Разработка классного часа "Путешествие по Царскому Селу"

Разделы: Классное руководство


Цели

  1. Познакомить учащихся с достопримечательностями Государственного музея-заповедника "Царское Село"
  2. Рассказать о лицейском периоде в жизни А.С. Пушкина
  3. Развивать чувство прекрасного, помочь увидеть прекрасное вокруг себя
  4. Убедиться в том, что окружающий мир, окружение влияет на чувства человека
  5. Повысить культурный уровень учащихся.

Подготовительный этап

  1. Подобрать музыку или песню о своем поселке или родном крае
  2. Попросить учащихся сочинить небольшое стихотворение о родном крае
  3. Дать детям задание выучить наизусть по одному четверостишию из стихотворений А.С. Пушкина, которые они будут читать на фоне слайдов.

Дубравы, где в тиши свободы
Встречал я счастьем каждый день,
Ступаю вновь под ваши своды,
Под вашу дружескую тень.

И для меня воскресла радость,
И душу взволновали вновь
Моя потерянная младость,
Тоски мучительная сладость
И сердца первая любовь.

И я слыхал, что божий свет
Единой дружбою прекрасен,
Что без нее отрады нет,
Что жизни б путь нам был ужасен,
Когда б не тихой дружбы свет.
“Дубравы, где в тиши свободы…”

Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О, ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой.

Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось
И где взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой.

Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов!...
Да вновь увижу я ковры густых лугов,

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую долину,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.

Другой пускай поет героев и войну,
Я скромно возлюбил живую тишину,
И, чуждый призраку блистательному славы,
Вам, Царского Села дубравы,
Отныне посвятил безвестный музы друг
И песни мирные и сладостный досуг.

“Царское село”

Оборудование

  1. Мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран);
  2. Запись песни о родном крае;
  3. На доске плакаты с изображениями:

Приложение

а) памятника Пушкину в Лицейском саду Р.Р. Баха; <Рисунок 1>

б) скульптуры лебедя. <Рисунок 2>.

Возле первого плаката стихи:

“Смуглый отро бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.”

Анна Ахматова

Возле второго плаката –

“Там стала лебедем Фелица
И бронзой Пушкин молодой”

Иннокентий Анненский

Ход классного часа

Приложение

Звучит песня “Таксимовский вальс”. Авторы Шаманские

– Сочинил ли кто-нибудь стихи о родном крае?

Звучат стихи о родном крае.

– Почему возникли эти стихи, мелодия? (Мы родились, живем здесь и поэтому любим родной край, природу. Она влияет на наши чувства, эмоции, нам хочется сочинять стихи и песни).

Вот точно также влияла природа, архитектура Царского Села на чувства великого русского поэта А.С. Пушкина.

Сегодня, 19 октября, День поэзии. В истории русской культуры он отмечен как День Царскосельского лицея. В этот день в 1811 году открылся Императорский Царскосельский лицей, в котором учился А.С. Пушкин, оставивший нам столько замечательных творений.

Мы предлагаем совершить небольшое путешествие по Царскому Селу, чтобы и вы могли полюбоваться его видами, пейзажами, понять, почему же юный Александр Пушкин на всю жизнь запомнил годы пребывания в нем.

Слайд 1. “Титульный. Путешествие по Царскому Селу”.

Слайд 2. <Рисунок 1>

Смуглый отрок бродил по аллеям, 
У озерных грустил берегов, 
И столетие мы лелеем 
Еле слышный шелест шагов.” 

Анна Ахматова 

Слайд 3. <Рисунок 2>

В 1799 г. в Москве   родился  человек, которому суждено было прославить свою родину и стать ее славой.  Бог дал ему горячее и смелое сердце и дивный дар мелодией  слов   сладко волновать сердца. Жребий  судил   ему  короткую  и  тревожную  жизнь   и  ряд страданий. Сам он оставил миру труд,   ценность  которого  неизмерима. Этого человека звали Александр Сергеевич Пушкин.

Судьба тесно связала имя Пушкина с Царским Селом.  Здесь Пушкин провел 6 с половиной лет; в садах Царского Села зацветал  его дивный талант. Кто не помнит стихотворений и   отдельных  строф,  посвященных   Пушкиным Царскому Селу, например, этих:  

Слайд 4. <Рисунок 3>

В те дни в таинственных долинах
Весной при кликах лебединых
Близ вод, сиявших в тишине
Являться муза стала мне.

Слайд 5. <Рисунок 4>

Пушкина привезли в Царское Село в 1811 г., когда ему было 12 лет. Он поступил учиться в Царскосельский Лицей.

Четырехэтажный дом, стоящий около самой Знаменской церкви, и доныне называется Лицеем. В нем с 1811 по 1843 год, помещался Императорский Царскосельский Лицей.

Лицей был основан по мысли Императора Александра I с целью “образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и состоявшего из отличнейших воспитанников знатных фамилий”.

В 4 этаже, с окном в сад, была комната, носившая по порядку № 14.

В ней и жил Александр Пушкин.

Слайд 6. <Рисунок 5>

Здание Лицея простых, строгих форм, традиционных для русского классицизма, образует вместе с церковным флигелем Большого (Екатерининского) дворца единый архитектурный ансамбль, необычный и по своему композиционному построению и своеобразной красоте. Строил здание при Екатерине II архитектор Илья Неелов.

Слайд 7. <Рисунок 6>

Здание Лицея осталось неизменным со времен Пушкина.

Слайд 8. <Рисунок 7>

Лицею были переданы сад и роща, окружавшая Знаменскую церковь. На устройство сада в 1818 г. Государь отпустил из своих средств 18 тысяч рублей.

Около церковной ограды первым лицейским выпуском был устроен дерновый пьедестал, в который вделана мраморная доска с надписью: “Genio loci”, т. е., гению — покровителю здешних мест. Лицеисты шаля, запрыгивали на камень с надписью "Места гению". (В 1900 году здесь был установлен памятник А. С. Пушкину работы скульптора Р. Р. Баха. Юноша Пушкин в небрежно распахнутом сюртуке лицеиста сидит в глубоком раздумье на скамье, подобные которой и теперь можно видеть в Екатерининском парке).

“Собственный лицейский сад (его называли оградой “был довольно обширен и отенен  старыми широковетвистыми деревьями. У каждого класса был в ограде свой садик, а старший курс имел их несколько. В своем садике они сажали деревья, а весною цветы, устраивали беседки и дорожки, одним словом, были полными хозяевами, а начальство в их распоряжения не вмешивалось.

Перед 4-х этажным зданием лицея была расположена широкая и во всю длину дома площадка, усыпанная песком, на которой играли в лапту, чехарду и бары”. 

10. Слайд 9. <Рисунок 8>

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Уважение к личности воспитанника и забота о его здоровье проявлялась и в том, что у каждого из них была отдельная комната. Эти комнаты находятся на четвертом этаже здания.

Комната Пушкина — N 14 — одно из наиболее волнующих мест Лицея.

Здесь, в этой маленькой “каморке тесной”, юный поэт создавал первые свои стихи, здесь он размышлял, читал, оставаясь один, здесь он по вечерам беседовал вполголоса через перегородку с Пущиным.

В романе “Евгений Онегин” поэт вспомнит свою “студенческую келью” озаренной светом поэтического вдохновения:

Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

Слайды 10, 11.

Кроме учебы, у лицеистов было и свободное время. Вот что писали они своим родным: “Наше Царское Село в летние дни есть Петербург в миниатюре. У нас есть вечерние гуляния, в саду музыка и песни, иногда театры.”

Зимой по вечерам устраивались чтения в зале, знакомились с обычаями света, ездили на нескольких тройках за город завтракать или пить чай в праздничные дни, в саду, на пруде катались с гор и на коньках.

Наклонность к литературе составляла характеристическую черту лицейского воспитания. Между прочим, воспитанники выдумали довольно замысловатую игру. Составив один общий кружок, они обязывали каждого или рассказать повесть, или по крайней мере начать ее. В последнем случае следующий за рассказчиком принимал ее на том месте, где она остановилась, другой развивал ее далее, третий вводил новые подробности и так до окончания, которое иногда не скоро являлось. Дельвиг первенствовал на этой, так сказать, гимнастике воображения; его никогда нельзя было застать врасплох: интриги, завязки и развязки были у него всегда готовы. Пушкин уступал ему в способности придумывать наскоро происшествия и часто прибегал к хитрости. Помнят, что он раз изложил изумленным и восхищенным слушателям своим историю двенадцати спящих дев, умолчав об источнике, откуда почерпнул ее. Между тем, при таком же случае, он еще в грубых чертах, разумеется, передал и две повести, им самим придуманные: “Метель” и “Выстрел”, которые позднее явились в повестях Белкина. (П.В. Анненков. Материалы, 18). В Лицее появилось великое множество рукописных изданий: “Сарско-сельские лицейские газеты”, “Лицейский Мудрец” и другие. Были здесь смешные описания различных происшествий из лицейской жизни, письма, статьи и стихи лицейских прозаиков и поэтов, рисунки. “Пушкин, — вспоминал Иван Пущин, — потом постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр[очее”

Откуда черпали свое творческое вдохновение лицеисты?

Пройдемся вместе с вами по садам Екатерининского и Александровского парков…

Слайд 12. <Рисунок 9>

Вид на парадную площадь Екатерининского дворца.

Екатерининский дворец сказочным замком возвышается на вершине холма, давшего название будущей царской резиденции - Царское Село. Когда-то называлось это место по-фински "Саари мойс", что в переводе означало "возвышенное место".

Слайд 13. <Рисунок 10>

Регулярный парк возле Екатерининского дворца. (Екатерининский парк делился на 2 части. До Камероновой галереи – регулярный парк, далее – пейзажный).

Слайд14. <Рисунок 11>

Вид сверху на Камеронову галерею.

В архитектурный ансамбль Ч. Камерона входит ряд построек различного назначения, объединенных общим художественным решением: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, Висячим и Цветным садиками и Пандус.

Еще в начале 1770-х годов у императрицы Екатерины II возник замысел выстроить архитектурное сооружение в греко-римском стиле в регулярной части Екатерининского парка. Она писала скульптору Э. Фальконе о своем увлечении античностью: "Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности… Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду".

Галерея предназначалась для прогулок и философских бесед. Комплекс Камероновой галереи включал залы для приемов, занятий и игр, библиотеку, помещения для прогулок.

Слайд15. <Рисунок 12>

Лестница Камероновой галереи. Камерон гениально просто решил монументальную лестницу и украсил ее устои двумя колоссальными статуями Геркулеса и Флоры, отлитыми из бронзы.

Слайд16. <Рисунок 13>

Терраса перед Холодными банями Чарльза Камерона.

Слайд17. <Рисунок 14>

Пандус Камероновой галереи. Императрица Екатерина II пожелала иметь дополнительный спуск в Екатерининский парк непосредственно из Висячего сада.

Приступая к разработке проекта, Ч. Камерон предложил не повторять уже имевшуюся в конце Камероновой галереи лестницу, а построить пологий спуск. Предложение было одобрено. Спуск впоследствии назвали Пандусом (с фр. — спокойный, легкий спуск).

Слайд18. <Рисунок 15>

Вид на Екатерининский дворец со стороны регулярного парка.

Слайд19. <Рисунок 16>

Более всего Пушкин любил великолепный парк…

Слайд 20. <Рисунок 17>

“Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес.
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.”

Слайд 21. <Рисунок 18>

В парках очень много воды…

Слайд 22. <Рисунок 19>

фонтанов…

Слайд 23. <Рисунок 20>

Сам Пушкин подарил бессмертие этой красавице:

“Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.”

Слайд 24. <Рисунок 21>

Красивых павильонов… Павильон “Эрмитаж”

В XVIII веке в регулярных парках подобные павильоны (ermitage (фр.) - хижина отшельника) получили широкое распространение. Они предназначались для отдыха, обедов и развлечений владельца усадьбы или дворцовой резиденции в кругу немногих избранных: оборудование павильона механизмами, приводившими в движение подъемные столы, позволяло хозяину и его гостям обходиться без прислуги.

Слайд 25. <Рисунок 22>

Грот — садовый павильон в XVIII веке был обязательной принадлежностью регулярных парков. Расположенная перед Гротом пристань в годы Великой Отечественной войны была почти полностью разрушена и отстроена по новому проекту в граните.

Слайд 26. <Рисунок 23>

Турецкая баня - последний из павильонов, появившийся на территории Екатерининского парка. Это своеобразный памятник русско- турецкой войны 1828-1829 годов. Победоносным для России русско-турецким войнам посвящены также Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Слайд 27. <Рисунок 24> Летний павильон. В живописные пейзажи парка органично вплетаются экзотические павильоны в виде древних руин.

Слайд 28. <Рисунок 25> В летнем павильоне.

Слайды 29-39. Виды, ограда, внутреннее убранство Екатерининского дворца. (Рисунки невозможно представить из-за технических требований).

Слайд 31. На нем набрано стихотворение И. Анненского

“Там на картинах строги лица
И тонок там туман седой,
Великолепье небылицы,
Там нежно веет резедой.
Там нимфа с Таицкой водой,
Водой, которой не разлиться.
Там стала лебедем Фелица
И бронзой – Пушкин молодой.
Там воды зыблются светло,
И гордо царствуют березы.
Там были розы, были розы,
Пускай в поток их унесло.
Там все, что навсегда ушло,
Чтоб навевать сиреням грезы.
Скажите: "Царское Село" –
И улыбнемся мы сквозь слезы.”

Во время чтения этого стихотворения появляются и исчезают слайды с изображениями Екатерины II, ночного парка, фонтана “Девушка у разбитого кувшина”, лебедя, памятника Пушкину Р.Р. Баха, мостика с вазами.

Заключительный слайд. На нем появляется стихотворение А.С. Пушкина:

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда-б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Рефлексия.

Литература

А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Том первый. М, издательство “Художественная литература”. 1985 г.

Тексты и фотографии взяты из материалов Интернета.

Ссылки:

  1. http://medicine.domotvetov.ru/a/11074_97_ekaterinin.html Турецкая баня
  2. http://www.spb-guide.ru/page_507_3.htm Пушкин (Царское Cело) - фотографии
  3. http://www.peterlife.ru/st%20petersburg/alltourspushkin/all+tours+pushkin-034.htm город Пушкин фотогалерея pushkin internet photo gallery photo st.petersburg
  4. http://www.tzar.ru/information/plans Государственный музей-заповедник “Царское село”.