Использование информационных технологий на уроках литературы

Разделы: Литература


Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Бернард Шоу.

XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому при составлении домашнего задания стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Творческие задания. Обычно они выполняются на добровольных началах, но стимулируются высокой оценкой и похвалой.

Диапазон творческих заданий широк, но остановлюсь на нескольких из них.

Снимаем фильм.

Еще в 20-е годы учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по литературному тексту. В последнее время этот приём снова привлёк внимание, так как создание киносценария – это своеобразное изучение текста, в ходе которого учащиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъёмки. Действующие лица оживают, произведение увлекает учеников, а также их родителей, младших и старших сестренок и братишек – идёт коллективное сотворчество, все учатся решению проблем сообща.

На сегодняшний день в моей педагогической копилке два видеофильма: “Уездный город N” (по комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”) и “Мёртвые души” (по комедии Н.В.Гоголя “Мёртвые души”).

В процессе работы создается ситуация успеха: ученики стараются показать все, что знают, умеют и могут.

Создание фотогалереи.

Каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг – фотопортрет. Работа выполняется группами по 5-6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности. Работая над созданием фотогалереи помещиков из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”, ученики сосредоточили свое внимание на художественных деталях, характеризующих героев поэмы.

Фантастическая добавка

Ребята сочиняют и создают, используя текстовый редактор Microsoft Word, графический редактор Paint, Adobe PhotoShop, письмо господину П. И. Чичикову от имени ученика 9 класса, весьма подкованного в вопросах экономики и литературы (работа индивидуальная), которое отражает осознанный ими итог разговора о главном персонаже “Мертвых душ”.

Создание слайдов

С помощью программы Power Point создаю слайды для объяснения новой темы (т.е. иллюстрированный материал), что помогает воздействовать на сознание учащихся не только через слух, но и зрительно.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге.

Надо только помнить, что школу делает школой учитель.

“Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…”

Урок литературы в 9 классе, 2 часа

Урок посвящен жизни и творчеству поэтов, лично знавших Пушкина и близких ему по художественным взглядам. К поэтам “пушкинской плеяды” относятся Д. В. Давыдов, А. А. Дельвиг, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский.

Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 4 группы, каждая получила творческое задание – создать презентации по темам:

1 группа – Жизнь и творчество поэта Д. В. Давыдова

Цель: выявить влияние особой судьбы Давыдова на его поэзию: показать основные черты характера героя лирики поэта, рассмотреть традиции поэтов пушкинской поры в стихах, посвященных поэту-гусару.

2 группа – Жизнь и творчество П. А. Вяземского.

Цель: проследить основные вехи творческого пути П.А. Вяземского; изучить общие закономерности поэзии и художественное своеобразие старшего современника А.С.Пушкина.

3 группа – А. А. Дельвиг – поэт пушкинской поры.

Цель : раскрыть жизненный путь А.А.Дельвига (творческая дружба с А.С.Пушкиным), проанализировать художественно - поэтическое своеобразие “русских песен” и идиллий поэта.

4 группа – Е. А. Баратынский в пушкинском круге поэтов

Цель: рассмотреть личные и творческие связи Баратынского в пушкинском круге поэтов; проанализировать его основные произведения на фоне творческих поисков “пушкинской плеяды”.

В процессе подготовки к уроку участники групп занимались исследовательской деятельностью: работали с дополнительной литературой, энциклопедиями, осуществляли контекстный поиск фактологической информации, связанной с жизнью и творчеством поэтов, используя доступ в глобальную информационную сеть – Интернет; учащиеся выбирали наиболее важную и интересную информацию из огромного литературного материала, знакомились с лирическими произведениями замечательных поэтов, которые жили и творили вместе с Пушкиным, учились чувствовать дыхание поэзии пушкинской поры: наблюдали за глубиной поэтической мысли, за “могучим, гибким, звучным, совершенным литературным языком”, который обогатил всю русскую поэзию, за эмоциональной насыщенностью стихов.

Тема урока: Поэты пушкинской поры…

Тип урока – изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с творчеством поэтов пушкинской поры, выявить, что их объединяет;
  2. Сформировать понятие “пушкинская плеяда”;
  3. Развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы;
  4. Воспитывать уважение к творчеству русских поэтов;
  5. Воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • музыкальный центр.

Наглядность: портреты поэтов, выставка книг, компьютерные презентации.

План проведения урока

I. Организационный момент.

II. Поэты “пушкинской поры”:

  1. Вступительное слово учителя;
  2. Презентация 1 группы; чтение стихов;
  3. Презентация 2 группы; чтение стихов;
  4. Презентация 3 группы; чтение стихов; исполнение попурри;
  5. Презентация 4 группы; чтение стихов.

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись темы урока “Поэты пушкинской поры”.

II. Вступительное слово учителя

Первая треть XIX века — период расцвета русской поэзии. Именно она, а не проза (это произойдет позднее) определяла развитие русской литературы. Вместе с А.С. Пушкиным творили его современники — поэты пушкинской поры. Но прежде чем говорить о них, необходимо уяснить само понятие “пушкинская пора”. Если границы определять формально, то все поэты, писавшие в период жизни А.С. Пушкина, 1799–1837, включаются в этот круг.

Но логика подсказывает, что период следует ограничивать тем временем, когда пушкинская поэзия стала известна читателям. Литературный дебют Пушкина состоялся в 1814 году. Стихи до последних дней жизни поэта были неотъемлемой частью его творчества. Таким образом, границы поэзии пушкинской поры определяются 1814–1837 годами. Старшие современники — В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Катенин, Д. В. Давыдов, — сформировавшиеся как поэты в более раннюю эпоху, оказывали влияние на молодого Пушкина. Ровесники и младшее поколение современников, напротив, усваивали пушкинский поэтический опыт, развивая его в своем творчестве.

Составной частью понятия “пушкинская пора” является “пушкинская плеяда” — круг, включающий в себя поэтов, лично знавших А. С. Пушкина и близких ему по художественным взглядам. Здесь общение происходило на творческом, так и на личностно-дружеском уровне. К поэтам “пушкинской плеяды” и относятся Д. В. Давыдов, А.А. Дельвиг, Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский.

1.Выступает 1 группа:

План:

  1. Краткие биографические данные
  2. Лирический герой Давыдова
    • Отношение к гусарскому братству
    • Патриотические чувства
  3. Образ Давыдова в творчестве поэтов пушкинской поры.

2. Выступает 2 группа.

План:

  1. Краткие биографические сведения (знакомство и дружба с А.С. Пушкиным)
  2. Основные темы и мотивы стихотворений П.А.Вяземского. Как меняется их круг в последний период жизни поэта?
  3. Значение творчества П.А.Вяземского.

3. Выступает 3 группа.

План:

  1. Детские и отроческие годы
  2. А.А. Дельвига.
  3. Дружба с А.С.Пушкиным.
  4. Идиллии в поэзии А.А. Дельвига.
  5. Жанр “русской песни” в лирике поэта (исполняют попурри)

4.Выступает 4 группа.

План:

1. История личностного общения Баратынского с пушкинским кружком: знакомство с Дельвигом, Пушкиным, Вяземским.

2. Основные мотивы лирики Баратынского.

3. Художественное мастерство Баратынского.

III. Поэзия пушкинской поры – золотой век русской литературы. О поэтах этого времени нередко говорят, что они имели особый отпечаток, выгодно отличающий их от других поэтов.

Так в чём же этот особый пушкинский отпечаток?

  • в стремлении утвердить в поэзии новые идеи, формы;
  • открытие внутреннего мира человека, его психологии, душевного состояния;
  • поэтов пушкинской поры объединяет культ художественного мастерства;
  • поэзия развивается в разных направлениях, создавая замечательные образцы новых лирических жанров: баллады, дружеского послания, песни, романса, сонета и особенно элегии.

4. Домашнее задание: письменный анализ понравившегося стихотворения.

Литература.

  1. Видеоэнциклопедия для народного образования. Писатели России.- М.: Киновидеостудия “Кварт”.
  2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : Пособие для учителя. – 5-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2003.
  3. Русская литература 19 века. 9 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля. : В 2 ч. – Ч.1. – М., Московский Лицей , 2003.
  4. Степанова Н.Л.Поэты пушкинской поры.- М.: Художественная литература, 1972.