Цели: Математика: закреплять умение умножать двузначное число на однозначное, расширять математический кругозор, развивать мышление, речь.
Природоведение: закреплять знания об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: М. И. Моро “Математика” - 4 класс, игрушка – паровозик, магнитофон, апельсиновые корочки, яблоко, порезанное на кусочки, палочки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы потренируемся выполнять умножение двузначного числа на однозначное. Кроме того, повторим, с помощью чего мы воспринимаем окружающий мир. - Подойдите к доске, поставьте флажок на ту ступеньку лесенки, которая бы соответствовала вашим знаниям по этим темам.
II. Устный счёт. Кожа – орган осязания.
1. На доске зашифровано название органа чувств. Этот орган помогает нам воспринимать окружающий мир. Решив выражения, вы расшифруете слово.
72:8 | 35:7 | 54:6 | 15:5 |
*3 | *8 | *7 | *8 |
-7 | -10 | -21 | -20 |
:5 | :6 | :6 | :2 |
? к | ? ж | ? а | ? о |
4 10 5 7
К о ж а
Рассказ ученика о коже.
Кожа – орган осязания. Она упругая, тонкая, бледно-розового цвета. На коже есть поры, через которые кожа дышит, через поры выделяется жир и пот. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому она очень чувствительна к холоду, теплу и боли.
III. Решение задач.
- О каком органе вы узнали? Посмотрим, сможете ли вы с помощью этого органа определить, какой предмет находится у меня в пакете. (Ученик рукой нащупывает игрушку и определяет, что это электровоз)
- С помощью какого органа вы смогли это узнать? (С помощью кожи)
- Какое чувство использовали? (Осязание)
- Решим задачу №4 на с. 8 (один ученик читает, другие следят)
Задача. В конструкторе 54 детали. Из 12 деталей Юра сделал электровоз, а из остальных – вагоны. Сколько получилось вагонов, если на каждый пошло по 7 деталей?
- Что обозначает число 54? (Было 54 детали)
- Что обозначает число 12? (Столько деталей использовали на электровоз)
-Что обозначает число 7? (По 7 деталей пошло на каждый электровоз)
- Что нужно узнать?
-Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько всего деталей ушло на вагоны?)
- Как это узнать? (54 - 12)
- Можем теперь ответить на вопрос задачи? Как узнать количество вагонов? (Полученный результат разделить на 7)
- Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.
IV. Физминутка.
Дети под музыку выполняют произвольные движения.
V. Решение примеров. Уши – орган слуха.
- С помощью какого органа чувств вы услышали музыку? (С помощью ушей)
- Какое чувство использовали? (Слух)
- Об этом органе расскажет следующий ученик.
1. Рассказ ученика о слухе.
Слух – способность организма воспринимать звуковые волны, которые поступают в определённый участок головного мозга и перерабатываются там. Благодаря ютому мы слышим и понимаем речь, а затем уже учимся говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, потерявшие слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.
2. Сейчас я проверю вашу способность слышать, понимать речь и действовать по образцу.
Задание №1 (с. 8). Один ученик решает пример с комментированием, остальные слушают и записывают.
37 * 2 = (30 + 7) * 2 = 30 * 2 + 7 * 2 = 74
5 * 19 = 5 * (10 + 9) = 5 * 10 + 5 * 9 = 95
-Какое математическое свойство повторили? (Умножение суммы на число)
Самостоятельная работа.
№2 (1 и 2 ст.)
2 * 13 | 14 * 6 |
19 * 4 | 14 * 5 |
3 * 26 | 14 * 4 |
Проверка выполняется фронтально. Дети “цепочкой” называют правильные ответы.
- Рассмотрите 2 столбик примеров.
14 * 6
14 * 5
14 * 4
- Какое выражение можно записать следующим?
14 * 3
- Как, не вычисляя, найти значение этого выражения? (Уменьшить предыдущий ответ на 14).
VI. Задание на смекалку. Глаз – орган зрения.
1. Повторение геометрических фигур.
- Какие геометрические фигуры вы знаете?
- Что такое треугольник?
- Рассмотрите рисунок. Как переложить 3 палочки так, чтобы получилось 5 одинаковых треугольников?
Дети выполняют задание на смекалку, с. 8.
- Какой орган чувств помог вам рассмотреть головоломку? (Глаза)
- Какое чувство использовали? (Зрение)
- Об этом чувстве расскажет следующий ученик.
2.Рассказ ученика о зрении.
Глаз – орган зрения. Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз не видит предметы сразу. Он воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга, где эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете.
VII. Физминутка.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Всё чудесно расслабляется,
Дышится легко, ровно, глубоко.Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Потянулись, улыбнулись.
Реснички поднимаются,
Глазки открываются.
(Во время физминутки учитель выкладывает на стол апельсиновые корочки, затем сразу убирает).
VIII. Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса.
- Ребята, когда вы отдыхали, почувствовали ли вы знакомый запах? Какой?
- Какой орган чувств помог вам определить, что это апельсин? (Нос)
- Какое чувство использовали? (Обоняние)
- Что такое обоняние? (Способность человека воспринимать запахи)
- Если человек потерял обоняние, то он может отравиться, т. к. не может определить испорченную пищу.
(Учитель даёт одному ученику попробовать яблоко. Глаза у него закрыты.)
- Что съел? Какой орган помог узнать, что это яблоко? (Язык)
- Какое чувство использовали? (Вкус)
Подготовленный ученик рассказывает о вкусе.
Орган вкуса – язык. Он передаёт ощущение, которое возникает при воздействии растворённых в слюне веществ на вкусовые сосочки. Кончик языка более чувствителен к сладкому, корень языка – к горькому, а края языка – к кислому. От вкусовых ощущений зависит аппетит.
- Как одним словом можно назвать яблоко и апельсин? (Фрукты)
- Решим задачу про фрукты.
Задача. На одной яблоне росло 20 яблок, а апельсинов в 4 раза меньше. Сколько всего фруктов росло на дереве?
-Всё ли правильно в задаче? Измените задачу, чтобы можно было решить её, решите самостоятельно.
IX. Домашнее задание.
Выберите любое задание на с. 8 и выполните его.
X. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Какой орган человека контролирует все органы чувств?
- Какие органы нужны нам для того, чтобы хорошо учиться?
- Подойдите к доске и оцените свою работу на уроке, поставьте флажок на соответствующую ступеньку.