Цели:
- Ознакомить учащихся с группами карманов и их видами.
- Научить правильному выполнению накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности.
- Развивать глазомер, мышление и память при выполнении работ.
- Вырабатывать аккуратность при выполнении работ и бережное отношение к инструментам и приспособлениям.
Материально-техническое оснащение:
- Рисунки, детали кроя, инструкционные карты, образец наглядной поэтапной обработки кармана.
- Пособия с изображениями разных видов карманов.
- Нитки, ножницы, ручные иглы, наперсток, портновские булавки.
- Линейки, карандаши, швейные машины, утюг.
Ход урока
Организационная часть (3 мин.):
1. Написать тему урока на доске;
2. Проверить численность учащихся и готовность рабочих мест к уроку.
Основная часть:
Вводный инструктаж (22 мин.):
1. Сообщить тему и цель урока.
2. Объяснить новый материал в следующей последовательности:
* Группы карманов;
* Три основных вида внешних карманов;
* Требования к внешнему виду готовых карманов;
* Основные детали накладного кармана;
* Поузловая обработка накладного кармана, (во время показа обработки данного узла идет повторение Т.Б. при работе с тем инструментом, который необходим при выполнении данного этапа узла);
* В.Т.О. кармана.
Физ. Минутка (2 мин.)
Практическое выполнение учащимися данного узла в следующей последовательности (48 мин.):
1. Наметить линии сгиба припусков кармана, соблюдая направление нити основы;
2. Заметать верхний срез кармана;
3. Обработать верхний срез кармана строчкой постоянного назначения;
4. Заметать нижний припуск кармана;
5. Заметать боковые припуски кармана;
7. Окончательное В.Т.О кармана.
Физ. Минутка (2 мин.)
Текущий инструктаж:
Обходы рабочих мест учащихся:
- проверить начало работ;
- проверить правильность выполнения работ;
- проверить, как учащиеся пользуются инструкционными картами;
- контроль учителя за соблюдением учащимися Т.Б. при работе;
- выявление затруднений при обработке кармана.
Прием готовых работ учащихся (4 мин.):
- Проверить прочность углов, закрепление их двойной строчкой
(по форме треугольника или угла).
- Края карманов не должны растягиваться.
- Внешний вид карманов: ровнота краев, симметричность парных карманов по расположению на изделии, ровнота отделочных строчек и других отделочных элементов.
Уборка рабочих мест (3 мин.)
Заключительный инструктаж (4 мин.)
Анализ качества выполненных работ учащихся, оглашение оценок, показ лучших работ.
Домашнее задание (2 мин.): Повторить терминологию ручных работ.
Изложение нового материала в следующей последовательности:
1. ГРУППЫ КАРМАНОВ
/ Сопровождается показом наглядных пособий. (Приложение № 1)/
Существует большое множество разнообразных карманов. Они отличаются по внешнему виду, конструкции и способам обработки. Применение карманов различных видов позволяет разнообразить модели одежды. Но помимо декоративного назначения, карманы, имеют и утилитарное - для размещения в них небольших предметов. Такое назначение карманов определяет условия их эксплуатации (они не должны испытывать больших нагрузок), свойства материалов. В зависимости от места расположения на деталях одежды все карманы можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние карманы расположены на основных деталях изделия или в швах (полочках пальто, пиджака и других изделий, передних и задних половинках брюк и т.д.) и являются одним из немаловажных элементов оформления внешнего вида изделия.
Внутренние карманы расположены на деталях внутренней части изделия.
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНЕШНИХ КАРМАНОВ
/ Сопровождается показом наглядных пособий. (Приложение №2)
* Внешние карманы можно разделить на три основных вида: прорезные, карманы, расположенные в швах, и накладные. Каждый из этих видов карманов имеет ряд разновидностей, обусловленных конструкцией и способами обработки.
* Прорезные карманы могут быть с клапанами и обтачкой, с клапанами и двумя обтачками, без клапанов (в рамку), с застежкой-молнией, с листочками (боковые и верхние);
* Карманы в швах – с клапанами, без клапанов, с листочками, с застежкой-молнией;
* Накладные – с верхним и прорезным входом. Эти карманы в основном отличаются обработкой верхнего среза входа в карман. Бывают карманы с отрезной обтачкой (рис.а), с верхним срезом в подгибку на лицевую (рис.б) или изнаночную сторону, патой (рис.в), клапаном (рис.г)
3. ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ ГОТОВЫХ НАКЛАДНЫХ КАРМАНОВ
/Сопровождается просмотром учащимися карточек с требованиями и показом наглядных образцов-эталонов. (Приложение №3)
- При обработке карманов необходимо обеспечить прочность углов, хорошо закрепляя их двойной строчкой (по форме треугольника или угла).
- Края карманов не должны растягиваться при носке, что обеспечивается раскроем кармана по долевой нити.
- Большие требования предъявляются к внешнему виду карманов: ровнота краев, симметричность парных карманов по расположению на изделии, ровнота отделочных строчек, канта, оборки, кружев и других отделочных элементов.
4. ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ НАКЛАДНОГО КАРМАНА
/ Сопровождается просмотром учащимися деталей кроя накладного кармана. (Приложение №4)
- Собственно деталь накладного кармана, нить основы которой, как правило, совпадает с нитью основы детали, на которой расположен карман;
- Отделочные детали для оформления входа в карман – листочки, паты, обтачки, клапаны и т.д.
В нашем случи, необходима только деталь накладного кармана. Вы уже заметили, что она отличается от стандартного накладного кармана тем, что верхний срез его более вытянут - это зависит от выбранного способа обработки.
5. ПОУЗЛОВАЯ ОБРАБОТКА НАКЛАДНОГО КАРМАНА
/Сопровождается показом и объяснением самим учителем поэтапного выполнения данного узла. (Приложение № 5 инструкционная карта) /
- С изнаночной стороны кармана наметить линии сгиба на обработку верхнего, боковых и нижнего срезов. Верхний край на 4,5 см. от среза, боковые и нижний на 1 см.
- На изнаночной стороне кармана, по намеченной линии перегнуть верхний срез и заметать на 0,5 см. от среза.
- Перегнуть еще раз верхний сгиб, закрывая не обработанный срез. Заметать на 0,4см. От сгиба. Застрочить на 0,1 см. от строчки заметывания. Строчки 1 и 2 удалить. Выполнить В.Т.О.
- На изнаночную сторону кармана загнуть его нижний срез на 1 см. и заметать на 0,5см. От сгиба.
- На изнаночную сторону кармана загнуть боковые срезы на 1см. и заметать на 0,5см. от сгиба.
- Выполнить окончательное В.Т.О. кармана.
При объяснении и практическом выполнении учителем этапов поузловой обработки, по его просьбе учащиеся рассказывают Т.Б. при работе. Вопрос о Т.Б. должен задевать тот вид деятельности, который выполняется именно сейчас, тем самым, позволяя акцентировать внимание учеников также и на соблюдении ее. По ходу объяснения и показа поузловой обработки, учитель просит одного из учеников продолжить выполнение данного этапа.
После объяснения и показа каждого из этапов поузловой обработки необходимо узнать у учеников все ли им понятно, если что-то не понятно – объяснить снова.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ДАННОГО УЗЛА В СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
При выполнении работ у учащихся на столах находятся инструкционные карты, требования к качеству накладных карманов. На столе для образцов- эталонов лежат поэтапные образцы правильного выполнения данного узла (учащиеся в любой момент могут свободно подойти и сравнить свою работу с поэтапными образцами-эталонами.
1. наметить линии сгиба припусков кармана;
2. перегнуть на изнаночную сторону по намеченной линии верхний срез кармана и заметать;
3. наметить линии сгиба припусков кармана;
4. еще раз перегнуть, заметать и застрочить;
5. строчки заметывания удалить;
6. выполнить В.Т.О.
7. заметать нижний припуск кармана;
8. заметать боковые припуски кармана;
9. В.Т.О. припусков и всего узла.
Обходы рабочих мест учащихся с целью проведения текущих инструктажей:
- проверить начало работ;
- проверить правильность выполнения работ;
- проверить, как учащиеся пользуются инструкционными картами;
- контроль за соблюдением Т.Б. при работе;
- выявление и помощь при затруднениях обработки кармана.
ПРИЕМ ГОТОВЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ. Учитель проходит рабочие места учащихся с целью проверки окончательной работы и выставления оценок.
УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ. Учащиеся проводят уборку своих рабочих мест.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ: Анализ качества выполненных работ учащихся, оглашение оценок, показ лучших работ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Повторить терминологию ручных работ.