Цели урока:
- обобщить знания учащихся по теме “Положительные и отрицательные числа”;
- закрепить навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
- развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать
- воспитание положительной мотивации к учению.
Ход урока
1. Организационный момент
– сообщаю тему и цели урока
2. Проверка домашнего задания
(Были даны примеры на сложение и вычитание, и ответы зашифрованы буквой. В итоге должно было получиться следующее выражение “Математика ум в порядок приводит. ”)
Под таким девизом мы и начнем сегодняшний урок.
3. Выполнение упражнений.
Из чисел:
1; -4,3; -3,9; 3,2; -4; 8; 3,9; -(-4); 10; -1; 0; -8 (заранее написанных на доске).
Выберите:
а) натуральные
- Какие числа называются натуральными?
б) целые
- Какие числа называются целыми?
в) положительные
- Какие числа называются положительными?
г) отрицательные
- Какие числа называются отрицательными?
д) неположительные
- Какие числа называются неположительными?
е) неотрицательные
- Какие числа называются неотрицательные?
ж) пары противоположных чисел
- Какие числа называются противоположными?
Неположительные: -4,3 ; -3,9; -4; -1; -8; 0
Расставьте неположительные числа в порядке возрастания и подпишите соответствующие буквы.
-4,3 О -3,9 У -4 Д -1 Л -8 М 0 Ь
Итак, какое слово получили?
(модуль)
- Что такое модуль?
- Для чего он нужен?
(для сравнения чисел, для сложения и вычитания чисел).
- Как сравнить, два отрицательных числа?
- Как сравнить два положительных числа?
Работа с перфокартой
(Лист делим на три части, сгибаем по линиям так, чтобы в середине получился пробел, на 1 и 3 частях записаны числа, которые нужно сравнить. В середину перфокарты вставляется чистый лист, на котором учащиеся будут ставить знак: <; >; =).
-17,5 17,75
-134,5
-34,5
-24,35
-135,7
135,7
-15
0 0
0,001
-40,1
-24,1
21,7
-21,7
1
(для сильных учащихся можно дать следующее задание)
Заполни пропуски
а < в, если разность а – О
а < в, если разность а – О
а = в, если разность а - О
а - в , если а > в
а - в = О, если а…в
а - в < О, если а…в
Графический диктант.
Возможно ли, что:
1. Модули двух чисел равны, то эти числа не равны между собой
2. Модуль1 числа больше модуля 2 числа, то первое число меньше второго?
3. Число больше своего модуля?
4. а больше – а?
Верно ли, что:
5. Противоположное число всегда меньше самого числа?
6. -а всегда есть отрицательное число?
7. а = -а,еслиа о (Если ответ “да”,то чертится отрезок, равный 2 клеткам ___,если ответ “нет”, то Таким образом, получится график Проверяю тут же заранее приготовленным трафаретом)
Режим уравнения (устно)
а) |х| = 32 б)|х| = -7 х = -32 или х = 32 корней нет
(письменно)
|х + 2| =4 (у доски) х +2 = -4 или х + 2 = 4 х = -4-2 х = 4-2 х = -6 х = 2
Ответ: -6; 2.
|х – 5| -7=3 (с комментированием)
|х -5|=10
х-5 = -10 или х-5=10 х = -10+5 х =10+5 х = -5 х = 15
Ответ:-5; 15.
- Какие правила мы использовали при решении уравнений?
(сложение чисел с разными знаками, отрицательных чисел, вычитание.)
- Как сложить два числа с разными знаками?
- Как сложить отрицательные числа?
- Как из одного числа вычесть другое?
(3,5-2,9) - (3,7-9,1) --1 (ученик на доске)
(0,48-1,2) - (0,92-1,4)
(1,4-3,1) + (5,6-8,7) -- 3 учащихся одновременно у доски.
(7,2-9,3) - (4-8,23) -- самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
Тестовое задание “Проверь себя!”
1. Чему равен модуль числа -1,3?
а)-1,3 б)1,3 в)-13 г)13
2. Чему равен модуль числа 7 1/3 ?
А) -7 1/3 Б) 7 1/3 В) 7 Г) -7
3. Сравните числа – 1/3 и -2/3
А) > Б) = В) <
4. Какое из чисел 3,5; -1/3; -3,5; ? на координатной прямой расположено правее других?
А) 3,5 Б) -1/3 В) -3,5 Г) ?
5. Какое из чисел 4,2; - 3 1/2;-2 /3;1/3 на координатной прямой расположено левее других?
А) 4,2 Б) -31/2 В) -21/3 Г) 1/3
Вычислите:
6. -0,72 + (-1,4)
А) -0,68 Б) 0,68 В) -2,12 Г) 2,12
7. -4,48 - (-1,2)
А) -3,28 Б) 3,28 В)-5,68 Г) 5,68
8. 2,1 + (-3,5)
А) 5,6 Б) -5,6 В) 1,4 Г) -1,4
9. 0,998 – (-0,998)
А) 0 Б) -1,996 В) 1,996
Дополнительно.
Числа а,в,с- отрицательные.
Дополните равенства:
| а | = ….
|-в | =….
| –с | =….
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание: № 1091 (1); № 1097 (а,б,в) (комментируется учителем)