Развитие творческих способностей каждого ученика, сплочение классного коллектива, привлечение родителей к воспитательному процессу – все эти, да и не только эти задачи стоят всегда перед классным руководителем. Но где найти для решения всех этих проблем время? Может быть, Вам поможет в этом мой многолетний опыт в проведении классных вечеров отдыха.
В пятом классе, как только познакомилась с учениками, я разбиваю класс на команды. Для этого мы выбираем четырех капитанов, которые по очереди набирают себе команду (по одному человеку каждый). Таким образом, класс делится на более или менее дружественные мини-коллективы (переход или обмен членов в другие команды запрещен – это оговаривается сразу и обжалованию не подлежит, какие бы слезы при этом не проливались). Я объявляю, что через две недели мы проводим “Осенний бал” и выдаю домашнее задание. Команды должны:
- придумать название, приветствие, девиз, эмблему,
- три-четыре загадки на тему “Осень”
- подготовить номер художественной самодеятельности,
- маленькую сказку (например “Красная Шапочка и Серый волк”, “Репка”, “Колобок”, “Волк и семеро козлят”
- принести кисточки, краски, ножницы, растительный материал для икебаны.
Так как в пятом классе родители еще охотно помогают детям, то Ваше домашнее задание команды за две недели выполнят. Если Вы
уже знакомы с родителями и хорошо знаете, кто из них будет Вам помощником, то капитанами можно в первый раз назначить их детей, заранее обговорив с родителями их помощь при подготовке вечера. На сам вечер Вы приглашаете всех родителей. Если их пришло много, то у Вас будут и зрители и жюри, которое Вы усаживаете за отдельный столик. Команды так же рассаживаются за отдельные столы. Капитаны тащат жребий, и праздник начался.
Большую часть конкурсов Вы уже с детьми обсудили, но некоторые им неизвестны. План проведения праздника примерно таков;
- представление и приветствие команд,
- нарисовать кленовый лист на половинке листа ватмана, вырезать его и написать стихотворение про осень (хотя бы четыре строки),
- конкурс загадок,
- номер художественной самодеятельности,
- составить осеннюю икебану, из принесенного командами растительного материала,
- буриме (Вы выдаете командам заранее приготовленные Вами окончания строк стихотворения, то есть задаете рифму. Это может быть одно на всех стихотворение, можно задать разные четверостишия одного и того же произведения, тогда Вы все вместе сначала прослушаете новые стихи, а затем Вы зачитаете авторский текст. Все зависит лишь от Вашей изобретательности.)
- представление сказки.
Не забывайте время от времени предоставлять слово жюри, тем самым Вы будете поддерживать дух соперничества и у детей и у родителей (частенько это приносит неоспоримую пользу при подготовке следующих вечеров). Но никогда не участвуйте в работе жюри сами! Вы должны оставаться для детей лицом нейтральным, предоставляя родителям возможность оценивать самим своих детей и своим взвешенным судейством избегать конфликтных ситуаций.
Конечно же, Вы можете сами добавлять и изменять конкурсы, но будьте уверены, полтора – два часа пролетят незаметно и дети сами попросят Вас провести следующий вечер Его можно провести по окончании четверти, не забыв при этом поменять капитанов и состав команд.
Вот уже семнадцать лет я использую эту методику с пятого по девятый класс. Результат всегда был положительным. Так как состав команд всегда меняется, то каждый ребенок побывает и в роли лидера и в роли подчиненного. От участия каждого зависит успех команды. Здесь на вечере все свои и поэтому можно не стесняться и при этом быть полезным. К концу шестого класса исчезают большие конфликты в коллективе, ребята становятся ответственнее и дружелюбнее, с большим желанием принимают участие во всех классных делах.