтобы четче представлять работу и с целью, и с содержанием, и с методами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИЛИ ТИПОЛОГИЯ?

Классификация, т.е. распределение по разрядам (классам), помогает выделить общие основания в том случае, когда приходиться выбирать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из очень большого количества информации. Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков – огромное количество, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям ни об уроке, ни о методе. Выбирая из этого массива именно ту информацию, которая необходима, учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие-либо научные основания.

Такой “выбор” приводит к существенным недостаткам, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса:

1. Стихийность и бессистемность использования.

Исключение составляют лишь уроки лекционно-семинарской системы, пришедшие из практики высшей школы и поэтому сравнительно полно обоснованные. Но эта система применяется главным образом в старших классах и не включает ряда новых форм уроков.

2. Отсутствие прогноза положительных изменений – роста качества знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся.

Не все учителя могут определить главную идею урока, его развивающие возможности.

3. Преобладание репродуктивных технологий обучения: внимание обращается преимущественно на форму организации учебного процесса, а не на его содержание.

Это сказывается на количестве и содержании выводов и умозаключений, итоговых форм деятельности.

4. Перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим.

Особенно это относится к интегрированным урокам, учебным конференциям, иногда занимательным формам уроков. Отсутствуют этапы общения, преобладает работа с фактическим материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны учащимся, однако их образовательная и развивающая нагрузка незначительна.

Типология – это распределение по типам, т.е. по различным образцам чего-либо, а не по основаниям.

Типы уроков

В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам, например, интегрированные уроки-исследования. Так, на интегрированных уроках учащиеся могут усваивать новые знания по разным учебным предметам, их нередко ведут два-три учителя. Однако если они проводятся на известном учащимся материале, то это скорее уроки систематизации знаний, их обобщения и повторения. То же можно сказать и об уроках-путешествиях, экспедициях.

Если они заканчиваются описанием территории или компонентов ее природы, то это – уроки получения новых знаний, а если учитель распределяет роли учащихся по географическим “специальностям”, выделяя геоморфологов, климатологов, гидрологов и др., учит описывать компоненты природы, то это скорее уроки формирования новых знаний и умений. Возможно включение подобных уроков и в группу комбинированных.

Особенно сложно классифицировать уроки игровой формы. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки-экспедиции, исследования)..

  • уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ НЕОБЫЧНЫХ УРОКОВ

1. Уроки с измененными способами организации

Урок-лекция “Парадокс”. Лекция-обзор. Защита знаний. Защита идей. Урок вдвоем. Урок встреча. Урок взаимоконтроля. Урок творческого применения.

2. Уроки, опирающиеся на фантазию

Урок-инструктаж. Урок-сказка. Урок творчества. Урок-творческий отчет. Урок-сочинение. Урок-осмотр выставки. Урок-вернисаж. Театрализованный урок (Спектакль, салон, сказка, студия, сюрприз). Урок-психодрамма. Урок имитационного моделирования. Урок диалога культур.

3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ.

Урок-экскурсия.

Виды: по содержанию учебного материала (тематические, комплексные); по месту проведения; по основной дидактической цели и месту данной экскурсии в изучении темы. По времени проведения относительно изучаемых тем: вводные, предварительные, текущие, сопровождающие итоговые или заключительные; комплексные.

Формы: исторические экскурсии по изучаемому предмету, кино, телеэкскурсии. Уроки обобщающего повторения по теме, разделу, курсу в форме экскурсии. Урок – заочная экскурсия. Урок-комплексная экскурсия. Урок-экспедиция. Урок-защита туристических проектов.

Урок-выпуск “живой” газеты. Путешествие в прошлое (в будущее). Заочное путешествие по стране.

4. Уроки с игровой состязательной основой

Урок-игровая технология. Урок с дидактической игрой. Виды: обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Урок-ролевая игра. Виды: имитационные (направлены на имитацию определенного профессионального действия), ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации), условные (решение, например, учебных или производственных конфликтов).

Формы: воображаемые путешествия. Дискуссии на основе распределения ролей. Пресс-конференции. Урок-игра “Придумай проект”. Урок-проверочный кроссворд. Урок в форме “Лото”. Обобщающие уроки “Лото”. Урок “Домино”. Урок-соревнование. Урок-игра (обсуждение). Урок-турнир. Урок-блиц-турнир. Урок типа “Следствие ведут знатоки”. Урок-игра “Клуб знатоков”.

Урок-деловая игра. Виды: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Урок-КВН. Игра-обобщение. “Что? Где? Когда?” Урок “Что? Где? Как?” Урок-эстафета. Урок-путешествие (виды: обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры). Урок изобретательства или защиты ученических проектов. Урок “Погоня за пятерками”. Урок “Час воспоминаний или встреча с прошлым”.

Урок-игра “Морской бой”. Урок – учебный бой. Урок – игра “Кто лучше знает и помнит”. Урок-игра “Восхождение”. Урок “Счастливый промысел”. Урок-игра “Крестики – нолики”. Обобщающий урок – викторина. Урок-состязание. Урок-конкурс. Урок “Погружения в древность”. Игры-тренинги. “Звездный час”. Обобщающий урок-защита. “Поле чудес”.

5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации

Урок – общественный смотр знаний. Урок-семинар. Урок-семинар в игровой форме. Итоговое собеседование. Урок зачет. Урок-групповой зачет. Урок-беседа. Урок-консультация (виды: тематические и целевые (уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д.)... Урок-практикум. Урок моделирования.

6. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала.

Урок взаимообучения. Уроки, которые ведут ученики. Урок “Эврика”. Урок-размышление. Урок-обозрение. Урок-решение. Урок-аннотация. Урок-монолог. Урок памяти. Урок открытых мыслей. Урок “Линия самореализации”. Урок “Мой поэт”. Урок осмысления жанра эссе. Урок-панорама. Урок открытого письма. Урок-устный журнал. Философский урок. Урок жизни. Урок-заказ. Урок-диалог. Урок отрицания. Урок портрет (виды: “урок-монтаж”, “урок-представление”). Урок любви.

7. Уроки по аналогии с организованными событиями

Урок-аукцион. Урок-ярмарка. Урок-конференция. Урок пресс-конференция. Урок -защита диссертации. Урок-юбилей. Урок-суд. Тематический урок. Урок-“редакция”. Конференция-диспут. Урок-конференция с целью профориентации. Урок-“бенефис”. Урок-посвящение. Урок-медицинский консилиум. Урок-концерт.

8. Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности

Урок-исследование. Урок-исследовательское занятие. Урок-интервью. Урок-диспут. Урок-дискуссия (виды: диалоги, групповые, массовые дискуссии). Урок-структурированная дискуссия. Урок-проблемно-проектная дискуссия. Урок-экспертиза. Урок-регламентированная дискуссия. Дискуссия с элементами игрового моделирования. Урок-командная дискуссия (дебаты). Урок-парная дискуссия (“вертушка”). Дискуссия – “круглый стол”. Урок-киностудия. Урок-“мозговая атака”. Урок-“мозговая атака 66” (по Д. Филипсу). Урок-“мозговой штурм”. Урок-“Двойное кольцо Сократа”.

УРОКИ С ИЗМЕНЕННЫМИ СПОСОБАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Урок-лекция

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

Основные условия организации урока в форме лекции.

1. Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.

2. В случае использования укрупненной дидактической единицы.

3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме. так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.

4. Введение в тему.

5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.

6. Применение знаний для решения практических задач.

В проблемно-развивающем обучении предлагается следующая типология лекций.

1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках. графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

4. Лекция-пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

5. Лекция-консультация близка по типу к лекции – пресс-конференции. Различие – приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод “живой ситуации”.

7. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Урок-записан на видиокассету

УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ “ЦВЕТОК”

Цель: проверить и закрепить знания учащихся по изучаемому ранее материалу; развивать мыслительную деятельность, сообразительность. смекалку; прививать интерес к биологии, воспитывать бережное отношение к цветам.

Оборудование: комнатные цветы, букеты засушенных цветов. Таблица “Строение цветка”. Табло с названием игр.

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята. Мы с вами изучили одно из самых прекрасных созданий природы – цветок. Сегодняшний наш урок не совсем обычный – урок-игра, который мы начнем с Вами с загадок о цветах.

На воде увидел ты,
Это жители реки
На ночь прячут лепестки. (Лилия водяная).

Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки).

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа).

Эй, звоночки,
Синий цвет –
С языком,
А звону нет. (Колокольчик).

Какой-то серенький букетик
Домой я утром принесла,
Другой пройдет, и не заметит,
Ни дать ни взять – одна метла.
В стакан из любопытства ткнула
С холодной ключевой водой.
Под вечер на него взглянула...
А мой букетик-то живой! (Багульник).

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.(Колокольчик).

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка.
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик).

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха).

На травинке солнцем бьется,
С ветерком на небо рвется.
Но совсем не горячи
Солнца этого лучи. (Ромашка).

Будто нарисован мелом,
Из-под снега, наконец
Вылез он в берете белом,
Хоть и мал, да удалец! (Подснежник).

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием, а теперь давайте поиграем в игры.

Игра “ДОГАДАЙСЯ”

В зашифрованном здесь предложении все слова стоят на своих местах, а вот буквы в них переставлены. Поставьте перепутанные буквы на свои места.

(Котцев – воздымниейни урокчонейны пегбо.

Ответ: цветок – видоизмененный укороченный побег).

Игра “ТРИ НОТЫ”

С помощью трех нот здесь зашифровано биологическое понятие. Расшифруйте.

(Цветодокре – ормиган седоменреномиго раздомнорежеминия.

Ответ: Цветок – орган семенного размножения).

Игра “ЦВЕТОК”

Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.

1. – – вяз – Завязь
2. Л – п – ст – к Лепесток
3. Лобикст Столбик
4. Ц – е – – нож – – Цветоножка

После просмотра видио-урока - обсуждение. Проводится рефлексия. Можно рассмотреть несколько видио-уроков.