Основная цель УМП: он должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, обеспечить усвоение базового уровня знаний всеми учащимися.
На изучение всего материала отводится 9 уроков, но учитель может скоординировать свою деятельность и деятельность учащихся таким образом, что отдельные учащиеся могут изучить материал по методу опережающего обучения, сдавая все контролирующие тесты, практические и проверочные работы по индивидуальной программе. То есть учащийся может сделать “шаг вперёд”, или при необходимости “шаг назад” в том случае если материал не усвоен в течение урока (или при проведении тестирования и самотестирования учащийся не набрал нужный балл). Все результаты фиксируются учителем в карту- таблицу отслеживания знаний, умений и навыков учащихся.
Учащиеся, которые успешно справились с изучением тем УМП (по методу опережающего обучения), выполняют индивидуальные творческие проекты. Тематика проектов также представлена в виде текстового файла в папке ученика.
Таким образом, выстраивается индивидуальная траектория обучения. В конце всего обучения учитель строит карту-мониторинг обученности. В качестве эксперимента учитель может сравнить ЗУНы учащихся при традиционном обучении в какой-нибудь отдельной группе, и ЗУНы другой группы, где у учащихся была возможность изучить этот же материал за более короткий срок, тем самым освободить учебное пространство урока для творческих проектов.
Электронный учебно-методический пакет состоит из нескольких вложенных папок (описание УМП, папка ученика, папка учителя, оценка проектов), и непосредственно рабочей презентации, содержащей все выходы на материалы УМП. В папке ученика находятся опорные конспекты, контрольные листы, базовые листы, тесты, практикумы, образцы упражнений, учебные презентации. В папке учителя размещено методическое сопровождение к каждому уроку, таблицы, контролирующие и фиксирующие ЗУН учащихся, обучающие презентации. Все материалы связаны ссылками, что помогает очень быстро перейти к нужному объекту УМП.
Тематическая структура УМП:
Блок 1 (1 урок)
Табличная форма представления данных:
Табличная форма представления данных;
Блок_2 (1 урок)
Электронные таблицы:
Типы данных;
Блок_3 (1 урок)
Табличный процессор Excel:
Возможности Excel;
Блок_4 (3 урока)
Работа с данными в Excel:
Ввод данных в Excel;
Блок_5 (3 урока)
Графические возможности Excel:
Работа с диаграммами;
Блок_5.
“Графические возможности табличного процессора Excel”.
Временной отрезок: 2 урока (теория + практика).
Основная тема: “Построение диаграмм”.
Рассматриваемые вопросы:
- Работа с диаграммами;
- Мастер диаграмм;
- Виды диаграмм;
- Вставка графических объектов.
Опорный материал для учащихся: Базовый лист, учебная презентация, материал учебника - т.11.3, стр.188-198 (информатика –8 класс, Н.Т. Ермеков, Н.Ф. Стифутина).
Цель:
Изучив данный блок, вы познакомитесь со следующими понятиями:
- диаграмма;
- Мастер диаграмм;
- электронная таблица;
- легенда;
- заголовки;
- ось категорий;
- ось значений;
- тип диаграммы.
Научитесь:
- строить диаграммы пяти основных типов: круговые, столбиковые, линейные, областные;
- работать с Мастером диаграмм;
- определять тип диаграмм в зависимости от ее назначения;
- выделять и группировать данные, которые в диаграмме должны быть отображены;
- внедрять графические объекты в таблицу;
- оформлять таблицу.
Используемый материал: опорный конспект, презентация, базовый лист, контрольный лист, практикум, диаграммник.
Используемое оборудование и ПО: компьютеры, программа Power Point,Word.
Первичные знания учащихся:
- запускать табличный процессор;
- уметь создавать рабочие таблицы;
- выполнять основные действия над Рабочими таблицами;
- перемещаться по листу РТ;
- изменять ширину столбца и высоту строки;
- вводить данные и обрабатывать их;
- уметь работать с формулами;
- решать прикладные задачи;
- сохранять рабочие таблицы.
План урока №7:
1. Подготовительный этап:
организационный момент;
2. Проверка домашнего задания:
- контрольный лист (по вариантам (всего 8 вариантов), выход на варианты контрольных листов из опорного конспекта).
(Этот метод опроса можно проводить выборочно).
3. Теоретическая часть:
Лекционный материал:
4. Практическая часть:
Выполнение практикума.
6. Завершающий этап:
Домашнее задание;
Работа по плану:
1. Подготовительный этап:
Проверка по списку;
Цель занятия состоит в следующем, сегодня вы узнаете: для чего нужны диаграммы, какого типа диаграммы бывают, из чего они состоят, научитесь создавать диаграммы с помощью Мастера диаграмм.
2. Проверка домашнего задания:
Учащимся предлагается открыть файл Опорный конспект_7 (содержащий все выходы на материалы урока).
Запуск: УМП_Табличный процессор- папка ученика - папка урок_7- папка Опорный конспект-файл Опорный конспект.
- предварительное повторение перед проверкой знаний по Базовым листам _6.
- Фронтальный опрос по базовому листу_6.
Проводится проверка ЗУН учащихся.
3. Теоретическая часть:
Учащиеся запускают опорный конспект, содержащий все выходы на материалы урока.
Лекционный материал:
Работа с диаграммами:
Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. А если статистические данные еще представлены в виде красивых диаграмм, то им цены нет.
Диаграммы EXCEL очень облегчают понимание представленных данных. Одно дело написать, что ассигнования на нужды образования недостаточны, и совсем другое – графически показать соотношения расходов на образования.
Прежде всего, надо уточнить терминологию и лишь, затем вплотную приступать к созданию диаграмм. Во-первых, чтобы понимать процесс, разбираться в терминах просто необходимо.
Во-вторых, они пригодятся в случае, если вам придется воспользоваться справочной системой EXCEL.
Вы познакомитесь с основными терминами и попробуете читать и создавать собственные диаграммы.
Работа с базовым листом (выход с Опорного конспекта на Базовый лист).
Основные определения. <Приложение 1>
Просмотр учебного файла “Гистограмма” (подробный разбор по Базовому листу). Запуск учебного файла:
(УМП Табличный процессор-папка учителя - папка Урок_7-папка Конспект урока - файл Учебный). <Приложение 2>
Мастер диаграмм:
Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм:
А) Выделите ячейки, на основе которых создается диаграмма (включая название).
Б) Щелкните по кнопке Мастер диаграмм.
В) Отвечайте на вопросы Мастера, щелкайте по кнопке “Далее” для перехода к следующему окну, или по кнопке “Назад” для возврата к предыдущему.
Г) Щелкните по кнопке “Готово”.
(выход с Опорного конспекта на Презентацию_1):
Просмотр учебной презентации:
Демонстрация учебной презентации:
(Запуск: папка учителя – папка Урок_7- папка Презентация - файл Презентация_1).
Вставка графических объектов:
Вставка графических объектов в таблицу осуществляется аналогично вставке рисунка в Word. Вставка- Рисунок – Картинки - (ваш выбор рисунка). Перемещение, удаление, копирование, увеличение и уменьшение рисунка выполняются также аналогично.
4. Практическая часть:
Рассмотрим на практике создание диаграмм (круговой, гистограммы и т.д).
Учащиеся запускают Практикум из опорного конспекта.
Выполнение практикума
(Запуск: папка ученика - папка Урок_7 - папка Практикум- файл Практикум_7):
Практикум_7
Тема занятия: “Построение диаграмм”.
Выполните упражнения:
Упражнение_1
Построим круговую диаграмму, чтобы ответить на вопрос, какая облачность была в ноябре чаще всего. Для этого выполним следующие действия.
Порядок выполнения задания:
1) Запустите Excel (щёлкните Запуск)
2) Создайте вычислительную таблицу по условию задачи.
таблица
А В С 1 Прогноз погоды
2 ясно облачно Переменная облачность 3 3 15 12
2) Построение круговой диаграммы с помощью Мастера диаграмм:
А) выделите ячейки, на основе которых создается диаграмма (включая название).
Б) щелкните по кнопке Мастер диаграмм.
В) отвечайте на вопросы Мастера, щелкайте по кнопке “Далее” для перехода к следующему окну, или по кнопке “Назад” для возврата к предыдущему.
Г) щелкните по кнопке “Готово”.
3) Постройте ещё несколько диаграмм (гистограмму, график и т.д) к этим же данным.
4) Сделайте вывод, какая диаграмма больше всего соответствует запросу в задаче?
Изменения в файле не сохранять!
Упражнение_2
1. Постройте таблицу, в которую в течение недели запишите время, потраченное на школу, уроки, прогулку, чтение, домашние дела, музыку, телевизор, еду, сон и другие дела.
2. Используя накопленные в таблице сведения:
постройте для каждого дня недели диаграмму (более подходящую для этого по вашему мнению) распределение времени между разными делами (чем и сколько времени вы занимались в понедельник, вторник, среду и т.д.).
Сохраните файл в папку Урок_7-папка Практикум-папка Результат- папка Класс-файл под своей фамилией.
Упражнение 3
Вставка графических объектов в таблицу осуществляется аналогично вставке рисунка в Word. Вставка- Рисунок – Картинки - (ваш выбор рисунка).
1.Вставьте в свою таблицу рисунок (на ваш выбор).
6. Завершающий этап:
Домашнее задание:
Домашнее задание:
т.11.3, стр.188-198 (информатика –8 класс, Н.Т. Ермеков, Н.Ф. Стифутина).
Составить базовый лист (в рабочей тетради) по материалам учебника: стр.188-198.
Выставление оценок в оценочную таблицу:
(Папка учителя - папка Урок_7- папка Контроль). <Приложение 3>