Важным условием повышения эффективности управления образовательным процессом, совершенствования процесса обучения – является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов образовательного процесса.
Наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в гимназии разработана модель мониторинга, которая направлена на аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения результатов учебного процесса и позволяющая прогнозировать желаемый результат.
Для того, что бы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть или знать обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек.
В связи с этим управление результатами обучения в нашей гимназии строится на системном мониторинге и прогнозировании результатов учебного процесса.
I этап подготовительный
На первом этапе мы определили цель нашей работы, предмет и объект исследования, приобрели программу “АРМАШ” (“Автоматизированное рабочее место администратора школы”) для обработки результатов исследования.
Целью нашей работы является “Управление результатами учебной деятельности на основе проблемного анализа и прогнозирования промежуточных результатов”
Объектом наших исследований являются классные коллективы гимназии №1
Предметом исследования является промежуточная и итоговая успеваемость учащихся.
Инструментарием для осуществления исследований является компьютерная программа “АРМАШ” (“Автоматизированное рабочее место администратора школы” авторы разработчики Злобинский А.В. и Платонов А.Г. г. Новосибирск 2002 г.)
II этап практический
Сбор информации осуществляется по триместрам, в программу вносятся все результаты учебной деятельности по каждому классу, каждому ученику, каждому предмету. После внесения они обрабатываются и анализируются.
Обработку результатов мониторинга мы осуществляем с помощью программы АРМ “Администратор Школы”. Несколько слов о самой программе. Программа позволяет автоматически составить отчет ОШ-1, РИК – 83, позволяет подготовить тарификацию. За короткое время можно получить любые списки учащихся или учителей с указанием стажа работы, аттестации, курсовой подготовки, образования, места жительства, семейного положения, номеров документов (паспорта, социального номера и т.д.). Аналогично можно вывести списки учащихся с указанием конкретных дат прибывших и выбывших учеников, имеющих одну четверку или тройку, состоящих на учете в ОППН, или состоящих под опекой, их адреса телефоны информацию о родителях.
С помощь программы возможно: формировать электронные базы данных;
- формировать федеральные и школьные учебные планы
- осуществлять операции по тарификации сотрудников
- осуществлять операции по “движению учащихся”;
- осуществлять мониторинг образовательной деятельности
- формировать отчеты, таблицы наполняемости классов, расчета учебных часов;
- составлять свободные отчеты по сотрудникам и учащимся;
- осуществлять мониторинг результатов класса;
- осуществлять мониторинг результатов работы учителя;
- осуществлять мониторинг результатов обучения каждого конкретного ученика;
В меню мониторинга образовательной деятельности, возможно, получить информацию по каждому классу, параллели, по школе в целом. А так же по отдельному предмету, по образовательной области или по всем предметам учебного плана, кроме того, программа рассчитывает средний бал по предмету, по каждому ученику, а также степень обученности по предмету, по ученику, по классу.
Таблица оценок учеников выглядит так:
(фрагмент таблицы)
Класс | 3б | ||||||||||||||||||||||
Предмет | Баш.яз., Ин.яз., Лит-ра, Русск.яз., родн.яз., Матем., ИЗО, Музыка, Труд | ||||||||||||||||||||||
Дата расчета | 18/11/2006 | ||||||||||||||||||||||
Nn | Ученики, Ф.И.О. | класс | Баш.яз. | Ин.яз. | Лит-ра | Русск.яз. | родн.яз. | Матем. | ИЗО | Музыка | Труд | Средний балл учащегося | СОУ | ||||||||||
1 трим. дата 18/11/2006 | |||||||||||||||||||||||
1 | Акшенцев Т. Ф. | 3б | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,56 | 84,0 | ||||||||||
2 | Альмухаметов Р. И. | 3б | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,11 | 68,0 | ||||||||||
3 | Артынова Ж. Ю | 3б | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,44 | 80,0 | ||||||||||
4 | Байкова А. А. | 3б | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,78 | 92,0 | ||||||||||
Средний балл по предмету | 4,50 | 4,12 | 4,50 | 3,96 | 4,23 | 4,00 | 4,31 | 4,85 | 4,65 | 4,35 | |||||||||||||
СОУ по предмету | 82,0 | 69,6 | 82,3 | 63,9 | 73,2 | 65,2 | 75,1 | 94,5 | 87,5 | 77,1 |
Данная таблица дает богатую пищу для размышления, например по какому предмету самый низкий средний балл, а по какому самый высокий, показывает степень обученности каждого учащегося, его рейтинг в классе, который можно определить по среднему баллу.
Итоговая информация по классам выглядит таким образом
Класс | 3б | ||||||||||||||||
Предмет | Баш.яз., Ин.яз., Лит-ра, Русск.яз., родн.яз., Окр. мир, ИЗО, Музыка, ф-ра, Труд | ||||||||||||||||
Дата выставления оценки | Название оценки | Кол. уч. | 5 | Одна 4 | 4 | Одна 3 | 3 | 2 | н\а | осв. | Кач-во | СОУ | |||||
18/11/2006 | 1 тримест | 21 | 4 | 1 | 9 | 3 | 2 | 0 | 0 | 2 | 66,67% | 80,95% |
Данная таблица и диаграмма позволяет анализировать результаты учебной деятельности класса за определенный период – триместр, полугодие, год.
Следующая таблица позволяет вести мониторинг результатов труда педагога.
Преподаватель | Байкова И.В. | |||||||||
Классы | 3б | |||||||||
Предметы | Лит-ра, Русск.яз., родн.яз., Окр. мир, Матем., Труд | |||||||||
Дата выставления оценки | Название оц. | Кол. оц. | отл. | хор. | уд. | неуд. | н\а | осв. | Ср. балл | СОУ |
18/11/2006 | 1 тримест | 95 | 55 | 39 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4,57 | 84,55 |
III этап аналитический
Таким образом, по итогам каждого триместра мы имеем информацию о результатах работы педагогического коллектива в разрезе классов, учителей, и каждого конкретного ученика. Последнее тем ценно, что мы имеем возможность управлять качеством результата через глубокий анализ и прогнозировать его на следующий триместр.
Алгоритм работы заключается в следующем:
1. Заместители директора получают результаты оценок учеников за триместр по каждому классу в курируемой параллели и анализируют эти результаты.
2. Определяют проблемные зоны по ученикам и по отдельным предметам, докладывают об этом на административном совещании.
3. Выявленные проблемные зоны обсуждаются с классным руководителем, учителем предметником, родителями и самим учеником.
4. После обсуждения, классный руководитель совместно с учеником и учителем, прогнозирует желаемый результат, который так же заносится в АРМАШ.
Таким образом, по каждому конкретному ученику мы прогнозируем результат, который хотим и можем получить по итогам следующего триместра. Конечно, не все желаемые результаты достигаются, но тогда мы, соотнося прогноз с полученными результатами проводим проблемный анализ по алгоритму.
- Какие результаты триместра нас не удовлетворяют?
- Какие проблемы процесса породили проблемы результатов?
- Какие проблемы условий явились причиной проблем процесса?
- Выстраиваем схему или перечень проблем процесса и условий.
- Определяем, что необходимо сделать для изменения условий.
С учетом проведенного анализа, продуманных действий по изменению условий снова прогнозируем желаемый результат.
Практика показала, что достижение намеченного результата всегда положительно сказывается на мотивации учащегося к учебной деятельности и учителя к достижению еще более высоких результатов. Не достижение намеченного результата, дает основания поразмышлять над проблемами как учителю, так и ученику и его родителям.