Тема урока: "Электронный учебно-методический пакет как средство построения индивидуальной траектории обучения. УМП "Табличный процессор Excel"

Разделы: Информатика


Основная цель УМП: он должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, обеспечить усвоение базового уровня знаний всеми учащимися.

На изучение всего материала отводится 9 уроков, но учитель может скоординировать свою деятельность и деятельность учащихся таким образом, что отдельные учащиеся могут изучить материал по методу опережающего обучения, сдавая все контролирующие тесты, практические и проверочные работы по индивидуальной программе. То есть учащийся может сделать “шаг вперёд”, или при необходимости “шаг назад” в том случае если материал не усвоен в течение урока (или при проведении тестирования и самотестирования учащийся не набрал нужный балл). Все результаты фиксируются учителем в карту- таблицу отслеживания знаний, умений и навыков учащихся.

Учащиеся, которые успешно справились с изучением тем УМП (по методу опережающего обучения), выполняют индивидуальные творческие проекты. Тематика проектов также представлена в виде текстового файла в папке ученика.

Таким образом, выстраивается индивидуальная траектория обучения. В конце всего обучения учитель строит карту-мониторинг обученности. В качестве эксперимента учитель может сравнить ЗУНы учащихся при традиционном обучении в какой-нибудь отдельной группе, и ЗУНы другой группы, где у учащихся была возможность изучить этот же материал за более короткий срок, тем самым освободить учебное пространство урока для творческих проектов.

Электронный учебно-методический пакет состоит из нескольких вложенных папок (описание УМП, папка ученика, папка учителя, оценка проектов), и непосредственно рабочей презентации, содержащей все выходы на материалы УМП. В папке ученика находятся опорные конспекты, контрольные листы, базовые листы, тесты, практикумы, образцы упражнений, учебные презентации. В папке учителя размещено методическое сопровождение к каждому уроку, таблицы, контролирующие и фиксирующие ЗУН учащихся, обучающие презентации. Все материалы связаны ссылками, что помогает очень быстро перейти к нужному объекту УМП.

Тематическая структура УМП:

Блок 1 (1 урок)

Табличная форма представления данных:

  • Табличная форма представления данных;
  • Электронные таблицы.

Блок_2 (1 урок)

Электронные таблицы:

  • Типы данных;
  • Правила записи формул;
  • Технология обработки табличных вычислений на ПК.

Блок_3 (1 урок)

Табличный процессор Excel:

  • Возможности Excel;
  • Запуск Excel и элементы рабочей таблицы;
  • Действия над рабочими таблицами;
  • Перемещение по листу рабочей таблицы;
  • Клавиши перемещения;
  • Перемещение между листами рабочей таблицы;
  • Переименование листа рабочей таблицы;
  • Изменение ширины столбца и высоты строки.

Блок_4 (3 урока)

Работа с данными в Excel:

  • Ввод данных в Excel;
  • Сохранение и защита данных;
  • Формулы обработки данных;
  • Перемещение и копирование данных;
  • Перемещение данных с помощью мыши;
  • Копирование данных с помощью команды Заполнить;
  • Копирование и перемещение информации из одной таблицы в другую;
  • Автоматическое форматирование рабочей таблицы;
  • Печать таблиц.

Блок_5 (3 урока)

Графические возможности Excel:

  • Работа с диаграммами;
  • Вставка графических объектов;
  • Контрольное тестирование.

Блок_5.

“Графические возможности табличного процессора Excel”.

Временной отрезок: 2 урока (теория + практика).

Основная тема: “Построение диаграмм”.

Рассматриваемые вопросы:

  • Работа с диаграммами;
  • Мастер диаграмм;
  • Виды диаграмм;
  • Вставка графических объектов.

Опорный материал для учащихся: Базовый лист, учебная презентация, материал учебника - т.11.3, стр.188-198 (информатика –8 класс, Н.Т. Ермеков, Н.Ф. Стифутина).

Цель:

Изучив данный блок, вы познакомитесь со следующими понятиями:

  • диаграмма;
  • Мастер диаграмм;
  • электронная таблица;
  • легенда;
  • заголовки;
  • ось категорий;
  • ось значений;
  • тип диаграммы.

Научитесь:

  • строить диаграммы пяти основных типов: круговые, столбиковые, линейные, областные;
  • работать с Мастером диаграмм;
  • определять тип диаграмм в зависимости от ее назначения;
  • выделять и группировать данные, которые в диаграмме должны быть отображены;
  • внедрять графические объекты в таблицу;
  • оформлять таблицу.

Используемый материал: опорный конспект, презентация, базовый лист, контрольный лист, практикум, диаграммник.

Используемое оборудование и ПО: компьютеры, программа Power Point,Word.

Первичные знания учащихся:

  • запускать табличный процессор;
  • уметь создавать рабочие таблицы;
  • выполнять основные действия над Рабочими таблицами;
  • перемещаться по листу РТ;
  • изменять ширину столбца и высоту строки;
  • вводить данные и обрабатывать их;
  • уметь работать с формулами;
  • решать прикладные задачи;
  • сохранять рабочие таблицы.

План урока №7:

1. Подготовительный этап:

  • организационный момент;
  • объявление целей урока;
  • проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания:

  • контрольный лист (по вариантам (всего 8 вариантов), выход на варианты контрольных листов из опорного конспекта).

(Этот метод опроса можно проводить выборочно).

3. Теоретическая часть:

  • Лекционный материал:
  • Просмотр учебной презентации;
  • Работа с базовым листом;
  • Работа по опорному конспекту.

4. Практическая часть:

  • Выполнение практикума.

6. Завершающий этап:

  • Домашнее задание;
  • Отслеживание ЗУН учащихся в таблице-карте.

Работа по плану:

1. Подготовительный этап:

  • Проверка по списку;
  • Объявление целей занятия:

Цель занятия состоит в следующем, сегодня вы узнаете: для чего нужны диаграммы, какого типа диаграммы бывают, из чего они состоят, научитесь создавать диаграммы с помощью Мастера диаграмм.

2. Проверка домашнего задания:

Учащимся предлагается открыть файл Опорный конспект_7 (содержащий все выходы на материалы урока).

Запуск: УМП_Табличный процессор- папка ученика - папка урок_7- папка Опорный конспект-файл Опорный конспект.

  • предварительное повторение перед проверкой знаний по Базовым листам _6.
  • Фронтальный опрос по базовому листу_6.

Проводится проверка ЗУН учащихся.

3. Теоретическая часть:

Учащиеся запускают опорный конспект, содержащий все выходы на материалы урока.

Лекционный материал:

Работа с диаграммами:

Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. А если статистические данные еще представлены в виде красивых диаграмм, то им цены нет.

Диаграммы EXCEL очень облегчают понимание представленных данных. Одно дело написать, что ассигнования на нужды образования недостаточны, и совсем другое – графически показать соотношения расходов на образования.

Прежде всего, надо уточнить терминологию и лишь, затем вплотную приступать к созданию диаграмм. Во-первых, чтобы понимать процесс, разбираться в терминах просто необходимо.

Во-вторых, они пригодятся в случае, если вам придется воспользоваться справочной системой EXCEL.

Вы познакомитесь с основными терминами и попробуете читать и создавать собственные диаграммы.

Работа с базовым листом (выход с Опорного конспекта на Базовый лист).

Основные определения. <Приложение 1>

Просмотр учебного файла “Гистограмма” (подробный разбор по Базовому листу). Запуск учебного файла:

(УМП Табличный процессор-папка учителя - папка Урок_7-папка Конспект урока - файл Учебный). <Приложение 2>

Мастер диаграмм:

Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм:

А) Выделите ячейки, на основе которых создается диаграмма (включая название).

Б) Щелкните по кнопке Мастер диаграмм.

В) Отвечайте на вопросы Мастера, щелкайте по кнопке “Далее” для перехода к следующему окну, или по кнопке “Назад” для возврата к предыдущему.

Г) Щелкните по кнопке “Готово”.

(выход с Опорного конспекта на Презентацию_1):

Просмотр учебной презентации:

Демонстрация учебной презентации:

(Запуск: папка учителя – папка Урок_7- папка Презентация - файл Презентация_1).

Вставка графических объектов:

Вставка графических объектов в таблицу осуществляется аналогично вставке рисунка в Word. Вставка- Рисунок – Картинки - (ваш выбор рисунка). Перемещение, удаление, копирование, увеличение и уменьшение рисунка выполняются также аналогично.

4. Практическая часть:

Рассмотрим на практике создание диаграмм (круговой, гистограммы и т.д).

Учащиеся запускают Практикум из опорного конспекта.

Выполнение практикума

(Запуск: папка ученика - папка Урок_7 - папка Практикум- файл Практикум_7):

Практикум_7

Тема занятия: “Построение диаграмм”.

Выполните упражнения:

Упражнение_1

Построим круговую диаграмму, чтобы ответить на вопрос, какая облачность была в ноябре чаще всего. Для этого выполним следующие действия.

Порядок выполнения задания:

1) Запустите Excel (щёлкните Запуск)

2) Создайте вычислительную таблицу по условию задачи.

таблица

  А В С
1

Прогноз погоды

2 ясно облачно Переменная облачность
3 3 15 12

2) Построение круговой диаграммы с помощью Мастера диаграмм:

А) выделите ячейки, на основе которых создается диаграмма (включая название).

Б) щелкните по кнопке Мастер диаграмм.

В) отвечайте на вопросы Мастера, щелкайте по кнопке “Далее” для перехода к следующему окну, или по кнопке “Назад” для возврата к предыдущему.

Г) щелкните по кнопке “Готово”.

3) Постройте ещё несколько диаграмм (гистограмму, график и т.д) к этим же данным.

4) Сделайте вывод, какая диаграмма больше всего соответствует запросу в задаче?

Изменения в файле не сохранять!

Упражнение_2

1. Постройте таблицу, в которую в течение недели запишите время, потраченное на школу, уроки, прогулку, чтение, домашние дела, музыку, телевизор, еду, сон и другие дела.

2. Используя накопленные в таблице сведения:

постройте для каждого дня недели диаграмму (более подходящую для этого по вашему мнению) распределение времени между разными делами (чем и сколько времени вы занимались в понедельник, вторник, среду и т.д.).

Сохраните файл в папку Урок_7-папка Практикум-папка Результат- папка Класс-файл под своей фамилией.

Упражнение 3

Вставка графических объектов в таблицу осуществляется аналогично вставке рисунка в Word. Вставка- Рисунок – Картинки - (ваш выбор рисунка).

1.Вставьте в свою таблицу рисунок (на ваш выбор).

6. Завершающий этап:

Домашнее задание:

Домашнее задание:

т.11.3, стр.188-198 (информатика –8 класс, Н.Т. Ермеков, Н.Ф. Стифутина).

Составить базовый лист (в рабочей тетради) по материалам учебника: стр.188-198.

Выставление оценок в оценочную таблицу:

(Папка учителя - папка Урок_7- папка Контроль). <Приложение 3>